Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2005

Тематические страницы

«Мы не останавливаемся в развитии»

Серебряный колокольчик, доставшийся этой школе на конкурсе, теперь постоянно напоминает ее ученикам и всему педагогическому коллективу о том, что они вошли в десятку лучших школ 2004/2005 учебного года. Они, конечно же, гордятся этим и, конечно же, не собираются останавливаться на достигнутом.

Как восклицал, обращаясь к куплетисту Аркадию Велюрову, герой фильма «Покровские ворота» Костик в блестящем исполнении Олега Меньшикова: «Вам необходим творческий непокой!» Творческий непокой в гимназии присутствует постоянно. Но особенно чувствовался в день моего посещения этого образовательного учреждения.

Получилось так, что я оказалась в гимназии № 1 города Кирово-Чепецка на следующий день после объявления результатов конкурса. Полчаса езды по тряской дороге из Кирова – и вас встречает Кирово-Чепецк с его химзаводом на окраине. Сама гимназия утопает в зелени: черемуха окружает ее со всех сторон. Вернувшаяся из Москвы во главе с директором команда, представлявшая гимназию на конкурсе, тогда еще не вполне осознала свой успех. Отложенные на время поездки дела требовали внимания директора, через несколько часов ожидался педсовет, шла подготовка к «Последнему звонку» – словом, в гимназии царила рабочая атмосфера, когда все расписано буквально по минутам. Но, несмотря на загруженность, директор Александр Петрович ХОДЫРЕВ сумел выделить время для прогулки по школе и беседы.


Директор Александр Ходырев:
«Успех любого образовательного учреждения
зависит прежде всего от внутреннего
состояния его руководителя»

Пока гуляли по школе, заходили в классы, библиотеку, зал для занятий хореографией, выяснилось несколько интересных цифр. Во-первых, гимназия в этом году отмечает свое 15-летие – возраст хоть и небольшой, но значительный. Во-вторых, в школе работает 100 самых разнообразных кружков и секций. В-третьих, здесь необычайно гордятся своими педагогами, которые создали более двух десятков методических разработок, авторских программ и учебных пособий. А еще мне с гордостью показали ксерокс и принтер, в буквальном смысле слова добытые учителями гимназии: эти призы им вручали за победу в различных конкурсах и международных программах.

Показывая свои владения, Александр Петрович замечает, что гимназия не может останавливаться в своем развитии. «Я глубоко убежден в том, что гимназия не может просто иметь свой статус, – говорит он. – Мы должны постоянно доказывать, что мы – гимназия, что чем-то отличаемся от школы, что постоянно находимся в поиске».

Собственно, эта мысль и стала лейтмотивом нашего разговора.

Гимназические составляющие

Итак, Александр Петрович, каким образом вы стараетесь подтверждать статус гимназии?

– Начну с самого очевидного – с языковой составляющей, которая у нас преобладает. Причем тот факт, что ребенок впоследствии заговорит на иностранном языке, для нас вторичен (а вообще наши ученики свободно общаются с зарубежными сверстниками и являются участниками международной программы «Интеркультура»). Для нас важно, что дети, соприкасаясь через изучение языка с другой культурой, поднимаются на иной уровень обучения, у них появляются устойчивые связи между предметными областями.


Вот так выглядит сегодня фасад одной из лучших
школ России. Любимым высказыванием здесь стали
слова Мишеля Монтеня: «Подлинно разумное
обучение изменяет и наш ум, и наши нравы»

Скажем, в течение года в пятом классе изучается латинский язык. На этот шаг мы решились в 1990 году, когда стали гимназией. Известно, что латинский язык был одним из основных в классической русской гимназии. Вот и мы тоже обратились к нему – и с тех пор ни разу об этом не пожалели. Ведь латынь оказала огромное влияние на многие европейские языки. Эта мысль отчетливо прослеживается и в нашем пособии, которые мы написали для преподавания латыни. Мы решили, что латынь будет пропедевтическим предметом, который позволит ребенку легче освоить второй иностранный язык (первый иностранный в гимназии преподается со второго класса, второй – с пятого. – Прим ред.). Вторая задача преподавания латыни – ввести детей в культуру цивилизации, которая пользовалась этим языком. Мы говорим с ребятами о римской цивилизации, о ее влиянии на европейскую культуру, о том, что этот язык до сих пор жив в Ватикане. И потом дети с удовольствием разучивают песни, стихи, поговорки и песню «Гаудеамус». Некоторые увлекаются латынью настолько, что пишут интересные работы, отыскивают всевозможную информацию в Интернете. Были даже предложения изучать этот язык более длительное время, нежели один год, но пока у нас нет таких возможностей. Сейчас латынь преподает моя жена, Марина Анатольевна, и я. Каждый класс мы делим на две группы и потихоньку справляемся со своей задачей. Но на большее сил пока нет.

Вторая важная для гимназии вещь, на мой взгляд, – исследовательские работы школьников. Наши педагоги привлекают к этой работе даже учащихся начальной школы. В этом году двое наших первоклассников были объявлены лауреатами Всероссийского конкурса «Я – исследователь», они получили призы и были счастливы. Да, конечно, их работы пока далеки от совершенства, но мы считаем, что, если начать учить детей этому виду деятельности уже в первом классе, к одиннадцатому они смогут многого достичь. Наши ученики регулярно становятся дипломантами всероссийских и международных конкурсов, скажем таких, как «Шаг в будущее», «Меня оценят в XXI веке», «Юность. Наука. Культура», и многих других. А один из наших учащихся – Андрей Никонов – в прошлом году получил приглашение в Варшаву для участия в соревновании «Первый шаг к Нобелевской премии по физике».

Третье направление гимназической жизни – научно-методическая работа наших учителей. Педагоги пишут проекты, научно-исследовательские работы, обобщают свой опыт. Мы издаем сборники их работ.

Еще одна непременная вещь для школы – экспериментальная работа. Например, в 2002 году у нас начался эксперимент по теме «Информационные технологии как средство повышения качества развивающего образования в ОУ». В его рамках в учебный процесс был введен интегрированный курс «Мировая художественная культура с использованием новых информационных технологий».


Выполнение исследовательских работ –
важная часть жизни гимназистов

– А такая необходимая нынче вещь, как предпрофильное обучение, входит в число задач, которым гимназия уделяет особое внимание?

– Да, конечно, мы давно уже работаем в этом направлении. Собственно, когда гимназия получила свой статус, у нас уже были представлены разные профили. А сейчас это уже такой, можно сказать, государственный элемент в нашей образовательной политике. И если мы раньше действовали на свой страх и риск, то сейчас всю свою нормативную базу уже приводим в соответствие с теми рамками, которые диктует Минобрнауки РФ.

Профильная школа дает возможность подходить к образованию детей не однобоко, а учитывая разнообразные желания. Ведь наша гимназия все-таки представлена как образовательное учреждение с гуманитарным уклоном. Однако многие наши дети желают получить не только гуманитарное образование, но и естественно-математическое, физическое и т. д. В общем, учебный план по профильной школе позволяет «раскидывать сеть» более широко и дает возможность продуктивно работать с самыми разными детьми.

– Как именно это у вас происходит?

– За профильное обучение ответственна мой заместитель – Раиса Васильевна Бессолицына. Начиная с сентября она проводит всевозможное анкетирование с детьми, чтобы понять их желания, помочь им сориентироваться в выборе направления предпрофильной подготовки. Очень помогают психологи. Именно они поддержали нас, когда мы решали вести предпрофильную работу с ребятами в седьмом классе. Таким образом, за три года ребенок может попробовать себя в разных направлениях и к десятому классу уже сделать более осознанный выбор дальнейшего направления в обучении. Банк данных наших профилей разнообразен. Благодаря «Положению о профильной школе» мы можем вводить самые невероятные профили, чтобы дать ребятам возможность почувствовать нюансы той или иной профессии.

Например, у нас есть лингвоматематический профиль. Когда мы его вводили, возникала масса вопросов: для чего это нужно, как связать язык с математикой и зачем и т.д. Но первый выпуск лингвоматематического профиля уже состоялся, и результаты отличные. Например, в лингвоматематическом классе учился Павел Калинин (ныне студент МГУ по специальности «геофизика»). В этом классе математики было больше на один час, чем в обычном классе. В результате он превосходно сдал экзамены в МГУ на технический факультет.

В общем, разнообразие профилей позволяет, на мой взгляд, решить самую главную задачу – разгрузить ребенка, более четко очертить сферу его интересов. Главное – предоставить возможность выбора. Скажем, в нашем городе в целом у ребят есть возможность выбирать из 200 элективных курсов.

– Да, выбор богатый…

– Конечно, эта база сформировалась не только силами школ, а благодаря работе межшкольного учебного комбината (МУК). Там отличная база, прекрасные условия и возможности для самых разнообразных занятий. Комбинат выступает в роли ресурсного центра и постоянно расширяет перечень предоставляемых образовательных услуг.


Тема исследовательской работы учащегося
11 «Б» класса Андрея Никонова звучала так:
«Исследование теплового режима школьного здания
и почвы с помощью цифрового термометра»

Думаю, что способствует нашей предпрофильной подготовке и тот факт, что начиная с 1-го класса наши учащиеся ведут дневник достижений. Это такой своеобразный журнал, где фиксируются все успехи ученика.

– Расскажите, какова роль этого дневника в жизни школьника?

– Это отличное начало для портфолио. Ведь портфолио – своего рода рефлексия, когда ребенок, собирая результаты своей деятельности под одной обложкой, видит свое продвижение по личному образовательному маршруту.

В наших планах – сделать для каждого нашего учащегося электронное портфолио. В апреле на Российском образовательном форуме я познакомился с директором эстонской гимназии, который рассказал мне о том, что у них в гимназии и портфолио, и классные журналы – все представлено в электронном виде. Всю информацию при наличии Интернета могут видеть родители. Это замечательный пример открытости школьной системы. И – наша мечта.

Попечительский совет

– Сегодня все чаще говорят о необходимости создания в школах попечительских советов. Как с этим обстоит дело у одной из лучших школ России?

– Первое, с чего я начал, став директором гимназии, – с создания попечительского совета. Теперь каждый год в сентябре у нас проходит его общее заседание. Я рассказываю родителям обо всем: сколько мы получили денег и откуда, как потратили, кого посылали учиться на курсы повышения квалификации. А потом делюсь с ними теми планами на новый учебный год, которые заранее обсудил с учителями. Мы планируем, какие суммы и на что надо потратить, что мы сделаем за счет бюджетных денег, а что – за счет родительских средств. Все наши решения фиксируются в книге протоколов.

При этом я никогда не говорю, сколько мне хотелось бы потратить денег на то или иное дело. Родители – члены попечительского совета – сами называют сумму, которую они готовы перечислять через сбербанк школе. Решение, которое они принимают на этом заседании, является рекомендательным. Затем эти рекомендации обсуждаются уже непосредственно в классах на родительских собраниях, и там принимается окончательное решение.


Работать в команде, слышать друг друга,
учиться аргументированно отстаивать свою
точку зрения – вот только несколько вещей,
которым учат детей исследовательские проекты

Кроме решения финансовых вопросов, я обязательно рассказываю на таких заседаниях о результатах образовательного процесса, об организации в гимназии каких-то новых программ, курсов. Скажем, те же элективные курсы мы всегда обсуждаем с родителями: какими они должны быть, чего не хватает, чего хотят они и их дети. Недавно мы как раз проводили мониторинг потребностей детей и родителей в студиях – хореографических, спортивных и так далее. Другими словами, мы открываем студию только тогда, когда родитель нам сказал: «Моему ребенку и мне такая студия нужна». Так что родители у нас – первые помощники.

Вот летом будем делать ремонт в школе. Конечно же, на бюджетные деньги всего сделать невозможно. Без помощи родителей, каких-то организаций мы не обойдемся. Поэтому у меня в школе попечители – можно сказать, внештатные сотрудники. Любая хорошая школа – не один человек. Она хорошая именно своими делами, учителями, детьми, родителями и всеми теми, кто так или иначе работает с ней. И нам, естественно, исключительно приятно, что гимназии оказывается серьезная поддержка и помощь.

Формула хорошей школы

– Александр Петрович, все вещи, о которых вы говорили, безусловно, важны. Но только ли они делают школу успешной?


Гимназическая студия «Вдохновение» создает
праздничное настроение на многих
школьных мероприятиях

– Разумеется, нет. Не хотелось бы наставлять коллег, но все же, по моему убеждению, успех любого образовательного учреждения зависит прежде всего от внутреннего состояния его руководителя. Если директор хочет достичь какой-либо цели, результата и может внятно объяснить это своему педагогическому коллективу, тогда работа будет успешной.

Поясню на своем примере. В прошлом году наша гимназия решила принять участие в конкурсе «Лучшие школы России». Вместе с моими заместителями мы пришли к выводу, что при подготовке к таким мероприятиям всегда анализируешь свою деятельность, просматриваешь массу документов, понимаешь, чем ты занимался в последние годы. Проделывая эту работу, всегда смотришь на себя со стороны, осознаешь свои плюсы и видишь те проблемы, которые мешают двигаться вперед. То есть для меня участие в конкурсе не было самоцелью. Это было средство, с помощью которого мы смогли определить свое дальнейшее движение и возможность пообщаться с коллегами из других российских школ. У многих из них есть очень интересные проекты, находки с изюминкой. Так почему бы не взять что-то себе на заметку?!


Учителя иностранных языков, работающие
в начальных классах, создают на своих уроках эффективную
образовательную информационную среду для малышей

У нас в гимназии шутят: «Не пускайте никуда больше нашего директора! Как только он откуда-нибудь возвращается, мы сразу начинаем делать что-то новое…» И это правда: с любых мероприятий я приезжаю с идеями, желанием что-то изменить, придумать, создать. Руководитель должен впитывать идеи как губка. Пробовать, ошибаться, пробовать вновь... В этом я вижу одну из задач директора школы.

Нужно «гореть» самому – и тогда вокруг тебя все будут гореть. Это во-первых. А во-вторых, хорошая школа – это всегда команда. Один руководитель, какой бы он ни был замечательный и целеустремленный, без команды единомышленников ничего не сделает. У меня отличные заместители, я всегда спокоен за расписание, за другие процессы в гимназии. И потому могу заниматься исключительно инновациями. Однако все мои идеи всегда проходят так называемую внутреннюю экспертизу. Иногда мы спорим по четыре-пять часов и только после этого приходим к верному решению.

– А какую миссию выполняет успешная школа?

– Думаю, главная задача любой школы – повернуться лицом к ребенку. Ребенок – хороший или плохой – должен стоять в центре внимания директора, учителя, родителей. Таким образом, миссия школы заключается в том, чтобы ребенок вышел из любой школы не растерявшимся, не отчаявшимся, а уверенным в себе человеком. Мы должны сделать так, чтобы человек получил в школе основу для дальнейшей жизни.

Беседовала Яна САРТАН,
Москва – Кирово-Чепецк – Москва

Рейтинг@Mail.ru