Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2005

Тематические страницы

Не работайте вхолостую!

Свою задачу Центр образования одаренных детей «Элистинский лицей» видит не только в том, чтобы суметь распознать одаренного ребенка, но главное – создать все условия для развития детской одаренности. Десять лет назад здесь задумались о вариативности образовательного процесса и обратились к науке, с тем чтобы посмотреть, какие пути работы с одаренными детьми она сегодня предлагает. В итоге серьезное общение с учеными и соединение теории с практикой действительно привели к изменению творческой образовательной среды в лицее. Но директор Центра образования Вера МАНДЖИЕВА не останавливается в поиске новых путей работы с одаренными детьми, а также в определении оптимального пути управления таким учебным заведением.

Вера Бадмаевна, что вы вкладываете в понятие «одаренный ребенок»?

– Кто-то из ученых сказал, что одаренный ребенок не лучше и не хуже других детей, просто у него есть особенности, выделяющие его среди сверстников. В нем самой природой заложена возможность достигнуть в своей деятельности большего результата, чем у окружающих его детей. Поэтому, говоря об одаренных детях, я прежде всего имею в виду интеллектуальную одаренность. Однако вместе с тем я понимаю, что все дети – одаренные, кроме разве что тяжелобольных. Вот и наука говорит о том, что есть одаренность интеллектуальная, хореографическая, музыкальная, спортивная, духовная, есть даже лидерская одаренность. Вопрос в том, чтобы распознать эту самую изюминку в ребенке.


Вера Манджиева:
«“Вычислить” одаренного
ребенка непросто»

Разговаривая со своими учениками, я всегда советую им думать о том, что им больше всего нравится делать, чем заниматься, что лучше всего получается, и стараться совершенствоваться в выбранном пути.

– Существуют ли какие-либо особенности при управлении такой школой, где все дети – одаренные?

– Думаю, что руководитель любого образовательного учреждения должен обязательно уметь выделять на разных этапах работы главную проблему в своей школе. А для этого надо хорошо знать школу и уметь анализировать: сколько у тебя детей, каких именно детей, какие у них результаты, какие учителя, какая есть база, какое окружение у школы, какие материальные ресурсы. Другими словами, начать с математических выкладок. После чего можно поразмышлять, чем школа может быть полезна и для каких детей и насколько сам руководитель и коллектив готовы работать в выбранном направлении.

Когда я таким образом все проанализировала, то поняла, что в лицее сконцентрированы дети с высоким познавательным интересом. Поэтому мы поставили в центр проблему одаренности. Однако «вычислить» одаренного ребенка очень непросто, помогают здесь лишь тщательные педагогические наблюдения. Ни один тест, ни один компьютер не укажет на действительную одаренность. Поэтому, чтобы работать в выбранном направлении, мне как руководителю приходится ставить перед коллегами достаточно сложные задачи.

Другая особенность управления – уметь расставить те задачи, которые должно решать ОУ в порядке приоритетности. Такой подход, кстати, решает и проблему социального заказа: хороший родитель начнет выбирать такую школу, где приоритетом будет именно то, что нужно для его ребенка.

– А вы можете назвать свои приоритеты?

– Наша образовательная деятельность строится в первую очередь на таких понятиях, как личность, одаренность, гражданственность, толерантность, самореализация и востребованность.

– Вернемся к проблеме одаренности. Как на основе этих приоритетов у вас выстроен учебный процесс?

– Когда мы обратились к проблеме одаренных детей, то решили: в учебно-воспитательном процессе придется менять очень многое. В результате перемен наши ученики сегодня имеют возможность выбирать из списка предметов те, которые они хотят изучать углубленно, правда, в границах двух профилей – естественно-математического и гуманитарного. Каждый из 260 наших учащихся имеет свой индивидуальный учебный план, который в начале учебного года подписывают ученик и его родители.

Но при всем богатстве выбора есть ограничения. Например, нельзя взять на себя нагрузку более 36 часов в неделю. И потому для тех детей, которые хотят освоить некоторые программы шире, чем мы предлагаем, организуется внеурочная работа. Кроме того, для некоторых детей мы часто приглашаем вузовских преподавателей. Их работа строится так: ребенок «прикрепляется» к преподавателю и они занимаются, скажем, исследовательской деятельностью. В общем, стараемся всеми доступными способами обеспечить детям индивидуальный маршрут, мультипрофили. За 10 лет работы мы убедились, что чем больше шагов делаешь в этом направлении, тем лучше становится результат.

В свете сказанного мне кажется неправильным, что сегодня практически единственным критерием успешной деятельности школы стало поступление в вузы и победа на олимпиадах. Я убеждена, что на самом деле критерием педагогической деятельности должно стать выявление особых возможностей ребенка, которые он сможет полностью реализовать во взрослой жизни. Поэтому для своего Центра я ставлю три главные задачи. Во-первых, ребенок в школе должен максимально осознать свои возможности. Во-вторых, в результате своей деятельности он должен чувствовать себя по-человечески счастливым и знать, в чем именно он может себя проявить. А в-третьих, он должен верить, что люди вокруг нуждаются именно в его таланте и его умениях в той или иной области. Этот последний тезис исключительно важен. Поясню почему.

Буквально три-четыре года назад на одной научно-практической конференции, посвященной одаренным детям, шла речь о том, что победители олимпиад международного и российского уровня, как правило, впо¬следствии не публикуют своих работ, они словно исчезают, и мы не знаем, как им удалось себя реализовать. И ведь часто такие ребята – талантливые, одаренные – не могут найти в жизни свою нишу. Да, они знают, как решать, скажем, сложные задачи по математике, но, сталкиваясь со сложными жизненными ситуациями, в которых нужно сделать правильный выбор, они теряются. В результате неподготовленности к жизни человек оказывается оторванным от реальности.

– Учитывая особенности вашей работы, предъявляете ли вы специальные требования к педагогам?

– Для меня ключевым является желание педагога заниматься научным поиском. Знаете, до того как я стала работать с одаренными детьми, я никогда не погружалась в научные проблемы столь глубоко. А в 50 лет защитила диссертацию «Воспитание детской одаренности в образовательном учреждении». В своей работе я подробно рассматривала научно-методический подход и систему работы с педагогическим коллективом. Уверена в том, что одаренного ребенка должен непременно учить одаренный учитель.

Но как создать в школе такую среду, чтобы все хотели заниматься этой проблемой? Чтобы захотели развивать индивидуальность ребенка? Причем заниматься этим с глубокой потребностью, а не для того чтобы пройти очередную аттестацию. Здесь я использую практически те три составляющие, о которых говорила выше применительно к детям. Педагог благодаря своей деятельности должен почувствовать себя уверенно в коллективе, ощутить себя нужным, интересным человеком. Словом, педагогический коллектив для меня – то же самое, что и одаренные дети.

Среди наших забот, конечно же, еще и аналитический подход к педагогическим и управленческим проблемам. Нам важно знать, к какому результату мы идем, какие перспективные шаги должны планировать. В этом смысле всему коллективу хочется, чтобы наш Центр образования стал действительно центром образования одаренных детей Республики Калмыкия. Но нынешний результат – попадание в 30 сильнейших школ России на конкурсе «Лучшие школы России» – для нас очень значим. Это возможность пообщаться с директорами и педагогами из разных регионов, оценить свои усилия, утвердиться в правильности избранного пути.

– А для вас лучшая школа – какая школа?

– Это прежде всего добрая школа, с хорошими отношениями между ребенком, педагогом и родителями. Хорошая школа должна давать определенный уровень образования. Хорошая школа не может работать вхолостую, шаблонно, совершенно не представляя себе результата своего труда. Хорошая школа та, где директор ясно представляет, что нужно делать сегодня, завтра и послезавтра.

Наша программа была принята и подписана указом президента Республики Калмыкия шесть лет назад. Тогда многие не верили, что ее возможно осуществить. Но прошло время, и мы уже идем дальше, перешагнув эту программу и наметив новые шаги. И я думаю, что наша перспективная содержательная программа привлекает к нам родителей и соответственно детей.

В хорошей школе детям тепло и уютно. На собственном опыте могу сказать, что как только мы стали благоустраивать наш лицей, люди к нам потянулись. Родителям нравится комфортная атмосфера, эстетически привлекательные помещения.

И еще, хорошая школа не должна вариться в собственном соку. Наш педколлектив читает разнообразную литературу, изучает проблемы школы для одаренных детей на примере зарубежного опыта, общается с другими подобными учебными заведениями. Из такого общения вырастают новые проблемы, но одновременно намечаются и интересные пути их решения.

Беседовала Вероника МАРИЧЕВА

Рейтинг@Mail.ru