«Управление школой» посвящает тематические страницы встрече с финалистами конкурса «Лучшие школы России». Мы согласны со словами министра образования: «Эти школы стали лучшими потому, что в них вложено много труда, умений, знаний директоров и педагогических коллективов». Стартовые возможности у российских школ – одинаковые для всех, а некоторым дано и того меньше. Но вот результат разный. И кому как не лучшим, двигающим образование вперед, делиться опытом.
Организатор конкурса – Фонд поддержки российского учительства – планирует выпустить книгу об участниках. А мы заглянем в некоторые из этих школ уже сейчас...
Талант растит таланты
В своей задаче приумножать богатства родного народа этот лицей преуспел. Богатства стало так много, что им с удовольствием делятся со всей планетой: главное достояние учебного заведения – его лицеистов – с распростертыми объятиями встречают в Монголии, Франции, Англии, Голландии, Бельгии, Германии, Польше, Норвегии, Финляндии, Японии, Китае и других странах. Они умны
и талантливы. Причем все и очень.
Мысль научить быть самым лучшим каждого ученика
в Республиканском бурятском национальном лицее-интернате № 1
г. Улан-Удэ не считается утопичной. Это будни.
Бесценным опытом делится директор Жалсан САНЖИЕВ.
Директор Жалсан Санжиев: «Не редкость, когда директор одевается в национальный костюм»
– Жалсан Батуевич, в рассказах о вашем лицее изобилует эпитет «лучший». Помимо того, что лицеисты – победители интеллектуальных и творческих конкурсов, вам удалось заполучить в ученицы и девушку, впоследствии занявшую призовое место на всероссийском конкурсе красоты! Где берете выдающихся учеников в таком количестве?
– К нам поступают дети со всех концов республики из семей работников бюджетной сферы. Есть и дети-сироты, которых мы обеспечиваем. В лицее 585 человек. Из них 500 живут в интернате постоянно.
И секрет успеха учеников не в отборе лучших, а в разностороннем образовании, которое мы им обеспечиваем. У нас много элективных курсов, факультативов, дополнительного образования. Для общего развития изучаются старомонгольский и тибет¬ский языки. Городская школа искусств обучает только наших детей. Открыто пять отделений. Абсолютно все ученики начальной школы обучаются на общеэстетическом отделении. Можешь–не можешь, есть способности–нет – учатся все! А потом они профилируются: кто-то идет на отделение народных инструментов, кому-то ближе хореографическое отделение или вокальное… Дети получают разносторонее образование.
Также действует спортивная школа, где работают тренеры по стрельбе из лука, шахматам, национальной борьбе...
Раньше я работал директором и завучем в общеобразовательных школах. И там не всегда было престижно учиться хорошо. А в нашем лицее нет такого ребенка, который не хотел бы заниматься. У нас мотивация очень высокая. Дети учатся с удовольствием.
Благодаря подготовке с преподавателями школьники недавно завоевали шесть первых мест по точным наукам и столько же по гуманитарным на республиканской олимпиаде; победили на соревнованиях среди допризывной молодежи; полмира объездил с гастролями уникальный ансамбль; а девочки-циркачки – лауреаты Госпремии Бурятии и обладатели золотой медали международного конкурса в Монте-Карло среди профессиональных артистов цирка... Дети, даря свет и радость своему народу, обогащают Россию.
Десятиклассник Алагуй Егоров, как и все лицеисты, прошел обязательный всеобуч в школе искусств
В лицее много новшеств, но мы не хотим потерять глубину нашего, российского образования.
– Кто финансирует столь всеохватный подход к обучению?
– Финансирование – республиканское. Однако того, что сегодня отпускает государство, не хватает. И, конечно, ищем дополнительные средства. Приходится просить, кланяться, искать спонсоров, чтобы помогли, поддержали.
Также помогают родители, если могут. Они участвуют в жизни интерната не только посещая праздники, куда мы их всегда приглашаем. Родители наладили общественное управление: есть попечительский совет, общественный благотворительный фонд. Это помогает нам развиваться, налаживать партнерские отношения с различными организациями.
Попечительский совет школы мы создали два-три года назад. В основном в него входят родители. В целом он нам очень помогает.
Впрочем, по новым вышедшим правилам, нам придется ломать то, что мы создали, и перестраивать деятельность попечительского совета. Но пока мы не осмеливаемся к этому приступить.
– Родители охотно вошли в попечительский совет?
Учитель истории
Дарима Санжиева
– Они видят, что их дети свободно себя чувствуют и получают многое. Даже выпускники, приезжая домой на каникулы, ночуют не дома, а в интернате, потому что их тянет сюда.
И родители, зная обо всем этом, охотно вкладывают усилия в общее дело.
– Жалсан Батуевич, лицеистам не дают забывать свои корни. Вы делаете в образовательном процессе на этом большой акцент. Что для вас более важно: сохранение национальных традиций или все-таки то, насколько легко ваши ученики войдут в современный мир?
– Какая другая школа столько ездит по миру! И мы видим, что наши дети очень быстро адаптируются.
Но подрастающее поколение действительно воспитывается на вековых традициях, обычаях и культуре бурятского народа. Например, каждый год в феврале проходит бурятский праздник красоты. Он длится целый месяц. Обычно в школе мальчики ходят в костюмах, а девочки в юбках и светлых блузках. Но на праздник все надевают бурятские наряды, готовятся к выступлениям. Каждый класс хочет выделиться.
Не редкость, когда в национальные костюмы одеваются директор и учителя.
Мы выделяем несколько важнейших принципов деятельности лицея: творческий поиск оптимальных путей развития школы, плодотворное сотрудничество педагогов и учащихся, осуществление индивидуального подхода. И еще один из важных принципов – воспитание гражданственности и патриотизма. Конечно, очень хочется, чтобы наши земляки жили и трудились у себя в республике, но многие уезжают туда, где больше платят. Также дети едут учиться за границу. Когда шло народное голосование по лучшим школам через Интернет, они за нас голосовали из всех точек Земли. Мы иногда побаиваемся, что они могут там остаться. Но понимаем: сейчас период глобализации. И к тому же человек должен жить там, где ему удобно, хорошо. А ведь у нас народ маленький. Это большой народ не может раствориться в других, всегда имеет свое «я». Нам же – легко потеряться. Мы хотим противостоять этому.