Сложившаяся система информационного обеспечения государственной политики в сфере образования характеризуется значительными пробелами, которые не могут не сказываться на степени обоснованности принимаемых управленческих решений. Мониторинг экономики образования – как система сбора, анализа, обобщения, представления данных – обеспечил формирование принципиально новой информационной базы для осмысления процессов, происходящих в образовании. Как заявил заместитель министра образования и науки РФ Андрей Свинаренко, мониторинг отрасли чрезвычайно важен, ведь он «не только отвечает на актуальные вопросы, но и ставит новые».
Ярослав Кузьминов: «В России бесплатное образование действительно бесплатно лишь для одного процента семей… |
Как отмечалось в рамках конференции, впервые в мировой практике получена наиболее полная оценка совокупных затрат на образование, включающих расходы бюджетов всех уровней, расходы населения и расходы предприятий.
Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что задача состояла не только в сборе и интерпретации данных о затратах на образовательные услуги, о финансовом состоянии образовательных учреждений, о конъюнктуре рынка образовательных услуг и других экономических параметрах российского образования. Важной частью трехлетней работы было формирование методологии. Теперь впервые появилась возможность сравнивать результаты исследования за несколько лет, созданы предпосылки для формулирования стратегии развития образовательной отрасли.
Результаты мониторинга высветили особенности и проблемы российского образования. Совокупные прямые затраты на образование из всех источников в 2004 году оцениваются в размере 928 млрд. рублей (5,5% ВВП). При этом расходы бюджетов всех уровней составляют 593, 2 млрд. рублей (3,5% ВВП); расходы населения – 326 млрд. рублей (1,9% ВВП); расходы (прямые) предприятий – 16 млрд. рублей (0,1% ВВП). Это означает, что на семейные бюджеты ложится более трети совокупных расходов на образование.
В расчете на одного обучающегося в системе общего образования (с поправкой на паритет покупательной способности) расходы на образование в России в 2,5 раза меньше, чем по странам ОЭСР, а в системе профессионального образования – в 10 раз меньше. Отставание же по уровню расходов на высшее образование он назвал трагическим. Представленные участникам конференции материалы показывают, что даже имеющиеся ресурсы не всегда распределены рационально. Так, 55% учащихся техникумов планируют в будущем поступать в вузы – значит, не работать по специальности и деньги на их образование государство тратит впустую. Вместе с тем усилия, которые Минобрнауки предпринимает в рамках имеющихся возможностей, по мнению Кузьминова, приносят определенные результаты, в частности существенно увеличилась доля занятых в образовании в возрасте до 30 лет.
Ректор ГУ-ВШЭ также отметил, что, возможно, самым важным из результатов исследования следует считать достраивание структуры расходов населения на образование цифрами теневых затрат (взятки, репетиторство, добровольная помощь родителей и пр.). Никогда ранее эта огромная часть экономики образования подробно не исследовалась. Как показал анализ, так называемое «бесплатное» образование сопряжено со значительными расходами населения: обучение ребенка в общеобразовательной школе не потребовало никаких затрат лишь от 1% семей.
Покинув министерское кресло, неутешительные данные «образовательной» статистики участник конференции экс-министр Владимир Филиппов (слева) воспринимает без напряжения...» |
Затраты населения в сфере образования могут быть сгруппированы следующим образом: «белые» затраты – официально регистрируемые; «серые» – не регистрируемые официально, но выплачиваемые частным лицам с целью получения реальных знаний; «черные» – коррупционные затраты и затраты на покупку чужих работ.
Получены оценки ресурсного обеспечения образовательных учреждений. В этом разделе исследований говорится, в частности, что среди мотивов своего труда преподаватели образовательных учреждений практически всех уровней (от детского сада до вуза) наиболее важными считают соответствие работы их способностям, а также чтобы работа была интересной, коллектив – хорошим и условия труда – высокими. Солидная заработная плата чаще отмечается как важный фактор среди всех групп работников образования, за исключением сотрудников вузов. Для преподавателей высшей школы и системы дополнительного образования, помимо прочего, важен свободный график, а для школьных учителей и воспитателей детских садов – близость работы к дому. Возможности роста и престижность работы отмечаются как менее важные.
По данным социологических исследований в пилотных регионах, средний возраст преподавателей всех уровней систмы образования составляет 41–43 года. А распределение по полу таково: доля женщин среди учителей школ составляет 94 процента.
Исследование материально-технических и информационных ресурсов показало: как «низкое» и «очень низкое» оценивают состояние учебных помещений 16 процентов школьных учителей; доступность спортивных сооружений и инвентаря – 25 процентов, компьютеров и Интернета – тоже 25. Недостаточным количество книг в библиотеке считают 20 процентов учителей.
В заключение остановимся на финансовых данных.
Средний заработок учителя средней школы на основном месте работы составляет почти 9300 рублей в месяц в Москве, около 3900 – в регионах, примерно 3700 – в малокомплектных и сельских школах.
Подрабатывают 36 процентов учителей, чаще всего – частным репетиторством. Эта дополнительная работа приносит около 6800 рублей в месяц в столице и 2200 – в регионах. Из работников сельских школ подрабатывают только 10 процентов и получают 600 рублей.
Статья подготовлена при поддержке компании «РемСтройСервис». Если вы решили приобрести качественные и надежные кресла для вашего зала ожидания, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «РемСтройСервис». На сайте, расположенном по адресу www.ProfKresla.Ru, вы сможете, не выходя из дома, заказать кресла для залов ожидания по выгодной цене. Компания «РемСтройСервис» имеет развитую логистическую базу, поэтому ваш заказ доставят в кратчайшие сроки.
Подготовила
Инна АЛЕЙНИКОВА