Зверева В.И.
КАК СДЕЛАТЬ УПРАВЛЕНИЕ
ШКОЛОЙ УСПЕШНЫМ
М.: Центр «Педагогический поиск», 2004
Как правило, общее впечатление о книге складывается на основании ознакомления с содержанием и вводными или заключительными главами. Чтобы понять, какому руководителю предназначено это издание (опубликовано в серии «Библиотека администратора школы») и какую реальную помощь оно может оказать, надо прочитать главу про школьных менеджеров.
По мнению автора, руководство школы только тогда станет успешным, когда будет осуществляться профессионально, иначе говоря когда директор школы станет школьным менеджером. Автор подробно разъясняет, в чем заключается профессионализм руководителя, организующего свою деятельность в соответствии с научными закономерностями теории управления. В частности, директор школы, будучи профессиональным руководителем учебного процесса, старается построить его таким образом, чтобы по-новому увидеть социально-педагогические процессы в школе и спрогнозировать их развитие; чтобы каждый член школьного коллектива стремился улучшить свою деятельность.
Весьма вероятно, что такой подход к задачам управления может показаться руководителям школ непривычным и вызвать по меньшей мере настороженное отношение. Тем более что многие рекомендации носят общий характер и нуждаются либо в конкретных разработках, либо уточнениях. Например, в качестве стратегической цели называется создание условий для перехода объекта управления к самоуправлению, а что при этом произойдет с внутришкольным управлением? Наверное, не случайно в аннотации к данному методическому пособию сказано, что оно рассчитано на творческих руководителей и школьные коллективы, готовые не только принять новые идеи и технологии, но и адаптировать их к условиям своего учебного учреждения. Напрашивается вопрос: педагогические коллективы становятся творческими в ходе совместной работы по созданию новых моделей работы или они изначально должны быть творческими? В любом случае не вызывает сомнения, что это издание заинтересует представителей школьной администрации, желающих усовершенствовать десятилетиями складывающуюся систему управления школой.
Следует отметить, что данная книга весьма современна. Хорошо известно, что одним из ведущих направлений модернизации образования является создание и технологическое обеспечение личностно ориентированного обучения. В книге речь идет о том, каким должно быть внутришкольное управление, которое обеспечило бы переход от командно-административной системы к новой «управленческой философии», ориентированной на всестороннее развитие личности каждого ученика и учителя. А это в свою очередь предполагает создание собственной концепции управления «на основе самодиагностики собственных особенностей». По мнению автора, при всей значимости различных методов управления учебно-воспитательным процессом, его совершенствование в соответствии с новой «управленческой» философией невозможно без использования нетрадиционных подходов к работе с людьми и, в частности, тренингов и деловых игр.
Соглашаться или нет с автором – дело читателя. Те представители школьной администрации, которые разделяют идеи автора, найдут в пособии много полезных практико-ориентированных разработок.
Обзор подготовила Марина СТЕПАНОВА
|