Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2005

Технологии

Проектные шаги

Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого – в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала, во включении учащихся в процесс преобразовательной деятельности от идеи до ее практической реализации. Однако для успешного осуществления проектной деятельности в учебном процессе требуется серьезная подготовка учителя к планированию и организации учебного и внеклассного проектирования, создание дидактического, методического и материально-технического обеспечения.
Сегодня разработанными технологиями в этой области с вами делится гимназия № 92 Санкт-Петербурга.

На начальном этапе вндрения проектной деятельности в учебный процесс первым шагом стало проведение расширенного заседания научно-методического совета (НМС), куда были приглашены учителя и учащиеся, заинтересованные во внедрении и использовании этого нового направления. Свою презентацию мы назвали «Метод проектов – среда, в которой даже «неудачники» обретают силу и уверенность».

Результатом тогдашнего собрания стал проект создания общешкольной газеты «Гимназистъ». Инициаторами его стали учащиеся 5–10-х классов. При этом ребята не только самостоятельно готовили материалы для публикаций, но и верстали полосы, подбирали заставки, придумывали логотип газеты, сканировали фотографии, готовили интервью. Простым и доступным инструментарием для руководителей и участников этого проекта в данном случае стала программа PowerPoint, входящая в пакет программ Microsoft Office. Эта программа предназначена для подготовки мультимедиа презентаций и может применяться также для создания электронных средств поддержки обучения. Оказалось, что ребята могут ее легко освоить как самостоятельно, так и с поддержкой руководителей проекта. Этот первый проект стал успешным: редколлегия «Гимназистъ» приняла участие в семинаре школьных журналистских изданий, а также заняла первое место в районном конкурсе «Мы и компьютер».

После столь успешной работы над общешкольным проектом мы начали трудиться и над конкурсными ученическими проектами, для которых были необходимы не только исследовательские навыки и интерес к выбранной теме, но и наполнение проект­ной папки. Был определен ряд условий для организации работы над проектом:

  • профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности;
  • обучение учащихся технологии проектной деятельности (умение определять цель, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу, планировать собственную деятельность и своих товарищей);
  • способность четко и систематически выполнять спланированную работу;
  • стремление учащихся участвовать в работе над проектом; определенный уровень овладения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями;
  • необходимость доводить каждый раз до конца начатую совместную работу учителя и учащихся, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты с учителем;
  • доступность информации о ходе проекта.

Наши учащиеся 9-х классов в течение учебного года выполнили такие проекты, как «Насилие в СМИ», «Проект «Открытая дверь» (о детской беспризорности), «Новелла как жанр в творчестве О. Генри», «Английский готический роман». Помимо индивидуальных проектов был завершен и коллективный проект учащихся 9-х классов ко Дню защитника Отечества – устный исторический журнал «По страницам мужества и стойкости», представленный более чем 60 слайдами, сценарием из подборок стихов и песен времен Гражданской и Великой Отечественной войн.

По итогам реализованных проектов мы определили для себя основные направления методики проектной деятельности:

  1. Выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результата.
  2. Определение цели и поэтапных задач.
  3. Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамки интеграции с другими предметами, предполагаемые сложности, сроки, разделение всей работы на этапы.
  4. Формулировка гипотезы, идеи реализации.
  5. Выбор исполнителя или команды для осуществления проекта. Распределение обязанностей на каждом из этапов проекта при всеобщем равноправии участников. Мотивация участников.
  6. При планировании проекта необходимо продумывать его общую модель и структуру. (Модель – это условный образ, схема конечного результата проекта.)
  7. Выбор учащихся, отвечающих за информационное обеспечение проекта – выпуск бюллетеней и обозначение основных принципов оформления.
  8. Требования учителя.

Продолжением работы по внедрению проектной деятельности в учебный процесс стала реализация планов оказания методической помощи учителям, решившим включиться в проектную деятельность. Для этого был издан сборник «Проектная деятельность в учебном процессе» (методическое пособие), составители Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г. СПб, 2005. В нем содержатся классификация проектов, правила работы над проектами, требования, предъявляемые к проектам, рекомендации, критерии оценивания различных видов проектов.

А для обеспечения нормативно-методической деятельности в рамках проектной деятельности было разработано Положение о проектной деятельности, которое мы предлагаем вашему вниманию.

Следующий этап, который нам теперь предстоит осваивать, – это проведение мониторинга эффективности реализации метода проектов в школе, оценка возможности изучения опыта гимназии педагогами других школ, обобщение опыта по данной проблеме, представление результатов педагогической оценки этого направления учебной деятельности. Тем более что среди наших ближайших планов – создание виртуального литературного музея по факультативному курсу литературного краеведения, проект «Техника лоскутного шитья» для курса геометрии и другие.

Татьяна ГРОМОВА, замдиректора по научно-методической работе,
Ольга БРЫКОВА, зав. медиатекой, гимназия № 92, г. Санкт-Петербург

Фото А.СТЕПАНОВА


Положение о проектной деятельности

I. Общие положения

1.1. Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным, жизненно важным проблемам.

1.2. Проектная деятельность является обязательной для учащихся младшего и среднего звена, для учащихся старших классов — по выбору.

1.3. Проектная деятельность для учителей является одной из форм организации учебной деятельности, развития компетентности, повышения качества образования, демократического стиля общения с детьми.

II. Цель проектной деятельности

2.1. Создание условий для понимания и применения учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

III. Задачи проектной деятельности в учебном процессе

3.1. Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).

3.2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).

3.3. Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление).

3.4. Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).

3.5. Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

IV. Содержание проектной деятельности

Проектная деятельность является составляющей учебной деятельности учащихся.

4.1. Учащиеся школы выполняют учебные проекты и мини-проекты, темы которых предлагают учителя.

4.2. Учебный проект оценивается по разработанным критериям, и суммарная оценка может быть выставлена по нескольким предметам, если проект межпредметный.

4.3. Для организации проектной деятельности учителя в тематических планах должны указать предполагаемые темы проектов и примерные сроки их сдачи.

4.4. Руководителем проекта является учитель, координирующий проект.

4.5. Проект может быть групповым или индивидуальным.

4.6. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий.

4.7. Учащиеся 9–11-х классов могут по желанию выполнять проекты, темы которых они выбрали самостоятельно, тема должна быть согласована с руководителем проекта.

4.8. Один раз в год, в установленный период, проводится научная конференция, на которой проходит презентация проектов и организуется конкурс проектов. Научно-методический совет школы является ответственным за организацию научной конференции.

Цель организации презентации проектов:

  • предоставление учащимся возможности для публичного выступления с целью самовыражения;
  • повышение мотивации, интереса к учебе, престижности выполнения проектов;
  • обучение учащихся умению презентовать себя и свою работу;
  • обучение учащихся технологии проектной деятельности.

4.9.Оценивание персональных проектов учащихся 9-х и 11-х классов происходит дважды: презентация проекта и защита проекта, которая проводится в июне и является одним из экзаменов по выбору государственной аттестации. Итоговая оценка определяется специально формируемой экзаменационной комиссией.

4.10. Оценивание презентации и защиты проекта происходит по различным критериям:

  • презентация проекта оценивается по технологии проектной деятельности;
  • защита проекта оценивается по содержанию и владению материалом представленного проекта.

4.11. На каждый проект руководитель с учащимися оформляет визитную карточку и проектную папку.

4.12. Научно-методический совет школы организует семинары для учителей по проектной деятельности и осуществляет консультативную помощь.

V. Функциональные обязанности руководителя проектной деятельности

На руководителя проектной деятельности возлагаются следующие функциональные обязанности:

5.1. Разработка программы спецсеминара, составление календарно-тематического планирования занятий спецсеминара и плана-графика аттестационных работ, разработка вида и форм текущего (промежуточного, тематического) и итогового контроля, ведение мониторинга качества обученности гимназистов — участников спецсеминара по проектной деятельности.

5.2.Установка необходимого для ведения в рамках спецсеминара по проектной деятельности программного обеспечения, размещение гимназистов на специализированных рабочих местах, несение персональной ответственности за сохранность вверенных ему для проведения занятий спецсеминара оборудования и компьютерной техники.

5.3. Формирование проектных групп на основе полученных от администрации списков учащихся, являющихся разработчиками-исполнителями проектов, и педагогов, выступающих в роли научных руководителей проектных групп; проведение необходимых консультаций с последними в ходе проектной деятельности; координация усилий всех членов проектной бригады.

5.4. Несение персональной ответственности за грамотное техническое решение, работоспособность представленного к защите участником спецсеминара проекта.

5.5. Обеспечение организационно-педагогических условий для творческого роста гимназистов в сфере избранной ими темы, подготовка гимназистов к участию в научно-практических конференциях.

VI. Функциональные обязанности руководителя проектной группы

На руководителя проектной группы возлагаются следующие функциональные обязанности:

6.1. Выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и разработка сценария проекта исходя из определенных техническим заданием возможностей будущей программы, электронного ресурса.

6.2. Составление краткой аннотации создаваемого проекта, определение конечного вида продукта, его назначения.

6.3. Детализация отобранного содержания, структуризация материала проекта, определение примерного объема проекта, обеспечение исследовательской роли каждого участника проекта.

6.4. Координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ.

6.5. Ссвоевременное занесение в журнал проведенных в соответствии с протарифицированной недельной нагрузкой консультационных часов.

6.6. Выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков.

6.7. Несение персональной ответственности за грамотное изложение содержательной части, оказание помощи гимназисту в подготовке документации к защите проекта.

VII. Механизм стимулирования работы членов проектной бригады

Обладатели лучших проектов могут направляться за счет средств гимназии в командировки для участия в научно-творческих конференциях и семинарах, на курсы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, номинироваться на получение корпоративных или государственных наград и премий. Их кандидатуры будут выдвигаться для заключения договоров на разработку проектов по заказам сторонних организаций.

Наряду с производимой по ETC или на договорной основе оплатой труда педагогов, занятых проектной деятельностью, предусматривается дополнительное выделение денежных средств из внебюджетных фондов гимназии для материального поощрения членов бригад, чьи работы признаны лучшими проектами по итогам учебного года.

Рейтинг@Mail.ru