Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2005

Технологии

Рейтинг: мастер на все руки

Отметки, полученные учащимися на уроках, так же как и итоговые отметки, позволяют оценить уровень знаний учащихся в тот момент, когда эта отметка выставляется. Для того чтобы оценить ученика (или школу в целом) как развивающуюся систему, необходимо не только знать сиюминутную ситуацию, но и отслеживать динамику успеваемости, а также вести сравнительный анализ относительного положения каждого ребенка в образовательном пространстве. Такую возможность предоставляет рейтинговая система, введенная в МОУ лицей № 43 г. Саранска.

Несколько лет назад заместитель директора по научно-методической работе Светлана Сырцова создала компьютерную программу, с помощью которой определяется рейтинг каждого учащегося. (Первоначальная концепция этой программы была разработана научным руководителем лицея В.И.Ивлевым. Впо¬следствии дополнена и развита диссертантом. Программа написана с помощью редактора электронных таблиц Microsoft Excel.)

Светлана Викторовна подчеркивает, что рейтинговая оценка не заменяет основную школьную отметку и не влияет на аттестат. Эта оценка позволяет ученику наглядно (в цифрах) увидеть свое относительное положение в классе, в параллели, в лицее в целом. Рейтинговые оценки влияют на награждение лицеистов, на присуждение им стипендий и т.п.

Основой определения рейтинга служат отметки, полученные учащимися на уроках и зафиксированные в классном журнале. По окончании каждой учебной четверти в предметные рейтинговые таблицы (табл. 1) заносятся количество «пятерок», «четверок», «троек» и «двоек» (колонки 3–6), полученных лицеистами по каждому предмету, а также четвертные отметки (колонка 11). Конечный рейтинг (колонка 15) выставляется по двум параметрам. Первоначально подсчитывается рейтинговая сумма (колонка 12) по формуле, предложенной диссертантом:

S = n5•2 + n4 – n2,

где n5 – количество «пятерок»; n4 – количество «четверок»; n2 – количество «двоек».

Таким образом, каждая «пятерка», полученная учащимся, вносит в рейтинговую сумму два балла, каждая «четверка» – один, «тройка» – не влияет на итог, а «двойка» ухудшает результат на один балл. По полученной рейтинговой сумме выставляется так называемый первичный рейтинг (колонка 13). Следующим выставляется рейтинг по среднему баллу ученика (колонка 10). Общий рейтинг подсчитывается по среднему (колонка 14) между первичным рейтингом и рейтингом по среднему баллу.

Описанные рейтинговые таблицы заполняются по каждому предмету учебного плана. Рейтинговое место по каждому предмету сводится в одну таблицу (табл. 2) и представляется в виде диаграммы. Отметки, получаемые по каждому предмету учебного плана, суммируются и служат основой для итогового рейтинга ученика, который, таким образом, выставляется на основании его успеваемости по всем изучаемым дисциплинам (табл. 2).

Программа по обработке рейтинговой системы дает возможность не только сравнивать учебные успехи учащихся одного класса или параллели, но и позволяет:

  • отслеживать динамику успеваемости каждого учащегося в течение учебного года;
  • наглядно представлять общую картину успеваемости по классам и параллелям;
  • отслеживать накопление отметок по каждому предмету;
  • оценивать объективность выставления отметок по предметам, сравнивая средние баллы по текущим и по четвертным отметкам;
  • отслеживать динамику среднего балла, числа отметок, процента качества и успеваемости по каждому предмету в течение учебного года;
  • отслеживать динамику среднего балла, числа отметок, процента качества и успеваемости по каждому классу в течение учебного года;
  • отслеживать картину успеваемости классов на протяжении всех лет их пребывания в лицее;
  • отслеживать в целом картину успеваемости по лицею на протяжении ряда лет.

Как было сказано выше, рейтинговые таблицы в обязательном порядке заполняются по окончании каждой учебной четверти. Однако использование этих таблиц возможно и при проведении промежуточной аттестации лицеистов. Предварительное использование рейтинговых таблиц дает классным руководителям, учителям, родителям и учащимся наглядное представление об успеваемости по каждому предмету, помогая вовремя обратить их внимание на выраженные в отметках пробелы в знаниях, которые необходимо устранить.

  • отслеживать динамику среднего балла, числа отметок, процента качества и успеваемости по каждому классу в течение учебного года;
  • отслеживать картину успеваемости классов на протяжении всех лет их пребывания в лицее;
  • отслеживать в целом картину успеваемости по лицею на протяжении ряда лет.

Как было сказано выше, рейтинговые таблицы в обязательном порядке заполняются по окончании каждой учебной четверти. Однако использование этих таблиц возможно и при проведении промежуточной аттестации лицеистов. Предварительное использование рейтинговых таблиц дает классным руководителям, учителям, родителям и учащимся наглядное представление об успеваемости по каждому предмету, помогая вовремя обратить их внимание на выраженные в отметках пробелы в знаниях, которые необходимо устранить.


Свои вопросы о компьютерной программе направляйте Светлане Викторовне Сырцовой по электронному адресу «Управления школой»: upr@1september.ru или по т. (095) 249-23-65.





Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru