«Поможем детям остаться
разными»
Эксперимент со счастливым концом
На настольном календаре, который мне в нашу
первую встречу подарила директор Татьяна
МАМАЕВА, был изображен роскошный дворец.
– Это наша школа, – сказала Татьяна
Владимировна.
– Где? – спросила я, пытаясь за сооружением с
островерхими крышами разглядеть типовое
школьное здание.
Но я зря пристально вглядывалась в фотографию,
потому что учебное заведение и было передо мной.
Чудо? Причем самое обыкновенное.
По крайней мере для Йошкар-Олы, где расположена
средняя общеобразовательная школа № 5
«Обыкновенное чудо».
– Татьяна Владимировна, мы
хотели поговорить с вами о школе полного дня. Но,
признаюсь, не могу обойтись без вопроса, который
к теме нашего разговора прямого отношения не
имеет. Как школа оказалась в таких красивых
стенах?
– Здание принадлежит частному лицу. И
мы работаем в нем по договору о безвозмездной
аренде.
– Спасибо, любопытство
удовлетворено… Теперь перейдем к главной теме.
Известно, что школа полного дня – дело дорогое.
Вы уже не первый год работаете в таком режиме. За
счет чего идет материальное обеспечение?
– Мы организуем дополнительные
образовательные услуги, которые оплачивают
родители. И за счет этой оплаты у нас работают
педагоги, воспитатели и руководители кружков.
Кроме того, нам помогают попечители. В
попечительский совет входят три человека:
председатель – директор большой типографии, в
основном занимающейся выпуском открыток, его
заместитель и замглавы администрации Йошкар-Олы.
Попечительский совет оплачивает
приобретение пособий, мебели и всего остального,
что необходимо для организации образовательного
процесса.
– Решен ли «жилищный» вопрос:
школе полного дня есть где развернуться?
– Помещений много. Вообще
«Обыкновенное чудо» состоит из блоков,
соединенных переходами. В одном блоке
расположены начальная школа и детский сад. Во
втором – административный и одновременно
спортивно-оздоровительный. Есть блок средней
школы. А также в здании отведено место
«Маленькому чуду» – центру, куда три раза в
неделю приходят с родителями ребятишки возраста
до трех лет. Все эти ресурсы доступны школе
полного дня. В распоряжении ребят спортзал,
бассейн, отдельный зал для занятий айкидо,
небольшие кабинеты для кружков.
– С такими возможностями можно
было выбрать для школы полного дня любое
направление деятельности. На чем вы
остановились?
– Я думаю, сперва нужно обязательно
определиться, что хочешь получать от школы. А
затем, когда цели определены, понять, как это
реализовать: какими видами деятельности ее
наполнить и кто будет этим заниматься.
Девиз нашей школы – «Поможем детям
остаться разными». Это объясняет, зачем нам нужна
школа полного дня.
Вторая половина дня выполняет
несколько задач. Во-первых, ребенок учится
самостоятельно делать домашние задания, то есть
в послеурочное время мы не отказываемся от
компонентов учебной деятельности.
Во-вторых, он продолжает учиться
общаться с ребятами. Поэтому воспитатели решают
много задач по социальному развитию детей.
И третье: во второй половине дня мы
стараемся обеспечить ребятишкам возможность
выбирать для занятий то, что им нравится делать,
организуются прогулки, открыты кружки.
Предлагаются свободные виды деятельности, когда
по собственной воле ребенок выбирает: могу пойти
на вышивку, а могу – в изостудию… И получается,
что ребята сегодня приходят в этот кружок, через
неделю – в другой. Из-за того что запрета
поступать по-разному нет, многие переходят,
пробуют себя. Однако всегда есть дети, которые,
выбрав занятие по душе, ходят в кружок годами.
Но мы не забываем и о том, чтобы
школьники, несмотря на свободу поступать
по-разному, все же оставались единым коллективом.
Этому помогают наши общешкольные праздники и
другие мероприятия: День знаний, День учителя, 8
октября – День рождения Дома, с 31 октября по 20
ноября – сборы старшеклассников, 22 марта – День
встречи весны, в апреле – Интеллектуальный
марафон и 14 мая – День Земли.
– Как строится школьный день?
– Распорядок дня первоклассников
немного отличается от режима более старших
учеников. Учитель готов принять их уже около
восьми утра. В 8.40 начинаются уроки. Отучившись по
расписанию, дети первого класса идут на прогулку,
потом обедают и спят. А ученики второго, третьего
и четвертого классов после обеда гуляют.
С трех часов начинается
самоподготовка. Конечно, она расписана так, чтобы
выполнялись нормы приготовления уроков. По
некоторым дням в те же часы идут занятия
развивающего цикла из разряда многочисленных
дополнительных образовательных услуг.
С пяти часов – кружки.
Работа школа полного дня
заканчивается в 17.45, за исключением тех дней,
когда открыты кружки: тогда ребята занимаются до
половины седьмого.
– Вопрос перегрузки не стоит?
– Мы об этом думаем. Расписание и режим
дня создаются с учетом переключения на разные
виды деятельности.
Кроме того, если день очень насыщен, то
педагоги договариваются между собой, в какие дни
по какому предмету уменьшить нагрузку. Или, если
в расписании рядом стоят подряд занятия
физической подготовкой – например, бассейн и
айкидо, – учителя планируют, кто какую нагрузку
будет давать.
– Татьяна Владимировна, школа
полного дня живет у вас размеренной жизнью.
Сколько времени понадобилось, чтобы прийти к
этому?
– Сначала организовали детский
сад–начальную школу. И на базе одного из детских
садов до 1998 года мы работали в режиме
эксперимента «Воспитание культуры чувств и
общения у детей в условиях комплекса детский
сад–начальная школа». А потом администрация
города и попечительский совет нам помогли
организовать отдельное учреждение.
Работать в режиме школы полного дня мы
стали еще на стадии эксперимента и видели, как
сильно связан учебный процесс со второй
половиной дня. Но, несмотря на то что работа так
строилась сразу, в документах мы назывались
школой с группами продленного дня. Сейчас
«Обыкновенное чудо» – школа полного дня
официально.
– Значит, ваш педагогический
коллектив с самого начала подбирался под условия
школы полного дня и к сегодняшнему дню с числом
персонала и функциональными обязанностями вы
окончательно определились?
– Отвечает за школу полного дня
заместитель директора по начальной школе, так
как мы ее организовали именно для начальной
школы.
В каждом классе работает мини-команда,
состоящая из двух человек: учитель, работающий в
первую половину дня, и воспитатель – во вторую.
Но план работы объединяет первую и вторую
половины. Педагоги тесно взаимодействуют,
заранее согласовав свои планы.
Кружки приходят проводить специалисты
из клубов и те, кто работает в школе.
– А вам, директору, трудно
приходится?
– У моих коллег из обычных школ тоже
есть свои трудности. Найдутся «плюсы» и «минусы»
и в моей работе. И дело не столько в школе полного
дня, сколько в том, что к нам приходят и ребятишки
почти годовалового возраста, и старшеклассники.
Конечно, сложно управлять таким учреждением.
Трудно и тем не менее интересно
одновременно. Я люблю наблюдать, как постепенно
детишки растут, меняются. И работают с ними вроде
бы разные люди, но как же крепко объединяют
педагогов общие традиции и единая цель!
Беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА
|