ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
М.: НИИ школьных технологий, 2004
Словосочетание «образовательные технологии» стало привычным, и на интуитивном уровне понятно, о чем идет речь, но в то же время следует признать, что пока это понятие относится к категории разрабатываемых и потому нуждающихся в дополнительных теоретических обоснованиях. Поэтому книга с таким названием наверняка привлечет внимание руководителей образовательных учреждений, намеренных понять, что же представляют собой школьные технологии и каким из них отдать предпочтение. Потребность разобраться в данном случае может быть удовлетворена лишь отчасти, по крайней мере по двум причинам.
Во-первых, книга состоит из докладов, которые обсуждались на семинаре «Научные вторники кафедры образовательной технологии» в АПКиПРО, и остается непонятным принцип, по которому они оказались включенными в одно издание. Вопрос, который мог бы быть адресован научному редактору данного издания относительно содержания проделанной им работы, не имеет ответа. Кроме того, отсутствие вводной или заключительной статьи также мешает объединению данных материалов в единое целое и как следствие формированию общего представления об образовательных технологиях. В результате создается впечатление случайного подбора выступлений, связанных между собой лишь общей проблематикой.
Во-вторых, книга состоит из четырех разделов: теория для теоретиков, теория для практиков, практика для теоретиков и практика для практиков. Попытка объединить основательные теоретические выступления и частные практические сообщения под одной обложкой представляется оригинальной и небезынтересной, а вот насколько она оказалась успешной – зависит от читателя, степени его общей осведомленности и установки на получение конкретных советов или рекомендаций принципиального характера.
Разделы книги весьма неравноценны по объему. Половину книги занимает раздел «Теория для теоретиков», рассчитанный на подготовленного к чтению научной психолого-педагогической литературы читателя. Обращение авторов к таким психологическим концепциям, как бихевиоризм и гуманистическая психология, оперирование психологическими научными понятиями подразумевает, что читатель – не педагог, а профессиональный психолог, что значительно сужает круг потенциальных читателей. В то же время практические материалы нуждаются в осмыслении и, не прошедшие апробации, не могут быть непосредственно перенесены в школьную практику.
В силу всего сказанного данное издание может быть рекомендовано прежде всего завучам по научно-методической работе (желательно – знакомым с азами психологии), в задачи которых входит организация учебно-воспитательного процесса в школе с опорой на достижения психолого-педагогической науки. Содержащиеся в книге материалы могут быть использованы именно в качестве отправной посылки для разработки собственной образовательной концепции.
Обращает на себя внимание обоснованность и продуманность изложения, что вселяет доверие к содержанию книги, и потому данное издание вполне может использоваться как одно из пособий – но никак не единственное – по образовательным технологиям.
Подготовила Марина СТЕПАНОВА
|