Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2005

Школьный уклад

Проекты кормят проекты

По масштабам и качеству проектной деятельности с саранской гимназией художественно-эстетического направления № 20 другим школам города тягаться нелегко. Да и не может быть иначе, если администрация гимназии занимается этим целенаправленно: проекты в учебной деятельности – и после уроков, проектная работа учеников – и параллельно учителей, обмен опытом, участие в солидных конкурсах!..
О том, как выглядит механизм этой «проектной» системы, нам рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной и научно-методической работе Елена ШУМИЛКИНА.

– Елена Михайловна, чтобы нашим читателям было нагляднее, расскажите, пожалуйста, какие темы охватывают гимназические проекты…

– Несколько лет назад наша гимназия получила статус федеральной экспериментальной площадки. И как ФЭП мы работаем над проектом «Формирование нравственной культуры в условиях гуманитарной гимназии».

В 2002 году был создан проект «Одаренные школьники – будущие лидеры России».

Также гимназия стала победителем конкурса международного сотрудничества, который основывался на молодежном обмене между Россией и Германией.

Еще у нас реализуется проект «По заповедным тропам»: ученики участвуют в экспедициях, ездят в лагеря. К примеру, именно гимназия занималась организацией экологического лагеря для одаренных детей. Программы лагеря и экспедиций – это звенья на пути формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности.

У нас над созданием проектов трудятся и взрослые. Причем не как организаторы, а в качестве участников. Скажем, мы разработали проект «Межшкольное сотрудничество как форма развития образовательной среды». Он нацелен на систему работы с педагогическими кадрами – повышение квалификации учителей идет через их сотрудничество с инновационными школами. В рамках этого проекта у нас организуются партнерские встречи с педколлективами Нижнего Новгорода, Пензы и Москвы.

– Какие проекты, на ваш взгляд, лучше приживаются в школе – учебные или внеучебные?

– Наш опыт показывает, что при удачно выбранной теме и хорошей организации проекты одинаково успешно реализуются и в рамках формального образования и неформального.

В рамках урочной деятельности ребята участвуют в учебных мини-проектах.

А также школьники работают в научном обществе. В нем у нас создано восемь секций. Дети выполняют научные исследования, получают консультации. Итоги подводятся каждый год на научно-практической конференции. Обычно в ней принимают участие учащиеся и преподаватели нашей гимназии. Однако в прошлом году впервые в конференции участвовали ученики и педагоги из школ других городов. Они привозили к нам свои работы.

На днях наши ученики и учителя вернулись с высшей наградой научно-практической конференции, проводившейся в Нижнем Новгороде. До этого была еще одна победа – гимназия получила гран-при на конференции в Сарове. Все это – результаты проектной деятельности.

– Ваша гимназия в числе прочего известна проектной работой самих учителей…

– Коллектив гимназии квалифицированно обеспечивает формирование личности в трех направлениях – эстетическом, языковом и экологическом. И в связи с этим педагогами разработаны авторские программы, которые они внедряют в учебный процесс.

В начале учебного года каждый учитель берет исследовательскую тему для разработки. И в течение года работает над ней. Вот некоторые из них: «Мониторинг уровня художественной культуры учащихся», «Разработка модели культурно-языковой личности учащихся гуманитарной гимназии на основе внеурочных учебных программ на интеграционной основе», «Разработка концептуального модуля, основанного на синтезе трех направлений – эстетического, гуманитарного и экономического».

Когда тема выбрана, то учитель определяет, в течение какого времени он будет ее разрабатывать – год, три года или пять лет. Но при этом конкретизирует эту тему на ближайший год.

– Требуют ли от учителей какого-то отчета о проделанной работе?

– В научно-практической конференции, о которой я говорила, существует специальная секция для педагогов – педагогическая мастерская, где они представляют свою проектную деятельность, которая разрабатывалась ими весь учебный год. Это такой же отчет, как и у их учеников. Проходит он, как правило, в форме мастер-класса.

– Обязательно ли участие педагогов в проектной работе?

– Нет, это делается исключительно по их желанию.

Учителя знают, что по результатам нашей гимназической конференции они могут выйти на городской конкурс, где есть возможность побороться за звания «Учитель-исследователь» и «Учитель-мастер».

– Раз в педагогическом коллективе есть группа учителей, которые занимаются проектами, то, видимо, для них должен быть выделен некоторый управленческий ресурс?

– Всей этой работой руководит заместитель директора по науке.

Педагоги объединены в творческие группы, созданные для обмена опытом. В группе собираются учителя, преподающие один и тот же предмет.

– Бывает ли, что учитель берется исследовать новую для себя область?

– Учителям не возбраняется взять исследовательскую тему не по своему предмету, но у нас так сложилось, что люди стараются глубже погрузиться в привычный им мир. Правда, иногда выбирается интегрированный курс, и тогда приходится касаться других областей знаний.

– Елена Михайловна, многие школы не берутся за проектную деятельность, опасаясь лишних материальных затрат. Действительно ли это требует серьезных дополнительных финансов?

– Прозвучит, наверное, забавно, но проекты сами «кормят» себя. Когда проектная работа сделана на высоком уровне, то она, как в нашем случае, выигрывает гранты. И это, конечно, большая поддержка в улучшении материально-технической базы.

Но есть масса проектов, в которых желание и профессионализм учителя прекрасно заменяют финансирование.

– Вам есть с чем сравнивать: гимназия «до» и «в ходе» проектной работы. Какие главные изменения в жизни учебного заведения вы бы отметили?

– Все отмечают, что благодаря проектам постоянно модернизируется учебный процесс.

И, безусловно, появилась системность в работе. Интересные идеи у моих коллег были всегда, только теперь они собраны вместе и дополняют друг друга.

Рейтинг@Mail.ru