Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2005

Консультация

Мониторинг результатов обучения в новой образовательной парадигме

Последнее десятилетие стало для школы периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и практике интенсивно прорабатывались вопросы профилизации обучения, интеграции содержания образования, идеи гуманизации школьной жизни. Поиски ключевой идеи развития современной общеобразовательной школы продолжаются и по сей день, но уже можно утверждать, что все большее число специалистов принимают и активно поддерживают идею управления качеством образования как ведущую, доминирующую. При этом идея не только декларируется, но и начинает активно реализоваться.

Термин «качество образования» в современной педагогической литературе трактуется по-разному. И в школах его понимают по-разному. В одних образовательных учреждениях под качеством образования понимается количество учащихся, закончивших отчетный период без троек, то есть на «4» и «5», в других – качество обучения и всего воспитания, в третьих – степень развитости личности, в четвертых – количество выпускников, поступивших в вузы.

Вот почему особую значимость сегодня приобретают знаменитые и мудрые слова основателя европейской педагогической науки Нового времени Рене Декарта: «Определяйте значения слов. Этим вы избавите человечество от половины его заблуждений».

Наиболее полно проясняет суть понятия «качество образования», на наш взгляд, определение, данное М.М. Поташником в практико-ориентированной монографии «Управление качеством образования»:

«Образование, полученное школьником, признается качественным, если его результаты соответствуют операционально заданным целям и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика».

Наш педагогический коллектив в течение последних пяти лет работает над разработкой и апробацией на практике механизма определения качества образования по следующим направлениям:

  • преемственность содержания и технологий образования на различных ступенях обучения;
  • внедрение новых педагогических технологий;
  • информатизация учебного и организационного процесса;
  • здоровьесберегающая деятельность в учебном и воспитательном процессах;
  • повышение профессиональной компетенции учителя.

Сегодня, как никогда раньше, остро стоит вопрос, как проверить эффективность той или иной методики, как отследить обученность школьника по тому или иному предмету. Поэтому слова «контроль» и «мониторинг» стали общеупотребительными. Необходимость их никто не отрицает, разговор идет о формах, методах, структуре и организации контроля и мониторинга.

Начнем с того, что оценка и отметка – не синонимы. Оценка (любая – хотя бы улыбка учителя или словесное ободрение) – это совершенно необходимая «обратная связь» в учебном процессе. А главное, что оценка нужна для того, чтобы у учеников сложилось умение самооценки.

А отметка – это формализованная система оценок. Она считается пятибалльной, хотя на самом деле она четырехбалльная – 2, 3, 4, 5. Кроме того, отметка, по мнению психологов, – «стрессогенный фактор».

Позиция авторского коллектива образовательной системы «Школа 2100» формулируется кратко: максимум оценок – минимум отметок. Текущие отметки вообще едва ли нужны, а если нужны, то только положительные (причем дифференцированные). Ведь сейчас отметки ориентируют школьника на негативное подкрепление: он старается «уйти от двойки». А нужно, чтобы они несли в себе позитивное подкрепление, оценивали не факт незнания, а степень знания.

Но если рассмотреть современные функции выставления школьной оценки, то можно увидеть следующее:

  • выявление степени соответствия представленных целей и достигнутых результатов;
  • определение текущих затруднений учащихся и причин этих затруднений;
  • создание психологической комфортности образовательной среды;
  • определение качества работы учителя.

Получается, что одна оценка выполняет несколько функций, а отсюда могут возникнуть противоречия.

В основе исследования качества обученности учащихся как одного из важных показателей качества образования учителя нашей гимназии видят мониторинг как регулярное, непрерывное, контролирующее действие качественных результатов обучения, воспитания, развития учащихся в системе «учитель–ученик» с использованием современных информационных технологий. Основной целью проведения мониторинга мы видим повышение эффективности функционирования образования в гимназии за счет повышения качества принимаемых управляющих решений, касающихся процесса обучения.

Мониторинг качества обученности учащихся призван дать объективную, достоверную и развернутую информацию, причем эта информация должна обеспечить новый уровень принятия управленческих решений – уровень, который позволит принимать обоснованные управленческие решения и даст возможность оценить их эффективность.

Достигается этот новый уровень за счет привлечения современных методов анализа и хранения информации, тесно связанных с широким использованием компьютерной техники и математических методов.

В курсах чтения, русского языка, математики и естествознания по данной программе предусмотрен текущий, тематический и итоговый контроль.

Текущий контроль учителя осуществляют в ходе устного и письменного опроса, проверки домашних заданий, а также на этапе актуализации изученного материала непосредственно перед постановкой проблемы.

Для тематического контроля предназначены проверочные, контрольные и самостоятельные работы. Эти работы помещены в специальных тетрадях на печатной основе. Время проведения работ – от 20 до 35 минут.

Базовые умения по всем темам данных курсов проверяет итоговая контрольная работа в конце учебного года, которая составляется по программе «Школа 2100» и заметно отличается от контрольных работ в традиционной школе и количеством заданий, и их уровнем.

Кроме этого, отслеживать результаты работы по всем этим предметам помогают учителю и администратору электронные приложения, которые теперь входят в комплект методических рекомендаций. Обработанные при помощи дискет контрольные работы дают возможность увидеть результаты обучения не только данного конкретного класса, но и сравнить достижения детей со всей выборкой учащихся, выполнявших эту работу, зафиксировать пробелы в знаниях и умениях детей, своевременно скорректировать изучаемый материал, а также зафиксировать текущие и конечные результаты работы по программе внедрения, составленной школой. Кроме того, данные электронные приложения дают возможность провести объективную оценку результатов каждого учащегося по всем контрольным работам, что позволяет в свою очередь решить проблему субъективизма и относительности учительской оценки.

В течение последних трех лет все классы начальной школы нашей гимназии (с 1-го по 4-й класс) принимают участие в итоговом мониторинге, который проводит Межрегиональная общественная организация содействия развитию образовательной программы «Школа 2100» совместно с Проблемной лабораторией социально-экономических исследований в области народного образования Московского городского педагогического университета.

У нас есть уникальная возможность объективно оценить, насколько хорошо сформированы умения и навыки по предметам гуманитарного цикла у каждого учащегося. По итогам мониторинга мы можем сравнить результаты обучения каждого учащегося не только с результатами его одноклассников, но и с возрастной нормой, которая получена в результате тестирования более 3 тысяч учащихся в разных регионах РФ в течение четырех лет.

Система тестовых заданий содержит контрольные вопросы, которые позволяют оценить уровень знаний и умений учащихся в показателях, поддающихся измерению и последующей количественной обработке. Сравнение и оценка проходят в первую очередь по результатам выполнения заданий, отражающих уровень образовательных стандартов. Кроме того, в тест включены задания, проверяющие соответствие учащихся требованиям, выходящим за рамки образовательного стандарта.

Результаты сразу после обработки передаются непосредственно в гимназию, что позволяет учителям проводить обоснованную коррекцию процесса обучения, направленную на его индивидуализацию.

Непрерывное отслеживание учителем качества обученности как целых классов, так и отдельных учащихся по всем разделам учебных программ позволяет каждому учителю осуществлять самоконтроль за своей педагогической деятельностью. Работа администрации, учителей и учащихся при педагогическом мониторинге носит характер совместной аналитической деятельности, развивая прогностические умения совершенствовать качество образования учащихся.

Татьяна КАРМАКОВА,
замдиректора по УВР, МОУ гимназия № 91 им. М.В.Ломоносова, г. Железногорск,
Красноярский край
Фото А.СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru