Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2005

Опыт

Лицейская эквилибристика

Лицей-интернат естественных наук при Саратовском государственном аграрном университете им. Н.И.Вавилова (сокращенно ЛИЕН) напоминает государство в государстве. Одних выпускников каждый год здесь бывает 600 человек. Прибавьте к этому 1200 родителей, почти 300 педагогов – и вот уже набирается такая толпа, которую невозможно вместить на выпускном вечере в лицейском актовом зале. Поэтому выпускные директор лицея организует в цирке...

Собственно, цирк в чем-то сродни этому образовательному учреждению. Не в смысле потехи, а в смысле воплощения в жизнь, казалось бы, невозможных на первый взгляд вещей. Так, например, лицей едва ли не единственное в стране учреждение, принимающее к себе учеников не по степени обученности, а по способности к обучаемости. Это значит, что здесь ребенку позволяют начать свою жизнь, можно сказать, с чистого листа. Как это происходит? В августе для всех желающих поступить в 10-й класс ЛИЕНа в течение двух недель проводятся пробные уроки по программе предыдущих классов. Учителя дают детям проверочные работы и отслеживают динамику оценок. Если ребенок за первую работу получил «0», за вторую – «1», за третью – «2», затем «3», «4» и «5» – значит, у него есть желание учиться, есть динамика в процессе обучения и его зачисляют в лицей. Если же кандидат в лицеисты получает шесть «нулей» подряд – педагоги говорят родителям, что их ребенок не показал никакой динамики и, следовательно, не может быть зачислен.


Галина Коннычева

Другой «фирменный номер» ЛИЕНа состоит в том, что здесь организована специальная кафедра репетиторов. (Эти педагоги не ведут уроков, а работают только репетиторами. Плата за обучение в лицее включает в себя и оплату репетиторских занятий.) 30 репетиторов начинают свой рабочий день в девять утра в общежитии лицея-интерната. Начиная с этого времени и до 12 часов к ним приходят учащиеся – каждый со своими вопросами. Если ребенок что-то не успел выяснить с утра, он идет к репетитору в вечернее время – с шести до восьми – и уже в лицей. Словом, благодаря такой системе ребенок не может прийти на урок и сказать учителю, что он что-то не понял по той или иной теме. Фраза «я не понял» здесь означает только одно: учащемуся было лень вставать в семь утра, чтобы после умывания и завтрака в девять уже быть у репетитора и заниматься, заниматься, заниматься...

Тот факт, что в ЛИЕНе интенсивная нагрузка, что один день учебы в лицее можно сравнить с месяцем учебы в общеобразовательной школе, здесь с самого начала не скрывают ни от детей, ни от родителей. Всем известно, что после зачисления в 10-й класс учеба в сентябре начинается не с новой темы, а с устранения пробелов в пройденном. На эту работу отводится полгода. За остальные полгода полностью изучается программа десятого класса. Трудиться приходится много. Но в том и фокус: элитное образование становится доступным для любого ученика, который хочет учиться.

Кроме того, благодаря интенсиву, по окончании десятого класса, по результатам обучения в нем и итогам экзаменов по профилирующим предметам, в лицее формируются группы дальнейшего профильного обучения в одиннадцатом классе по физико-математическому и химико-биолого-математическому направлениям.

Эта идея прекрасно ложится в контекст той задачи, которую основатель и директор лицея-интерната Галина Коннычева поставила перед своим педагогическим коллективом, детьми и их родителями при открытии ЛИЕНа в 1992 году: устранить дельту между степенью обученности выпускника и требованиями к абитуриенту. Сама Галина Григорьевна, физик по образованию, рассказывает об этой проблеме так:

– Когда я поступала в университет на физический факультет, туда брали всего 3–4 девочки. Все пять лет учебы дома меня называли квартиранткой, поскольку я уходила в восемь утра и возвращалась в одиннадцать вечера. Вся моя жизнь проходила в университете и библиотеке. Окончив университет, я получила базовое классическое образование, но хорошую карьеру сделать было непросто, поскольку пришлось учиться еще очень многому. Да, в вузе мы учили теоремы, законы и аксиомы. Они развивали память, логику мышления, интеллект, но нам было все равно трудно после университета устроиться в жизни, и настоящими физиками из нас выходили единицы. Основав лицей, я серьезно задумалась над этим вопросом.

Наш аграрный университет, он же наш учредитель, принимает 98 процентов выпускников лицея на бюджетную основу и снова начинает учить с ними те же законы и формулы, что учили в школе. А мне бы хотелось, чтобы в университете бывшие лицеисты продолжали работать дальше, шли бы вперед по своему маршруту, не останавливаясь на том, что им уже известно.

В результате долгих размышлений я решила пойти в университет с совершенно новым предложением. Пусть учащийся, пришедший к нам в десятый класс, сразу же берется за проектную работу. Она может быть индивидуальной, коллективной, межпредметной. Но главное в том, чтобы сделать защиту таких проектных работ итоговой аттестацией за 11-й класс! Таким образом, сегодня, как и во всех школах России, наши дети сдают пять выпускных экзаменов, но по двум базовым предметам – математике и русскому языку – сдают ЕГЭ, а остальные три экзамена – в рамках защиты своей проектной работы. Например, химию, биологию и физику. Ведь ученик работает над выбранной темой в течение целого года, раскрывая ее в том темпе, который ему удобен, теми средствами, которые ему больше нравятся, по тому плану, который он сам составил.

Скажем, группа наших учениц сделала великолепную проектную работу, посвященную солнцезащитным кремам. Они провели химический анализ таких кремов, проверили их по другим параметрам, и в итоге оказалось, что 90 процентов исследуемых кремов практически не защищают от солнца. Работая над проектом, лицеистки познакомились с различными биологическими процессами, происходящими с кожей на солнце, узнали о химическом составе кремов, почерпнули массу других важных сведений, которые они уже не забудут, потому что им было это интересно.

Еще одна наша ученица выполнила работу на тему: «Что такое реклама сегодня, как сделать ее успешной?» Она прочитала гору литературы начиная с XVII века, сделала анализ рекламных объявлений разных лет, получился чудо-проект. Она еще учится, но уже сегодня ее приглашают на работу различные фирмы нашего города: девушка прекрасно разбирается в проблематике рекламы, осознает ее сильные и слабые стороны.

Поставив проектные работы на хорошую научную основу, добившись того, что дети теперь получают за свой труд итоговые оценки в аттестат, и решив продолжить линию продуктивного обучения, выведя ее за рамки лицея, я предложила университету следующий «трюк». Наш ученик может прийти, скажем, на факультет агрономии, показать ту теоретическую проектную работу, которую он выполнил в лицее, и затем попытаться воплотить свою работу на практике: просто взять кусочек земли, принадлежащей университету, и попробовать на участке свои силы. И университет пошел на это. Таким образом, сегодня наш выпускник может продолжать продуктивно работать в университете над той темой, над которой он трудился еще в школе.

А еще я убедила университет формировать студенческие группы из наших выпускников отдельно, не смешивая их с другими студентами. Таким образом, 30 человек у нас идут на экономику, 30 – на бухучет, 30 – на автосервис, 30 – на ветеринарию, 30 – на биотехнологии, 30 – на земельный кадастр etc. Надо сказать, что это облегчает задачу отслеживания результатов учебы всех моих выпускников на протяжении всего времени их обучения в университете. На каждого бывшего ученика у меня заведена «простыня», в которой фиксируются результаты всех экзаменационных сессий. Такой мониторинг убеждает в том, что студенческие группы, сформированные из наших выпускников, стабильно показывают более высокие баллы по сравнению со студенческим контингентом в целом…

…Какие еще «трюки» демонстрирует ЛИЕН? Например, не так давно лицей стал экспериментальной площадкой лаборатории продуктивного обучения РАО. Так получилось, что, реально занимаясь продуктивным обучением практически 12 лет подряд, Галина Григорьевна ничего не знала о Международной сети продуктивных школ и их работе. Поняв же, что вся лицейская деятельность прекрасно встраивается в систему продуктивного обучения, лицей сразу присоединился к этому течению, тем самым представив в лаборатории РАО пятый город – Саратов. (До этого в лабораторию входили лишь представители Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерово и Сочи.)

Другой конек лицея – применение вузовской системы обучения. Так, помимо зачетных книжек у ЛИЕНистов, как и у студентов в вузе, существует понятие «пара». И если в обычной школе старшеклассники вынуждены готовиться к шести-семи предметам на следующий день, в ЛИЕНе учащиеся обычно готовят по два урока, так как согласно расписанию у них всегда идут по два спаренных урока (например, литература и химия) и одна пара – лекция. По мнению педколлектива, это особенно важно для одиннадцатиклассников. Ведь они готовятся к вступительным экзаменам, и потому им важно именно «погружаться» в физику, математику, химию. Этот период называется в лицее «зарабатыванием факультета», так как от него в максимальной степени зависит не только оценка на вступительных экзаменах в университет, но и успешность дальнейшего обучения в качестве студента.

Кстати, вернемся к успешности ЛИЕНистов. Безусловно, способствует этому такая вещь, как тотальный контроль образовательного маршрута – еще одно «ноу-хау» директора. О репетиторах и отслеживании процесса обучения бывших лицеистов в университете мы уже говорили. Плюс к этому на успешность работает и ежемесячная аттестация прилежания. Ее суть в том, что ребенку выставляют оценку по трехбалльной шкале – 0, 1, 2. Если ребенок получает «ноль» – значит, совсем не работает и для родителей это знак того, что их чадо может быть отчислено; если ставят «единицу» – значит, учащийся работает в половину силы и ему положена обычная стипендия; ну а если в журнале появилась «двойка» – то это означает, что он делает успехи и получит повышенную стипендию.

В помощь педагогам, лицеистам и их родителям заведены в лицее и четыре журнала на каждый класс. Первый – классический классный журнал, второй – репетиторский, третий – рейтинговый журнал для родителей (в нем аттестация, рейтинг и характеристика учителей на каждого ребенка, которую они пишут каждый месяц по всем профильным предметам). Четвертый журнал – специальный, о пропусках занятий, в котором дети расписываются в конце каждого месяца. Общедоступен также и ежечетвертной компьютерный рейтинг успеваемости по группам и по лицею в целом.

Законно гордится ЛИЕН и такой стороной своей жизни, как обучение одаренных детей. «Я до сих пор считаю себя сельской учительницей, так как вот уже 35 лет работаю с сельскими детьми, – рассказывает Галина Григорьевна. – Во-первых, значительная доля учащихся поступает к нам из школ сельских районов Саратовской области. Они учатся у нас, живут в нашем общежитии. А во-вторых, я постоянно нахожу среди таких детей «ломоносовых», бесплатно учу их, так как обычно это дети из очень бедных семей, и еще выплачиваю им стипендию. В общем, решаю проблему государственного масштаба».

Кроме этого, ЛИЕН дистанционно обучает школьников практически во всех районах Саратовской области, превратившись в областной центр обучения молодежи. Лицеем создана система лицейских классов на базе муниципальных школ. Сегодня в эту сеть входят 28 образовательных учреждений из сельских районов области. На протяжении вот уже двух лет эту работу серьезно облегчает дистанционное взаимодействие с лицейскими классами через Интернет.

В общем, трюков в лицее набирается действительно немало. Мне показалось, что они становятся здесь возможными лишь благодаря неиссякаемой энергии директора, которая, словно настоящий эквилибрист, удерживает равновесие и подбрасывает вверх шарики один за другим, которые, послушные ее профессиональной руке, взлетают все выше и выше, но при этом постоянно находятся под ее чутким присмотром.

Галина Григорьевна считает, что сегодня, для того чтобы негосударственное образовательное учреждение выжило, ему необходимо быть «не только педагогическим чудом, но и экономическим чудом тоже. А это значит, что мы должны работать так, словно живем на два века вперед».

Возможно, именно эта позиция помогла ЛИЕНу войти в этом году в тридцатку лучших школ России*.

Как бы там ни было, лицей и его директор вправе гордиться сегодня своими успехами.

А в конце беседы Галина Григорьевна поделилась со мной еще одной мыслью, касающейся уже не только лицея, но и всей системы образования в целом:

– Не так давно я узнала об одном высказывании великого французского дипломата и мыслителя Талейрана: «Образование – это особая держава, область применения которой не может определить ни один человек в мире. И даже национальная власть не может определить ее границ. Область применения образования огромна и бесконечна». Мне исключительно близка эта мысль, потому что я всегда считала учителя главным лицом в обществе.

Яна САРТАН

Рейтинг@Mail.ru