Послеобеденная педагогика
Внеурочная работа специалистов в
школе полного дня
В прошлом номере «Управления школой» (№
9/2005) мы подробно останавливались на том, какие
задачи может, должна и решает школа полного дня.
И если тогда вопроса кадрового обеспечения мы
коснулись лишь отчасти, то сегодня подойдем к
этому вплотную. Кандидат психологических наук,
профессор МГППУ Марина БИТЯНОВА
проанализировала опыт учебных заведений такого
рода и сделала собственное обобщение. По ее
мнению, оно может быть полезно любой школе –
малокомплектной и большой, государственной и
частной, специализированной и средней
общеобразовательной...
Голос первой скрипки
Прежде всего мне бы хотелось дать
некоторую классификацию тех сред, на которые
может претендовать школа полного дня.
Во-первых, школа полного дня может быть
с образовательной средой. Такая среда,
так же как и первая половина дня, ориентирована
на решение познавательных задач. Но, естественно,
уже не в форме уроков. Это проектные группы,
экскурсии, лаборатории и много-много других форм,
которые сейчас существуют для организации
хорошей образовательной, свободной от уроков и
программ деятельности учащихся. Понятно, что при
такой среде ценностный, смысловой разрыв между
первой и второй половиной дня минимален.
Кто организует эту среду?
Преимущественно освобожденный
воспитатель.
Педагоги-предметники. Это должны быть
специалисты по специальным курсам – проектным,
мегапредметным. То есть педагоги особого,
дополнительного образования (но не в плане
кружков).
Частично, совсем немного психологи.
Второй вид
образовательной среды – развивающая
среда. Чаще всего она развивается по принципу
хорошей компенсации тех трудностей, которые
возникают с решением развивающих задач в первой
половине дня.
Первая половина дня очень жестко
структурирована, направлена в массовой школе на
получение знаний, умений, навыков и находится в
тисках требований программы. И в школе полного
дня может создаваться среда, когда темы насыщены
ценностями творчества, некоего свободного,
личностного, человеческого развития ребенка. Это
среда – в основном кружки, клубы, сообщества,
множество культурных мероприятий (приезд
актеров, собственные театральные постановки и т.
д.), то есть творчески насыщенная среда.
Отвечают за эту среду:
Освобожденный воспитатель.
Педагоги дополнительного
образования.
Психологи, которые играют здесь
большую роль.
Третий тип среды – оздоравливающая
среда, дающая осмысление своего здоровья,
понятия здорового образа жизни с выстраиванием
каких-то личных оздоровительных программ и т. д. В
такой среде обязательны режим, определенная
размеренность, принятие во внимание
физиологических этапов...
Создают ее:
Еще один тип среды – универсальный.
Это многофункциональная среда школы
полного дня, которая учитывает возможности
погружения ребенка в разные среды –
оздоравливающую, развивающую, образовательную.
Ее довольно трудно выдержать, она
оптимально насыщена. Чаще всего она
перенасыщается: ребенок не столько
переключается с задачи на задачу, сколько
перегружается решением новых задач. Нужно
ребенка сориентировать с учетом его возраста –
что лучше для шестиклассника, а что для
семиклассника. Кроме того, важно сделать выбор,
для того чтобы ребенок не стал жертвой посещения
пятнадцати кружков и восьми секций.
Кроме того, эта среда материально
затратная и ее вообще очень трудно собрать в
обычной школе.
Необходимы все специалисты.
Но первые люди, которым здесь
находится место, – это управленцы, потому что
такая среда требует очень серьезного
педагогического управления и на уровне
ценностей и смысла этой среды, и на уровне
структурирования жизни педагогов и каждого
конкретного ребенка.
И, наконец,
существует еще один вид образовательной среды –
дежурная. Отголоски из регионов, выстраивающих
систему полного дня, говорят о доминировании
среды пятого типа. Это среда, которая создана
потому, что нужно до шести часов вечера
продержать детей в школе и чем-то их занять. В
основном все усилия сводятся к тому, чтобы
дисциплинарно выстроить три-четыре послеурочных
часа, чтобы никто не потерялся, не подрался и были
сделаны уроки. Учитель не может дождаться
момента, когда родители разберут детей.
Доброе слово о дежурной среде, конечно,
можно сказать. Хорошо, что она есть, потому что в
регионах часто это единственное спасение для
детей, которые, не окажись в такой среде, будут
выброшены в среду, более опасную для их развития
и даже жизни.
Люди, занимающиеся дежурной средой:
Педагоги-предметники, которых
насильно или по их доброй воле сделали
освобожденными воспитателями. Знаю точно, что во
многих регионах сокращение школ привело к
сокращению педагогов и переводу их в разряд
освобожденных воспитателей второй половины дня.
В каком-то смысле это решение проблемы занятости.
Время других ценностей
А сейчас давайте подробно остановимся
на обязанностях специалистов, которые являются
самыми главными во второй половине дня. От их
профессионализма и системности работы зависит,
состоится ли та или иная среда. Какие
профессиональные и личностные требования
предъявляет школа полного дня к освобожденным
воспитателям, психологам,
педагогам-предметникам и преподавателям
дополнительного образования?
Начнем с освобожденных
воспитателей. Самая главная проблема
связана не с методическим обеспечением, а с теми
внутренними и профессиональными установками,
которые есть у этих людей и которые им нужно
менять.
Педагог-предметник первой половины
дня – человек, владеющий методиками, техниками,
материалом. Он должен передать их и за счет этого
сформировать в ребенке систему новых знаний,
умений, навыков и ценностей. Другими словами, по
своему духу он – «формирователь». А
освобожденный педагог второй половины дня –
совершенно другой специалист. Он сопровождает
ребенка, занимается созданием среды его
развития. Не жестко структурирует условия, для
того чтобы что-то сформировать, а создает условия
для развития.
Как мы видим, это совершенно другой
подход к школьнику. И возникает загвоздка, если
людей просто взяли и функционально перевели в
освобожденные воспитатели без серьезного
обучения. В итоге они остаются
педагогами-формирователями для второй половины
дня, выстроенной абсолютно по другим принципам, и
вторая половина дня плавно продолжает первую.
Оставить после уроков все, как есть – в
позициях, в отношениях, в задачах, – очень
большая ошибка. Тем самым мы практически лишаем
ребенка среды развития, а заменяем ее средой
насильственного формирования. Вторая половина
дня должна быть максимально приближена к
возрастным, индивидуальным,
психофизиологическим особенностям ребенка и
нести развивающий потенциал по стилям, видам
деятельности, по степени свободы ребенка. А это
зависит от внутренней установки педагога.
Педагогам, организующим вторую
половину дня, понадобится целый ряд новых знаний
и умений. Тут может быть полезен опыт работы
освобожденных педагогов малокомплектных школ.
За годы работы уже накоплено представление о том,
что собой представляют функционал и система
деятельности такого воспитателя.
Деятельность освобожденного
воспитателя складывается из направлений.
Первое направление –
функционально-обслуживающая деятельность. В ее
основе лежит важнейший принцип защиты жизни и
здоровья детей. Освобожденный воспитатель в
любой школе полного дня несет за это полную
ответственность.
Сюда же входит организация питания
детей, прогулок как режимного момента,
сопровождения детей на кружки, а также
приготовления домашних заданий, потому что
домашнее задание в школе полного дня – особая
тема.
Если работу делать честно,
ответственно, то все время может уходить только
на нее. Но хотелось бы, чтобы режиму и
обслуживанию отводилась часть времени, ведь
второй важный блок – воспитательная программа.
Здесь и проверяется настоящий педагог. Придите и
посмотрите, как он обедает с детьми: за одним
столом или отдельно; что он говорит детям; с каких
слов начинается обед и какими заканчивается.
Загляните к ним на прогулке и отметьте: дети
разбежались, как жучки-паучки, а педагог стоит
монолитом, или же взрослый перемещается,
находится в контакте, организует детские игры,
налаживает отношения в небольших группках
ребят...
Второй большой блок – воспитательная
программа.
Во-первых, включение детей в жизнь
школы. Это можно делать формально, как
большинство классных руководителей, – в силу
усталости и от недостатка времени: «Ребята, скоро
у старшеклассников выпускной вечер. Наша задача
– выстроиться около школы и помахать им
флажками». Поручения розданы, отрепетированы.
Может быть и что-то более серьезное: «Мы
участвуем в спектакле. Вы не хотите ставить
«Ромео и Джульетту»? Это не обсуждается!»
И совсем другой уровень работ, когда
воспитатель имеет право и способен отслеживать,
в какой именно форме его дети должны включиться в
это мероприятие, каковы содержание их
деятельности, форма контроля и польза лично для
каждого из них. Мне, к счастью, приходилось
видеть, когда воспитатель говорил: «Мои дети не
будут участвовать в общешкольном мероприятии до
тех пор, пока они сами не скажут, что это им
нужно». Педагог думает о детях, а не о том
мероприятии, которое должно состояться.
Важна организация и внутриклассной
жизни. Во второй половине дня класс не должен
терять свои границы. Он, конечно, размывается –
через посещение клубов и кружков возникает
больше межвозрастных контактов, контактов
параллелей. Но класс, имеющий границы, – очень
важная воспитательная структура. Это обучение
детей тому, что люди, которые рядом с тобой,
заслуживают особого внимания.
Отдельная ветвь
в воспитательной программе – индивидуальная
работа с детьми. Сейчас это практически потеряно:
в школах, где есть хорошие психологи, педагоги
передали им индивидуальную работу. А в школах,
где психологов нет, этой работы почти не
существует – современная школа устроена таким
образом, что у педагога практически нет времени
на выстроенную, системную индивидуальную
практику с детьми. Читаешь книги Шалвы
Амонашвили и вздыхаешь: как сделать так, чтобы
это было возможно?.. Индивидуализированной
работе с ребенком, выстраиванию воспитательных
программ должен непременно научиться
освобожденный воспитатель.
Если говорить о том, на основе чего
строится воспитательная программа, то можно
выделить четыре источника.
Первый источник – программа развития
школы, то есть концептуальный документ: на какой
образ ребенка, на какой портрет выпускника
ориентировано учебное заведение, какие
принципиальные задачи развития и формирования
личности оно решает.
Второй источник – задача развития
класса, которая вытекает из результатов
психолого-педагогической диагностики.
Третий источник – это индивидуальная
задача развития детей. К сожалению, в школе, где в
классе 25–30 человек, педагог не имеет возможности
создать индивидуальную программу развития для
каждого ребенка...
И четвертый источник – план школы.
Теперь поговорим о психологах.
В школе полного дня он может решить те
профессиональные, очень важные для школы и
ребенка задачи, которые в обычной школе не
решаются, так как дети убегают домой сразу после
уроков.
Скажем, это плановая психодиагностика.
Директора школ, в которых есть психологи, знают,
как трудно выделить время на психодиагностику в
школе с углубленным изучением каких-то
предметов. Приходится отдавать уроки, а это
страшная беда для педагога. Правда, встречаются
такие чудные школы, которые сумели выстроить
свой учебный процесс так, что у психолога в плане
стоят часы для диагностики. Но нельзя обвинять
тех, кто этого не сделал, потому что это
действительно трудно.
Помимо этого в школе полного дня можно
полноценно организовать
коррекционно-развивающую работу с детьми,
индивидуальные занятия – на это в первой
половине дня тоже не хватает времени.
И, конечно, психолог может спокойно
организовать психологическую учебу педагогов,
потому что педагог в этой школе находится до
вечера и для учебы не придется красть у него то
время, которое в простой школе он отдал бы семье.
В школе полного дня у психолога
появляются новые обязанности. Самая важная –
участие в проектировании среды второй половины
дня. Здесь психологические знания совершенно
необходимы: без серьезной психологической
экспертизы и осмысления того, как это должно быть
устроено, трудно выстроить современную,
продуманную среду.
Еще одно направление работы –
методическое сотрудничество с освобожденными
воспитателями. Сегодня большая часть
воспитательных методик лежит в сфере психологии,
и психологи будут полезны воспитателям.
Кроме того, психологи взаимодействуют
с педагогами дополнительного образования.
Кстати, пришло время рассказать об
обязанностях педагогов дополнительного
образования. Удивительная вещь! Вроде бы эти
педагоги решают сугубо развивающие задачи – у
них нет программы, утвержденной министерством,
стандартов, ЕГЭ и других тестов, по которым они
должны отчитываться. Но если мы внимательно
посмотрим, то увидим, что они работают не на
детей, а на предметный результат. Кто такой
типичный режиссер детского театра? Человек,
который работает с детьми как с актерами.
Режиссера никогда не волновало, какие чувства
испытывает ребенок. Если чувства не помогают в
исполнении роли, тогда для режиссера они не имеют
никакого значения. А что такое «хороший» оркестр?
Главное, чтобы инструменты звучали. Педагогу не
важно, что кто-то вылетел из этого оркестра,
потому что мешал хорошо звучать другим.
Педагог дополнительного образования в
школе полного дня с помощью психолога должен
быть переориентирован на решение воспитательных
задач школы: чтобы актеры на спектакль
подбирались исходя из принципов, которые важны
школе и этому классу; чтобы отбор содержания
кружков исходил из тех задач, которые стоят перед
этими детьми, и их особенностей. Это колоссальная
работа!
Решают ее прежде всего управленческие
силы. Педагоги обязаны присутствовать на
консилиумах. Они должны свои программы строить,
ориентируясь на планы воспитателя, результаты
диагностики детей, задачи школы. И для этого
нужно продумать формы включения педагогов в
систему такой школы.
Еще один специалист, фигурирующий во
второй половине дня, – педагог-предметник.
В первом типе среды – образовательной, – когда
познавательный процесс продолжается во второй
половине дня, педагоги-предметники являются
главными «скрипачами». И тут у них возникают две
проблемы.
Проблема первая: очень трудно с утра
быть предметником, а после обеда – ведущим
детской лаборатории, проектной группы,
участником мозгового штурма при обсуждении
какой-то научной проблемы. Этим учителям
придется научиться переходить с одного «стула»
на другой: при организации среды второй половины
дня нужен совершенно другой подход к мотивации
детей, иной способ оценивания результатов
деятельности, ценностью становится не оценка, не
усвоение знаний, а познание, открытие,
самостоятельная исследовательская работа.
Это управленческая задача – таким
образом поставить дело в школе, чтобы педагоги
смогли и должны были переключаться на другие
отношения с детьми во второй половине дня:
научить их этому и создать условия. Кстати, как
показывает опыт школ полного дня, когда педагоги
обучаются и настраиваются на новый стиль работы
с детьми во второй половине дня, они, как правило,
перестраивают и первую половину.
Другая проблема – проблема с детьми.
Им тоже трудно перестроиться с восприятия
педагогов первой половины дня на восприятие
педагогов второй половины дня. И детей тоже надо
учить: в первой половине дня у вас уроки –
жесткая, структурированная система, а после
уроков – почти что демократия: «круглые столы»,
диспуты, много свободы в самовыражении...
Большинству детей подросткового возраста
перестроиться трудно. Малыши же привыкают
быстро.
Первое время совершенно точно будут
всякие неожиданные ситуации, когда ребенок
попытается – осознанно или неосознанно –
применить на уроке то, что было во второй
половине дня. Нужно учить детей разводить эти
вещи и ни в коем случае не наказывать.
Все то, что сказано о педагогах
дополнительного образования, так же относится к
тренерам и специалистам по физической культуре.
Большая удача найти такого учителя физкультуры,
который скажет: «Да Бог с ними, со стандартами
прыжков в длину, высоту, в сторону. Мы постараемся
их достичь. Но ведь самые главные ценности –
движение, красота, пластика, ощущение ребенком
собственного тела...» А большинство спортивных
тренеров, конечно же, работает на результат.
Создание команды преподавателей,
которые будут осуществлять оздоровительные
процессы, это тоже работа для директора и завуча.
И я не думаю, что она будет решаться просто...
«Вечером разберемся...»
Школа полного дня таит в себе
серьезные «педагогические опасности», которых
хотелось бы избежать.
Во-первых, нельзя жить во второй
половине дня под девизом: «Всё, что утром не
сделали, доделаем после уроков». Учителя
отрабатывают материал, который не успели дать на
уроке. Это часто бывает у педагогов, которые во
второй половине дня остаются с детьми в качестве
освобожденных воспитателей. От них можно
услышать фразу: «Ладно, вечером разберемся».
Получается филиал урочной системы, и дети
остаются в школе для того, чтобы отрабатывать, по
сути, огрехи взрослых: какими бы «трудными» дети
ни были, то, что учитель не успел на уроке, – не
проблема детей.
Поэтому важно,
чтобы педагог второй половины дня нес в школе
только нагрузку освобожденного воспитателя.
Наверное, это утопия с точки зрения денег, но в
этом случае очевидна кристаллизация нового
профессионала. Работая с предметниками, ставшими
освобожденными воспитателями, я вижу
происходящую с ними эволюцию. Сначала они все те
же предметники, только без предметов. Потом
обязательно наступает стадия эмоционального
конфликта с настоящими предметниками, потому что
воспитатели начинают понимать: нужно как-то
по-другому строить для детей вторую половину дня.
В результате они потихонечку становятся
специалистами другого типа – людьми, которые
ориентированы на развитие ребенка, а не на
решение учебных задач. Их разговар с
учителем-предметником выглядит так: «Какую
задачу вы решаете, когда предлагаете моим детям
то-то и то-то?..»
Во-вторых, школы полного дня вплотную
столкнулись с такой проблемой, которая никогда
еще не стояла перед российской школой: свой смысл
теряют домашние задания. Что такое домашнее
задание? Это решение проблем своими средствами.
Но о какой самостоятельности можно говорить,
когда задание по чтению или иностранному языку
требует отработки навыков вслух, а в классе это
пытаются сделать одновременно 30 человек?
Пока школа полного дня не решила
вопрос, как создать условия для эффективного
выполнения домашнего задания или как
кардинально поменять урок, чтобы домашнее
задание вообще не понадобилось...
Третья опасность – не столь явная, но
разрушительная для школы, если она хочет ощущать
себя субъектом собственной педагогической
деятельности, – это превращение второй половины
дня в филиал дома детского творчества: вся вторая
половина дня – совокупность кружков и секций. А
детям это быстро наскучит, потому что в настоящем
доме творчества собираются ребята из разных
школ. Там можно попасть в среду, где тебя никто не
знает и сыграть какую-то другую жизненную роль.
Наверное, существуют еще какие-то
опасности. Всем нам, кто будет заниматься школами
полного дня на практике, еще предстоит их сначала
прожить, потом отрефлексировать и описать. Не
хочется, чтобы из-за непродуманности,
неосмысленности извратилась благородная и
нужная нашему образованию идея. Нет никакой
уверенности в том, что школы полного дня
приживутся в российском образовании – по
финансовым соображениям, с организационной
точки зрения, – но я как человек, как педагог была
бы рада, если бы они остались, потому что дают во
второй половине дня огромное количество
развивающих возможностей.
Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА
|