Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2005

Опыт

Часть II
Объекты управления образовательным учреждением,
или Беспокойное хозяйство-2

Начало см. № 2–9, 13–21, 23, 33–37, 39, 42–46/2004; № 1–7/2005

Вновь и вновь я возвращаюсь к вопросу о понимании руководителем и педагогами самостоятельности ОУ при решении школьных проблем. Разными смыслами пользуемся мы, употребляя это слово:

Смысл 1: самостояние (т.е. без внешних подпорок и поддержек, внешних указаний).

Смысл 2: самовольность («что хочу, то и ворочу»).

К сожалению, чаще всего в практике управленческой деятельности руководитель должен отстаивать право образовательного учреждения на самостояние. При этом он возлагает на себя роль полномочного представителя ОУ  на уровне вышестоящих органов управления и органов контроля за деятельностью ОУ. И надо всегда помнить, что  возможность самостояния школы наступает тогда и только тогда, когда руководитель несет ответственность за соблюдение правил «игры» школы со внешним миром. А главным правилом в этой игре выступает ЗАКОН!

Со вторым же вариантом руководитель встречается в самом ОУ, когда вынужден держать глухую оборону, отбивая атаки сторонников «освободительного движения педагогических масс». Эти сторонники  поднимают как флаг право педагога на самостоятельный выбор программ, методов, учебников и т.д., «творчески» развивая эту трактовку закона, вплоть до полной вольницы. При этом они отрицают внешние и внутренние ограничения их деятельности, в том числе любое регламентирование программно-методического обеспечения образовательного процесса. Эхо этой позиции слышится и в дебатах о требованиях к написанию планов  уроков.

Думаю, что под всеми этими играми в организационную вольницу от программно-методических требований должна быть проведена черта. Закон дает право на выбор программы в соответствии с учебным планом и образовательной программой учреждения. Закон требует неукоснительного соблюдения регламента организационных основ образовательного процесса в ОУ, ответственность за качество и выполнение государственных требований к которым лежит полностью на руководителе ОУ.

Таким образом, именно от понимания руководителем ОУ основных направлений регламентации программно-методического обеспечения реализации учебного плана и будет зависеть в дальнейшем качество организации этого блока деятельности образовательного учреждения.

Регламент [польск. reglament] — правила, определяющие порядок какой-либо деятельности.
Регламентация — установление правил…

Вопрос установления правил, определяющих порядок какой-либо деятельности (проверим, как ты  помнишь структуру нормативно-правового блока?!), относится к компетенции самого образовательного учреждения. В данном случае эти «правила» могут быть сформулированы либо в виде Положения ОУ об организации программно-методического обеспечения, действующего в течение определенного количества лет, либо в виде ежегодного приказа по ОУ, либо в виде такого же по времени действия распоряжения учебной части ОУ. Жестких форм нормативов здесь нет и не может быть, ведь это — право образовательного учреждения. Ясно одно: в ОУ должен быть локальный нормативно-правовой акт, определяющий порядок организации программно-методи­ческого обеспечения учебного плана ОУ.  Но этот документ может только закрепить на бумаге разработанный в ОУ порядок,  в определении подходов к которому необходимо учитывать следующие позиции:

1. Любая выбранная программа по предмету  является типовой программой, т.е. применимой для данного типа ОУ.

2. Эту программу учитель берет за основу для создания рабочей учебной программы, учитывающей:
– количество часов учебного плана по данному предмету в данной параллели (классе); 
– возможность усвоения этой программы обучающимися данной параллели (класса);
– видение самим учителем тактики реализации этой программы;
– определение педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения (или, как принято это называть сокращенно,  УМК) реализации этой программы.

Таким образом, рабочая учебная программа  призвана индивидуализировать типовую программу – с учетом специфики самого ОУ, выбранных учителем методов обучения – с учетом возможностей обучающихся.

3. Рабочая программа обретет реальные черты конкретного учебного года, когда будет разработан ее календарный план реализации, включающий не только сроки прохождения материала, но и виды, и формы аттестации обучающихся, с учетом структуры этой программы (по модулям, блокам, разделам, темам) и учебных периодов. 

Как правило, этим набором и ограничивается перечень необходимого для ОУ программно-методи­ческого оснащения учебного плана. И чаще всего руководство образовательного учреждения не считает необходимым устанавливать требования к написанию рабочей программы, если учитель полностью основывает свой вариант обучения на типовой программе.

Абсолютные советы давать в этом вопросе я затруднюсь, но уверена в том,  что учитель, который глубоко продумал  особенности построения учебного курса и  четко выделил цели обучения предмету в данном классе, далее не сойдет с намеченного пути, главный вектор движения по которому будет:
Цель программы  " цель раздела  "  цель темы  " цель урока  " цель этапа урока.
Поэтому к уже известным тебе формулировкам «директорских» теорем можно добавить еще одну:

Если программа учителем прописана, то, следовательно, она продумана.

Если мы рассматриваем учебную программу как план намеченной деятельности и считаем необходимым требовать наличие такого плана деятельности с учителя, то возникает встречный вопрос:
Если есть программа преподавания, то должна ли быть программа обучения?
Иными словами, должен ли быть оснащен обучающийся программой своей учебной деятельности?

Как правило, на практике программу обучения ученикам заменяет учебник, знакомясь с которым в начале учебного года, дети получают общее представление о курсе или учебном предмете.
Но если мы поставим себе целью создание системы программно-методического оснащения учебного плана, то планирование учебной деятельности для обучающегося и самим обучающимся должно стать ее обязательным элементом, который поможет ученику рассчитать свои силы и время, организовать свою учебную деятельность по освоению данной программы. Ведь чаще всего причиной возникновения перегрузки учащихся являются не объемы учебного материала, а отсутствие оптимальной организации и самоорганизации процесса обучения. Поэтому технология создания программ обучения для ученика является одним из вариантов решения проблемы, становящейся все более насущной в потоке увеличивающейся учебной информации.

4. Поэтому программа обучающегося должна быть включена в общий регламент организации программно-методического оснащения учебного плана.

Все наши рассуждения о программно-методическом оснащении касались предметной области учебного плана:

Но ведь во главу угла должны быть поставлены не  столько предметы и содержание образования, сколько те, ради кого эти предметы преподаются, или те, КТО эти знания в образовательном учреждении получает, — ОБУЧАЮЩИЕСЯ.

И тогда  порядок программно-методического обеспечения реализации учебного плана с учетом этой наиважнейшей позиции обретает другой смысл, а следовательно и другой подход к регламентации и упорядочиванию этой деятельности:

5. Взаимоувязывание реализации программ разных предметов в технологии организации образовательного процесса в параллели, классе или группе — вот та целевая установка, которая должна пронизывать всю систему программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Сериал «Гримасы директорских будней».
Серия «Будни завуча…»
Обращал ли ты внимание в суете нашей учительской жизни, сколько сил и времени тратит завуч на создание нетленного труда под названием «График проведения контрольных работ»? А потом не меньшее количество времени и сил уходит у заместителя директора на сличение плана с реальной картиной выполнения и соблюдения этого графика. И нарушение этих с таким трудом созданных графиков в каждом  ОУ  не есть доказательство слабо поставленной производственной дисциплины в учреждении. Причина в той изначально заложенной установке: сначала великая роль и миссия ПРЕДМЕТА, а уже потом — класс, группа, ученик. К сожалению, главным для учителя становится выполнение плана по предмету, а не соблюдение графика учебной деятельности класса, группы, отдельного ученика. И пример с контрольными работами — не единственный. Мало кто из педагогов-предмет­ников знает, «чем» и «как» живут его же ученики на занятиях у другого учителя.

Поэтому ГЛАВНЫМ и ОСНОВНЫМ направлением программно-методического обеспечения учебного плана для тебя как руководителя ОУ должно стать регламентирование этого процесса с учетом определения  приоритетов  обучающихся над «предметными» приоритетами.

Перефразируя легендарное изречение товарища Саахова из к/ф «Кавказская пленница», руководитель ОУ и его заместитель по учебно-воспитательной работе в разговоре с учителями могут сказать:
— «А я на то сюда и поставлен, чтобы блюсти»… интересы обучающихся!

Одной из важнейших позиций регламента является четкое определение временных рамок организации этого важного блока, во многом обеспечивающего качество образовательного процесса.

6. Процесс программно-методического обеспечения учебного плана определяется четким выполнением установленных в ОУ сроков, которые обязательно должны быть включены в циклограмму деятельности образовательного учреждения.

Циклограмма программно-методического обеспечения учебного плана будет включать четыре основных блока, соответствующих функциям управления:

" информационно-аналитический блок, отражающий периоды аналитической деятельности в организации программно-методического обеспечения ОУ;
" блок планирования и подготовки программно-методического обеспечения на следующий учебный год;
" организационный период установления программно-методического обеспечения в ОУ;
" блок внутришкольного контроля, основной задачей которого является установление соответствия между требованиями регламента программно-методического обеспечения и реально существующей организацией этой деятельности в ОУ.

Мы немного забегаем вперед, используя элементы механизма организации управленческой деятельности. Но, думаю, что метод опережающего обучения нам не только не повредит, но и поможет в понимании сущностных вопросов организации управления ОУ.

И пока, на поверхностном уровне знакомясь с функциями управления, образно представим себе этот механизм так:

А если сжать ладошку в кулак, то получим… единый механизм управления

Функцию регулирования мы пока (только пока!) не затрагиваем в изучении этого вопроса, но поверь на слово, именно она поможет нам довести работу всего механизма до совершенства!

Поэтому, любя и искренне благодаря ВСЕХ ЗАВУЧЕЙ, которые, как «атланты держат небо на каменных плечах», взвалили на себя тяжелейшую ношу самого сложного организационного действа в жизни образовательного учреждения… и не вмешиваясь в их лабораторию «ПРЕВРАЩЕНИЯ ХАОСА» желаний, претензий, требований и нормативов в безукоризненно рассчитанный и в клеточки уложенный прочный узор ткани ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

§ 9. Расписание занятий в образовательном учреждении

Итак, из общих нормативных требований к организации образовательного процесса в ОУ, касаемых вопросов программно-методического обеспечения, мы разобрали два важных понятия: учебный план и учебный график. Остается дело «за малым»:

Ст.15 Общие требования к организации образовательного процесса:
1. Организация образовательного процесса в ОУ регламентируется:
- Учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения);
- Годовым календарным учебным графиком;                     
- расписаниями занятий,
разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно.
Сразу предвижу твой вопрос:

L - Ну, уж расписанием уроков директор может не заниматься,
ведь это блок работы заместителя директора по УВР?

J - Конечно-конечно, ты прав. Только…  как насчет руководящей и направляющей линии?..
L - …
J - То-то же…

мы все же попробуем вникнуть в суть этой работы, дабы, во-первых, не ударить в грязь лицом перед коллегой-профессионалом, во-вторых, знать, что и как  может проверить инспектор, а в-третьих, наконец, понять, что же это такое – расписание?

Сказать о том, что расписание – это один из главнейших  регламентов жизни школы, значит, это не сказать ничего!  Ведь сбой в единичном элементе расписания может привести к цепной реакции дезорганизации всего рабочего дня и  недели. Накладка в расписании сегодня – это ошибка в прохождении программы учебного периода; ошибка в заполнении журналов, а значит,  ошибка в ведении… финансовой документации. Сбой  в расписании может привести к серьезным нарушениям в организации охраны труда и безопасности жизнедеятельности образовательного учреждения. Иными словами, расписание – это  жизненно необходимый порядок  организации учреждения, в котором учатся и работают сотни людей.

С  другой стороны, именно расписание занятий призвано уложить учебный план и учебные графики в единую для всего образовательного учреждения систему их реализации в течение всего учебного года!

И наконец, расписание – это сложная система коммуникаций, связывающих воедино структуру классов ОУ и учебный план; расстановку кадров и тарификационную нагрузку педагогов; использование мощности помещений ОУ;  выполнение санитарно-гигиенических норм организации учебно-воспитательного процесса; возрастные психологические особенности  обучающихся и… индивидуальные проблемы  жизненных ситуаций, возникающие у педагогов в нашей подчас очень нелегкой жизни.

И, перефразируя знаменитое изречение, можно со всей уверенностью сказать:

 

 

Пошли, Господи, здоровья и сил жизненных создателю… расписания, потому как без его усилий к порядку мир наш школьный может обрушиться!

И, пожелав здоровья главному составителю расписания, не будем забывать о том, что итог его великого труда утверждает директор ОУ. Ставя свою подпись на этом документе, руководитель берет ответственность за соблюдение в расписании всех нормативных требований к организации образовательного процесса на себя!

Поэтому, прежде чем подпись руководителя появится под этим документом, давай ознакомимся с системой требований, предъявляемых к расписанию занятий в образовательных учреждениях. Эти требования будут определяться следующими позициями взаимодействия.

Типовое положение об общеобразовательном учреждении:
п. 41. Образовательный процесс в ОУ осуществляется на основе учебного плана…  и регламентируется расписанием занятий.
Режим работы ОУ по пятидневной или шестидневной неделе определяется ОУ самостоятельно.

При всем нашем уважении к логике нормативного документа воспользуемся обратным порядком: к первой позиции рассмотрения требований к организации расписания отнесем вопросы, связанные с режимом деятельности образовательного учреждения.

Позиция 1: Расписание занятий должно быть основано на неукоснительном соблюдении установленного в образовательном учреждении режима его жизнедеятельности, который, в свою очередь, определяется Типовым положением об общеобразовательном учреждении, санитарно-гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников и  Уставом ОУ.  
В предыдущей книге мы уже знакомились с понятием «режим». Тем не менее позволю себе еще раз напомнить отдельные фрагменты, тем более, что при изучении данной темы многие из этих вопросов будут нами определены в других аспектах применения этого понятия.

Итак, ранее мы фокусировали свое внимание на такой интерпретации понятия  «режим» [фр. regime]:
– точно установленный распорядок жизни: труда, отдыха, сна, питания;
– условия деятельности, работы, существования чего-либо;
– система правил, мероприятий, необходимых для той или иной цели.
И  систему организации режима мы определяли как совокупность следующих элементов:

Тогда систему требований к режиму организации образовательного процесса мы построим по аналогичной схеме:

Безусловно, нормативные условия регламента организации режима деятельности ОУ могут быть определены и на региональном уровне, и как правило, они касаются установления конкретных сроков учебного года и каникулярных периодов.
Далее, опираясь на вышеназванные нормативы, образовательное учреждение регламентирует свою работу самостоятельно, и это обязательно должно быть зафиксировано в  локальных нормативных актах ОУ:

" Правила внутреннего трудового распорядка в ОУ № …
" Приказ о режиме деятельности ОУ № … в … учебном году

При разработке этих нормативно-правовых актов ОУ необходимо, с одной стороны, четко соблюдать требования, предъявляемые к организации режима работы ОУ со стороны государства и учредителя, а с другой стороны, используя индивидуальные особенности и традиции в регламентации режима образовательного учреждения, максимально удовлетворить потребности самого ОУ.
Наиболее часто в ОУ используется возможность самостоятельно регулировать вопросы продолжительности учебных периодов, более используемые названия которых – учебные четверти (когда учебный год разбивается на четыре периода),  во многих школах четверти заменяются триместрами (три учебных периода) и полугодиями (семестрами – два учебных периода).

Любые изменения, которые вносятся в режим работы ОУ, должны быть продуманы и, главное, продиктованы достаточно вескими причинами. Любое изменение режима работы потребует от тебя, руководителя, и всей твоей управленческой команды серьезных усилий по изменению графика рабочей жизни ОУ, а при определенной консервативности нашей системы и привычки к циклично повторяющимся действиям ошибок и непроизвольных сбоев в таком случае не избежать.

В конце 80-х и начале 90-х годов почти все школы прошли через повальное увлечение изменениями в режиме работы ОУ. И нас можно было понять. После стольких лет командования нами, прописыванием за нас жестких нормативов и рамок, мы  вдруг почувствовали свободу самостоятельного решения.  И стало возможным  самому (!), самостоятельно (!):
… изменить  продолжительность урока с 45 минут на 40 минут;
… уменьшить все перемены до 10 минут, чтобы уроки заканчивались раньше;
… сдвинуть каникулы,  чтобы равномерно распределить учебную нагрузку и т.д.
Но вместо радости от нововведений многие руководители получили ох! какую головную боль. Не могли педагоги, годами привыкшие к 45-минутному уроку (и для его хронометрирования им не нужен будильник – внутренние часы учителя на уроке годами отсчитывали это традиционное время), укладывать урок в 40 минут.  Да и с началом уроков начались проблемы: 8.30, 9.25, 10.30, и т.д. – ведь эти цифры из памяти вытравить очень трудно. Да и со сроками каникул получались серьезные накладки: то питание для одной, отдельно взятой  школы трест столовых готовить не будет в те дни, когда во всех школах каникулы, то родители недовольны, что сроки каникул у детей не совпадают с их заранее спланированным семейным отдыхом и т.д.  В общем, «хотели как лучше, а получилось…»
Время многое расставило на свои места. И среди этих нововведений закрепились те, которые на самом деле серьезно оптимизировали организацию школьной жизни.

Из опыта нашей школы я приведу два примера изменений в режиме работы ОУ, реально способствовавших уменьшению перегрузки обучающихся:

Пример 1. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки в 1-х классах, связанный с поэтапным увеличением урока с 35 минут до  45 минут. Если  использовать ступенчатый метод при определении постепенного увеличения недельной нагрузки обучающихся 5-х классов в I и  II четверти, то это поможет достичь той же цели облегчения адаптации детей, если мы не будем забывать, что перед нами обучающиеся, только привыкающие к  жизни «большой школы».

Пример 2. Если проанализировать распределение учебной нагрузки в  традиционных четвертях, то мы увидим следующую картину:

Учтем, что в такой и без того короткой II четверти – становятся, к сожалению, традиционными карантины по гриппу в ноябре и декабре, снижающие посещаемость детей.  Учтем также новогодние настроения, явно ощущаемые в народе уже с 20 декабря. Запишем в «–» традиционные «уважительные» причины отсутствия детей  в сроки с 1 по 9 мая, снижающие  реальную учебную нагрузку IV четверти до 6 недель. Мы, таким образом, получаем четыре совсем неравномерных учебных периода. Неравномерных по времени, при этом  равных по значимости оценок при подведении итогов годовой аттестации обучающихся. Добавим к этому  битву за «накопляемость оценок», которую титаническими  усилиями осуществляют наши учителя во II и IV четвертях. И причиной всему этому является несоответствие режима организации учебных периодов аттестации и реальных потребностей в  организации режима обучения. Во многих ОУ эту проблему уже успешно решают. В нашей школе мы использовали не совсем традиционный вариант. Не традиционен он потому, что окончание учебного периода не связывается с началом привычных по срокам каникул, а продолжительность каждого учебного периода определяется только возможностью равномерного распределения учебной нагрузки:
33 учебных недели: 3 = 11 учебных недель.

Безусловно, такой подход  делает  реально равными учебные периоды, наиболее адекватно распределяет отдых детей  с учетом нагрузок зимне-весеннего сезона. Но при этом он требует серьезных изменений не только в нормативной базе ОУ, регламентирующей организацию режима работы, но и влечет за собой крупные изменения  в  расписании и учебных графиках реализации программ обучения.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru