Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2005

Книжная полка

Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи

Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003

Среди необходимых условий, обеспечивающих успешную адаптацию ребенка к школьному обучению, далеко не последнее место занимает взаимодействие семьи и школы. Понятно, что только при взаимной заинтересованности, с одной стороны, родителей, а с другой – учителей возможно достижение ощутимых результатов. В данной книге преимущественное внимание уделено вопросам организации такого взаимодействия со стороны школы, поэтому и адресована она всем занятым в сфере образования (вышла в серии «Методика воспитательной работы школы»).

Как складываются отношения между школой и семьей, зависит прежде всего от педагогов, от их желания и умения убедить родителей в необходимости совместной деятельности. Материалы книги знакомят с накопленными опытными педагогами данными об особенностях организации общения с родителями, о возможных формах поддержки семьи, о том, какую помощь могут оказать школе родители. Эта информация будет полезна классным руководителям и организаторам воспитательной работы в школе. Однако, как следует из аннотации, данное издание предназначено прежде всего руководителям образовательных учреждений. И это не случайно, так как стратегию деятельности школы определяет ее руководитель и успех любого дела зависит не только от мастерства учителей, но и от отношения к происходящему школьной администрации. Поэтому было бы весьма желательно, чтобы эта книга попала в руки директоров школ, которые уделяют недостаточное внимание установлению продуктивных отношений с семьями своих учеников.

Очевидно, что и семьи разные, и школы сильно отличаются друг от друга образовательной программой и контингентом учащихся. В связи с этим не представляется возможным в одном небольшом по объему издании изложить все известные формы и методы взаимодействия школы и семьи. Автор знакомит читателей с примерами организации такого взаимодействия в конкретных образовательных учреждениях г. Ярославля. Совсем не обязательно полностью принимать предлагаемые варианты работы – их целесообразно использовать в качестве отправной точки для построения собственной модели с учетом специфики учебного учреждения. В то же время многие рекомендации носят обобщенный характер: как правильно провести классное собрание, как спланировать работу на учебный год, каким образом получить адекватное представление об особенностях семейного воспитания и др.

Как правило, основная нагрузка по установлению продуктивных отношений с родителями ребенка приходится на классных руководителей. По мнению автора, к этой работе целесообразно привлечь учителей-предметников, школьных психологов и социальных педагогов. В книге даются конкретные советы, каким образом может быть построено такое сотрудничество. При этом особое внимание уделяется работе с детьми из так называемых проблемных семей, в которых родители порой не проявляют никакого интереса к школьным успехам своих детей.

Самостоятельный практический интерес представляют конкретные методические разработки, которые могут быть взяты на вооружение молодыми руководителями образовательных учреждений.

Марина СТЕПАНОВА

Рейтинг@Mail.ru