Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2005

Книжная полка

Лизинский В.М. Педагогическое, родительское
и ученическое самоуправление

М.: Центр «Педагогический поиск», 2005

Большинство руководителей образовательных учреждений, вероятно, согласятся с тем, что к идее самоуправления в образовательном процессе испытывают двойственные, противоречивые чувства. С одной стороны, это продиктованное веяниями времени признание (порой вынужденное, но неизбежное) того факта, что в современных условиях традиционная иерархическая система школьного управления не может в полной мере решать задачи успешной социализации учащихся. С другой стороны, существует оправданное опасение противопоставить этой традиционной системе анархическую вольницу. А двойственное отношение, как известно, на практике выливается в непоследовательную политику, которая лишь усугубляет неуверенность и замешательство.

Новая книга по проблемам самоуправления призвана внести ясность в этот непростой вопрос и помочь школьным руководителям не только определиться в своем отношении, но и наметить позитивные шаги по организации по-настоящему демократичной атмосферы образовательного учреждения.

Книга В.М.Лизинского – это своего рода манифест, ясно и недвусмысленно провозглашающий цели и ценности школьного самоуправления. Автор смело «называет вещи своими именами» и убедительно обосновывает необходимость перестройки образовательного процесса на демократических основаниях. Написанная в лучших традициях отечественной гуманистической педагогики, книга порадует читателя легким, изящным стилем (удивительным образом сочетающимся с четко рубрицированной структурой) и здоровым публицистическим пафосом (чуждым как романтической сентиментальности, так и митинговой ажитации). Но эта книга – не столько литературное произведение или образец педагогической публицистики: констатацией и призывами дело тут не ограничивается. Аргументированно обосновав свою позицию, автор намечает конкретные направления деятельности школы по организации демократичной образовательной среды. Однако при том, что различных форм педагогической, родительской и ученической самодеятельности автором предлагаются десятки, их методическая сторона подробно не прописана и оставляет заинтересованному читателю простор для собственной (самостоятельной!) импровизации. Вполне согласуясь с общей идейной установкой автора, конкретно-практическая часть книги представляет собой не директиву, обязательную для исполнения, а набор ориентиров, помогающих в каждой конкретной ситуации выбрать оптимальные формы работы. Наверное, недостаточная детализированность «методической» (кавычки тут весьма уместны) части книги кем-то может быть расценена как ее недостаток. Однако справедливо предположить, что по-настоящему воспользоваться данным руководством сможет не раб инструкций, а активный, самостоятельно мыслящий руководитель, нуждающийся не в директиве, а в подсказке. Кстати, в книге приводится несколько примеров школ, где сформулированные автором принципы в той или иной форме находят свое воплощение. Примеры эти многим известны, и читатель легко заключит, что речь тут идет об очень разных школах, нашедших собственный неповторимый путь.

Вашей школы в этом списке еще нет? Тогда непременно прочитайте эту книгу!

Сергей СТЕПАНОВ

Рейтинг@Mail.ru