Где взять
второе дыхание?
Новый взгляд на цели и задачи
курсов повышения квалификации
В век бурного роста научных знаний, стремительного развития общества и неустойчивых перемен современному учителю приходится так же бороться за свое благополучие, как одинокому яхтсмену за свою жизнь в штормовом океане.
Безусловно, эти слова можно воспринимать с некой долей негодования, ибо учителя вроде бы окружены вниманием со стороны соответствующих структур, отвечающих за успешность их работы. Руководители школ стараются как могут создать благоприятный психологический климат в школе, организуют экскурсии и праздники, а методические центры следят за профессиональным развитием, которое способно обеспечить пусть незначительный, но рост зарплаты методом повышения разрядов...
Для того чтобы педагоги повышали свою квалификацию, существует даже закон, согласно которому все педагогические работники обязаны проходить курс повышения квалификации в любой форме: от недельных проблемных до годичных очно-заочных курсов. И система курсов вроде бы серьезно продумана: включает в себя и философский социальный блок, и теоретический методический, рассматриваются педагогические технологии, вопросы дидактики, часто рекламируются новые программы, новые учебники.
Словом, учителя, посещая курсы после трудового дня, состоящего из умственных нагрузок, снова погружаются в процессы теоретического мышления. Официально цель повышения квалификации определяется таким образом: «развитие профессиональной компетентности, мастерства, профессиональной культуры, обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач». Так цель определена на 2004/2005 учебный год.
Согласно тому же закону (ст.55, п.5), «педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года»… Почему законодатель определяет права учителя подобным образом? Очевидно потому, что объективно существуют некие причины, заставляющие прийти к подобному решению. В частности, одно из исследований более семи тысяч учителей выявило в конце 90-х годов, что повышенный риск патологии сердечно-сосудистой системы присутствует почти у 30% педагогов средних общеобразовательных школ; в сорока случаях из ста наблюдаются заболевания сосудов головного мозга, а у 58% отмечаются нарушения желудочно-кишечного тракта. При этом параллельно выявлено, что почти у 70% наблюдаются невротические расстройства.
Современная медицина склонна утверждать, что только десять процентов заболеваний оцениваются как заболевания органического происхождения, остальные девяносто процентов относятся скорее к природе психосоматического происхождения. Следовательно, именно состояние души, или эмоциональное состояние, оказывает некое влияние на состояние соматического здоровья.
Мы не беремся утверждать, в какой именно зависимости находится здоровье учителей, но в какой зависимости находится соматическое состояние учеников – удалось заметить в процессе многолетнего исследования на примере изменения физического здоровья тех учащихся, которые пришли в школу с изначальным диагнозом «здоров». Нами был обнаружен не только темп и этапы ухудшения здоровья от первого до девятого класса, но и выявлены некоторые закономерности. В частности, в числе прочих выявлены связи между состояниями эмоциональной сферы как предпосылки к формированию нездоровья, обнаружена зависимость нереализованности потребностей и состояния эмоциональной сферы от фактов возможности самореализации личностной направленности. Предполагается, что в числе прочих причин воздейсвующее начало присутствует и в состояниях учителей.
В целом курсы повышения квалификации направлены на улучшение теоретической базы учителей. Очевидно, какая-то часть управленческого аппарата именно в этом видит основную проблему и именно так ею видится основная задача, решение которой окажет улучшающее воздействие на состояние школьной (предметной) успеваемости учеников.
Очевидно, что по-прежнему живой человеческий «материал», несмотря на все процессы декларируемой гуманизации, воспринимается как некая конструкция микросхем и плат с определенными техническими характеристиками, улучшив которые можно улучшить систему. Хочется воскликнуть: «А где же сам живой человек с его переживаниями? Неужели рационализм в системе образования захлестнул всех до такой степени, что человек стал восприниматься как система химических элементов для фармацевтов, а психика скоро будет оцениваться в мегабайтах для учителей?!»
Может быть, на самом деле все складывается в определенную технологическую конструкцию, о которой учителю «забыли» рассказать доподлинно, рассчитывая на его смекалку и сообразительность? Как шаг в рассуждениях невольно возникает глупый вопрос: почему же тогда мы так переживаем по тем или иным вопросам? Может, потому, что все-таки мы по-прежнему пока еще живые и ритм сердца подсказывает талантливым врачам диагноз... А если это все-таки так, тогда и решение проблемных задач должно находиться не в плоскости технических манипуляций (две минуты на опрос, три минуты на доклад, десять минут на проверку, пятнадцать – на объяснение нового материала), а в сфере эмоций, активизирующих или убивающих все естество человека, во имя которого и существует система образования. У академика Ю.К. Бабанского обозначено первым пунктом в определении сильных профессиональных затруднений учителя: «развитие у учащихся интереса к учению». Интерес – это эмоциональная характеристика человека, а эмоция в живом общении часто возникает в ответ на частную эмоцию или на целостное эмоциональное состояние учителя. Тогда получается так, что интерес, который никак не развивается (!) у учеников, не возникает именно по причине объективной невозможности формирования ответной реакции детей на безэмоциональность учителя. А коли так, то развивать интерес нужно и можно не технологическим путем, а путем передачи эмоционального состояния. Следовательно, необходимо изменить эмоциональное состояние учителя – и задача решится сама собой по существующим законам функционирования живого.Рассуждая таким образом, можно предположить, что часть проблем разрешится, если переосмыслить «блочность» и направленность курсов повышения квалификации, если вспомнить, что вся «учительская квалификация» направлена на взаимодействие с живыми и очень современными детьми, которые оказывают в свою очередь сильное воздействие на состояние учителя.
Прежде чем поведать читателю о практических результатах одного экспресс-исследования, проведенного нами на одном из курсов повышения квалификации учителей изобразительного искусства, необходимо затронуть немного теории, в качестве справки, чтобы была понятна значимость выраженности явлений, зафиксированных в таблице.
Таблица
Количество учителей начальных классов (в процентах), с высокими показателями уровня эмоционального выгорания, представленного в поэтапной симптоматике
Известно, что работа в системе «человек–человек» требует большой затраты душевных сил. Известно также, что с годами эмоциональная отзывчивость профессионала в системе «человек – человек» меняется: кто-то становится отзывчивее, кто-то идет по пути формализации реакций, объясняя это как истинное проявление «профессионализма».
В процессе профессиональной деятельности у человека вырабатывается определенный механизм защиты в виде изменения эмоционального реагирования на психотравмирующие обстоятельства.
Изменения в эмоциональной сфере учителя происходят под воздействием многих причин: постоянное эмоциональное напряжение вследствие необходимости быть активным, мобильным и «адекватным» существующим требованиям к профессии. Причиной изменений в состоянии эмоциональной сферы может быть определенный психологический климат коллектива коллег или контингента учащихся. Причиной эмоционального напряжения может быть слабая мотивация эмоциональной отдачи: по каким-то причинам человек либо не может, либо не хочет «дарить себя» людям, принимать участие в их проблемах, человек не умеет либо формировать, либо сохранять эмоциональные связи, возникающие в процессе общения.
Причиной эмоциональных изменений может быть и отсутствие монолитной цельности души и разума, что в свою очередь приводит к дезориентации личности: воспринимаем душой, а руководить пытаемся разумом.
Вместе с этим причиной изменений могут служить постоянные стрессы, которые возникают, на наш взгляд, от недостаточности знания норм уважительного общения. Если на человека способно оказывать регулирующее воздействие внешнее внушение, то и самоорганизация на основе знаний эталонов способна сформировать иной уровень эмоционального порога.
Негативные изменения в эмоциональной сфере личности обозначены в науке термином «эмоциональное выгорание». Этот термин стал весьма популярен в последнее время. Говоря об эмоциональном выгорании, имеют в виду механизмы защиты в случаях понижения энергетики человека, что проявляется в форме частичного или полного исключения эмоций на реагирование. Само по себе понятие «защита» воспринимается позитивно: происходят процессы переорганизации с целью сохранения. Но это так же говорит и о том, что внутреннее пространство (психика) оказалось в целом в агрессивной среде, в условиях, не позволяющих функционировать продуктивно. А продукт деятельности учителя – качество знаний ученика! Таким образом, в системе профессиональной деятельности учителя эмоциональное выгорание свидетельствует о профессиональной деформации. А это и есть сфера курсов повышения квалификации и мастерства, находящего естественный выход в знаниях ученика как человека, входящего в систему развития общества.
Основоположник учения о стрессе Г.Селье рассматривал стресс в качестве защитной реакции организма на раздражающие факторы. При факте эмоционального выгорания, по утверждению другого ученого, стресс проходит через три фазы: нервного напряжения – резистенции (сопротивления) – истощения.
Итак, человек, находящийся в обстановке повышенной ответственности, в условиях дестабилизирующей обстановки или негативной атмосферы общения, проявляет конкретные, обозначенные в первой фазе «напряжение», симптомы, указывающие на источник напряжения:
– симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» указывает на то, что человек осознает то, что конкретно вызывает в нем раздражение;
– симптом «неудовлетворенности собой» возникает как следствие неспособности повлиять на те обстоятельства, которые вызывают в нем раздражение;
– симптом «загнанности в клетку» свидетельствует о том, что стресс продолжает развиваться: происходит усиление мышления, когда осуществляются безуспешные попытки преодолеть стресс, что приводит в состояние тупика с осознанием «людской непорядочности», «бюрократизма», «бестолковщины»;
– симптом «депрессии и тревоги» говорит о максимальном энергетическом напряжении, приводящем к ощущениям ошибочности выбранной профессии, к чувству разочарования в себе и своих силах. Это крайнее проявление напряжения.
Таким образом, динамику первой фазы можно описать следующим образом. Работник начинает осознавать, что он не вписывается в рабочее пространство; он начинает фиксировать свое внимание на тех явлениях, которые становятся раздражителем для него. В процессе формирования этой привычки восприятия раздражающих факторов работник может попробовать начать влиять на ситуацию с целью коррекции своего состояния (если это активная личность) и в случаях постоянного поражения начнет раздражаться, пеняя поначалу на самого себя. Сформировав устойчивую привычку замечать раздражители и чувствуя неспособность изменить что-либо, работник углубляется в негативные состояния, начинает в вербальной форме резко оценивать внешнюю ситуацию, переходит на ступень «активного сопротивления и борьбы». Поражение в этой «борьбе» приводит к состояниям депрессии, когда под сомнение ставятся не только свои профессиональные качества, но и сам факт выбора профессии и факт необходимости оставаться на данном рабочем месте.
Но одновременно с этими процессами происходят внутренние поиски способов защиты своего человеческого достоинства методами переоценки происходящего, методами осмысления эффективности и как следствие самой необходимости личной активности в конкретных обстоятельствах.
Вторая фаза (резистенция) характеризуется тем, что человек уже пытается оградить себя от неприятного воздействия тех или иных факторов. Факт ценности биологического существования начинает выходить на первое место: человек постепенно начинает отходить от своих высоких и истинно Человеческих форм бытия. Вот как это происходит.
Ко второй фазе относятся такие симптомы, как:
– неадекватное избирательное реагирование, когда наблюдается ограничение по принципу
«хочу – не хочу», «есть настроение – нет настроения». Со стороны это воспринимается как черствость по отношению к субъекту общения, несмотря на то что сам работник считает такую форму общения вполне оправданной;
– эмоционально-нравственная дезориентация, в случае которой усугубляется неадекватность реагирования при наличии объяснений вроде «я не должен за всех волноваться»;
– расширение сферы экономии эмоций, распространяющееся уже на родных и близких людей («я так устал на работе»);
– редукция (т.е. упрощение) профессиональных обязанностей, проявляемая в желании сократить обязанности, в попытке их облегчить; происходит уменьшение самого внимания по отношению к субъекту взаимодействия; проявляется в так называемом «бескультурье».
Таким образом, в фазе резистенции проявляются негативные внутренние настроения, эмоциональные установки, определяющие не только отношение к работе, но и само качество труда и его продуктивность.
Оказавшись на этой ступени своего развития и не найдя способов разрешения внутренних конфликтов, прорвавшихся уже в сферу профессиональной деятельности, и не изменив кардинальным образом форму своей жизни, человек в итоге попадает в фазу истощения, когда сам организм начинает разворачивать программу по спасению своего психического здоровья в надежде, что позже наберет силы для восстановления. (Методы лечения в клинике неврозов на этом основываются: снять напряжение, чтобы начать лечить тело.) Это «перепрограммирование» становится возможным в результате неэффективного сопротивления. Невольно хочется отправить к строкам, рассказывающим о состоянии физического здоровья современных учителей и попросить задуматься и осмыслить их уже на ином уровне осведомленности.
Само истощение проявляется в конкретных симптомах:
1) эмоциональный дефицит, когда работник не может помогать субъектам его деятельности, и как следствие постепенно развивается раздражительность, грубость, резкость; образно можно сравнить с хищником, которого накрыли сети охотника: рычание становится ужасным. Метафорически назовем «человек-зверь»;
2) эмоциональная отстраненность, свидетельствующая о полном исключении эмоций из сферы профессиональной деятельности; наблюдается «механическое» реагирование без чувств и эмоций, постепенно приводящее к оцениванию ситуации как «наплевать мне на вас»; образная параллель с улиткой, которая прячется в своем домике, дабы сохранить свое существование. Снижение на уровень «человека-улитки»;
3) личностная отстраненность и деперсонализация фиксирует факт утраты интереса к объекту общения, который начал восприниматься как объект для механической манипуляции. На этом уровне «эмоциональное выгорание» затрагивает систему личностных ценностей, принципы; происходит развитие антигуманистического настроя «взять бы автомат и...». «Человек в предсмертной агонии»;
4) психосоматические и психовегетативные нарушения завершают путь развития стресса, сопровождаемого этапами развития эмоционального выгорания. Разрушения затрагивают физический уровень: энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами человека, спасая его от более страшных, психических изменений. Начало физической смерти человека в виде формирования букета болезней.
Таким образом, существуют способы определения, с одной стороны, что и как происходит в недрах души работника образовательной сферы, а с другой стороны, можно оценить уровень успешности работы всей системы как среды, в которой находится профессионал-человек.
Имея общее представление о роли, значении и этапах развития эмоционального состояния учителя можно, на наш взгляд, углубиться в своих рассуждениях в поиск решения заявленных проблем.
Теперь можно представить результаты обследования учителей начальной школы, пришедших на курсы одного из работающих центров по повышению квалификации. Хорошо известно, что в начальной школе маленький человечек очень зависим от личности учителя: он начинает воспринимать мир ее глазами, он начинает свое восхождение личности, повторяя ее во всех своих поведенческих реакциях; он формирует способ отношения, глядя на образцы, которые становятся эталонными, ее поведения.
На этом этапе попробуем оценить состояние участников группы учителей, работающих в начальной школе и пришедших повышать (или подтверждать) уровень своей квалификации.
Привлекает внимание, что 60% пришедших на КПК испытывают напряжение. 50% понимают, что они реагируют на неадекватность среды своим возможностям, 40% попробовали искать средства сопротивления, 30% потерпели поражение. 70% находятся в состоянии формирования или уже сформировали устойчивое негативное состояние в виде тревоги или депрессии. Именно эти 70% ставят под сомнение необходимость своего пребывания на данном рабочем месте. при этом особо сильно в группе выражено состояние тревоги и депрессии (всего 70% от числа слушателей).
Обращает на себя внимание фаза резистенции (попытки оградить себя от переживаний): 60% группы сформировали симптомы резистенции, а 40% находятся в состоянии формирования симптомов. Практически 100% внутренне приняли крайне негативное решение относительно своей профессиональной деятельности; у 90% зафиксирована редукция профессиональных обязанностей, 90% демонстрируют неадекватное эмоциональное реагирование, т.е. они способны оправдать свою черствость по отношению к ребятам, а у 80% присутствует сформированная эмоционально-нравственная дезориентация, свидетельствующая о том, что человек абсолютно дистанцируется от сферы переживаний своих учеников, которые воспринимаются ими лишь как объекты механического воздействия.
20% состава группы находятся в фазе истощения, а 70% – на уровне активного формирования симптомов истощения. Только 10% находятся в позитивном рабочем состоянии. Таковы результаты по отдельно взятой группе учителей из разных школ начального звена.
Подводя итог краткого обзора полученных результатов, отмечаем: все эти «разные» учителя едины в том, что нуждаются в активной помощи прежде всего психолога; они нуждаются в приобретении таких знаний и умений, которые бы позволили им приобрести исходный уровень состояния эмоциональной сферы молодого учителя: он, может, чего-то и не очень хорошо знает, но он страстен, искренен в своих реакциях, чем и привлекает к себе чувства привязанности со стороны учеников.
Возможно, для молодых учителей и нужны обучающие курсы. Для учителей же «со стажем», на наш взгляд, необходимо организовать работу на курсах повышения квалификации таким образом, чтобы они либо возрождались, либо обогащались эмоционально, пополнялись позитивной энергией добра и любви, освобождались от груза внутренних проблем, чтобы почувствовать окрыленность и второе дыхание для работы с такими непростыми современными школьниками.
И это только небольшая часть проблемы, о которой необходимо задуматься по-новому.
Марина БЕСЕДИНА