Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2005

Модернизация

Портфолио и будущее ученика

Наряду с введением единого государственного экзамена реалиями сегодняшнего дня в российской школе становятся формы контроля качества образования. Одной из форм индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, называют портфолио достижений ученика. Благодаря такому досье образовательных результатов школьника можно будет судить о его учебных, творческих, коммуникативных способностях.

Известно, что работа над концепцией портфолио ведется с июля 2003 года. Все это время элементы профильного обучения отрабатывались в школах, участвующих в широкомасштабном эксперименте по обновлению структуры и содержания общего образования. В настоящее время концепция документа уже подготовлена и выносится на обсуждение педагогического сообщества и родителей.

В текущем учебном году наша школа, включившись в эксперимент, охвативший всю страну, перешла на подготовку учащихся 9-х классов к профильному обучению: осуществляя систему предпрофильного обучения, мы ввели элективные курсы. Цель элективных курсов – помочь ученику найти свое место в жизни и оказать помощь в выборе профессии. С целью наиболее полного и точного определения способностей, интересов и склонностей ученика в виде одной из форм контроля качества образования было предложено введение портфолио достижений ученика.

Систему портфолио мы ввели с первого по девятый класс. Возникает закономерный вопрос: если система направлена на определение конкретных образовательных результатов, отслеживание индивидуального продвижения ученика, то почему же вводится с первого класса?

Этому есть свое объяснение.

Данные, накопленные в портфолио за период обучения в начальной школе, помогут детям при переходе в пятый класс, поскольку классный руководитель и учителя-предметники смогут сразу получить гораздо больший объем информации о каждом из них, нежели раньше. В начальной школе портфолио представляет собой коллекцию работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, продвижение и достижения в различных предметах. Эти данные, при умелом их использовании учителями, помогут пятиклассникам преодолеть адаптационный период, а учителям определить их дальнейший образовательный маршрут.

Введению портфолио предшествовала огромная работа – мы пытались продумать буквально каждый шаг в предстоящем деле. Пришлось проштудировать горы литературы в названном направлении, ознакомиться с нормативными документами по интересующему нас вопросу. Проводились многочисленные консультации с методистами Центра повышения квалификации «Развитие образования», собеседования с учителями, имеющими большой опыт работы.

Сегодня мы рискнули предложить вашему вниманию результаты нашего труда. Надеемся, что они помогут вам в вашей работе.

М. КРУТОВА и Н. ШАРИНА,
заместители директора по УВР МОУ СОШ «Горки-Х», Одинцовский район,
Московская область

Положение о портфеле личных достижений ученика

1. Необходимость создания портфолио (портфеля личных достижений ученика) возникла в связи с переходом к предпрофильной и профильной подготовке учащихся. Портфолио – рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся. Дополняя традиционные контрольно-оценочные средства, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важнейшим элементом в практике ориентированного подхода к образованию.

1.1. Педагогическая философия портфолио предполагает:

  • смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;

  • интеграцию количественной и качественной оценки;

  • перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.

1.2. Портфолио вводится для каждого ученика с 1-го по 11-й класс.

Цель:

  • дать возможность каждому школьнику показать все, на что он способен;

  • создать для ученика «стимул роста»;

  • сформировать личную траекторию образования;

  • демонстрировать способность ученика практически применять приобретенные знания и умения;

  • представить отчет по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального продвижения в широком образовательном контексте.

1.3. Система портфолио призвана помочь ученику, родителям и наставникам правильно выбрать профиль и выстроить индивидуальную программу обучения ребенка на старшей ступени средней школы.

1.4. Портфолио выполняет роль индивидуальной накопительной оценки наряду с результатами экзаменов и определяет рейтинг выпускника основной средней школы.

2. Структура и содержание портфолио.

Портфолио достижений ученика будет складываться из трех основных разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».

2.1. «Порфолио документов»

В «портфолио документов» войдут сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения школьника – копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, др. мероприятиях (копии выписок, грамот, свидетельств, сертификатов, вкладыша в аттестат и т.п. + Приложения).

2.2. «Портфолио работ» – это собрание творческих, исследовательских и проектных работ ученика, информация об элективных курсах, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности; «портфолио работ» оформляется в виде дневника достижений (см. Приложения) с приложением самих работ: текстов, бумажных или электронных документов, видеозаписей, фотографий и т.п. Эта часть портфолио ученика даст качественную оценку по заданным параметрам: полнота, разнообразие, убедительность материалов, ориентированность на выбранный профиль обучения, динамика учебной и творческой активности, направленность интересов и т.п.

2.3. «Портфолио отзывов» – это характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями и др., а также письменный анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме, рекомендательные письма и прочее). Эта часть портфолио должна включать автобиографию ученика и его жизненные планы, механизм самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

3. Вес портфолио.

«Вес» портфолио определяется по сумме всех набранных балов:

а) элективные курсы – минимум 3 балла, максимум 9 баллов,
б) обязательные экзамены – минимум 6 баллов, максимум 10 баллов,
в) экзамены по выбору – минимум 6 баллов, максимум 10 баллов,
г) дневник достижений.

Индивидуальное накопление оценок портфолио от 20 баллов.

4. Технология пополнения и использования материалов портфолио:

4.1. Пополнение портфолио (раздел «Портфолио документов») пополняется копиями сертифицированных документов классными руководителями при участии ученика и его родителей;

4.2. раздел «Портфолио работ» пополняется рецензиями на творческую, исследовательскую, научную и проектную деятельность учителей-предметников, руководителей научных проектов, руководителя ШНО и т.п. В раздел вкладываются сами работы на бумажных или электронных носителях, фотографии и видеоматериалы. Запись в дневнике достижений делается учителем-предметником или руководителем проекта;

4.3. «Портфолио отзывов» пополняется рецензиями, характеристиками отношений школьника к различным видам предложенной деятельности, заключениями о качестве выполненной работы, рекомендательными письмами и проч. учителей-предметников (предложивших выполнить задание, работу, давших поручение). В данный раздел вкладывается анализ самого школьника своей деятельности и ее результатов. Написанная учеником автобиография и ближайшие жизненные планы;

4.4. зачетная книжка по элективным курсам и дневник достижений заполняются учителями-предметниками;

4.5. вкладыш в аттестат с выведением индивидуальной накопительной оценки портфолио заполняется классным руководителем.

5. Использование портфолио. Портфоило используется для:

  • определения рейтинга ученика,

  • выбора профиля обучения в старшем звене,

  • составления индивидуальной образовательной траектории.

6. Управление.

Ответственность за организацию и планирование портфолио возлагается на классных руководителей и заместителя директора по воспитательной работе.

Контроль возложить на заместителей директора по учебно-воспитательной работе.

Рекомендации по оформлению титульного листа:

место фотографии
М.П.
(Фамилия, Имя, Отчество) _______________________________
ученика(цы) средней общеобразовательной школы «Горки-X» пос. Горки-10 Одинцовского района Московской области. проживающего(ей) по адресу: Московская обл., Одинцовский район, пос. Горки-10
дом ___ , квартира ___ контактный телефон___ личная подпись ___________

Материал собран в период с ___ г. по ___________ г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Листок общественной активности

Позиции
– научно-исследовательская работа
– предметные олимпиады
– школьные
– районные
– областные
– дополнительное образование: кружки, конкурсы, фестивали и т.п.
– спортивные достижения

Компоненты
(название проекта, дата презентации)
– (предмет, дата)
– (название конкурса, дата)
– (название соревнования, дата)

Результаты
На уровне школы = 2 балла, на уровне района = 4 балла.
Школа-призер = 1балл, победитель = 2 балла, район-участник = 3 балла, призер = 4 балла, победитель = 5 баллов.
– Участие на уровне МОУ = 1 балл, района = 3 балла, победа на уровне МОУ = 4 балла, района = 6 баллов. – Участие в соревнованиях МОУ = 1 балл, района = 3 балла,
победа в МОУ = 4 балла, в районе = 6 баллов.

Итоговый рейтинг

Выпускника(цы) ____________________
муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Горки-X»

Рейтинг@Mail.ru