Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2005

Опыт

Школа персонального образования

Разработчики модели «Школа персонального образования» полагают, что ребенок может эффективно получать образование и быть успешным в будущем, если он осознал собственные образовательные цели и способен выстраивать свои действия для достижения этих целей. Другими словами, если ребенок начинает видеть в образовании глубинное основание собственной жизни, то оно становится логикой и смыслом его деятельности. Наш обозреватель побывал в московской школе персонального образования «Логос», руководимой Ольгой МЕЩЕРЯКОВОЙ, и попросил ее поделиться опытом создания подобной школы.


Ольга Мещерякова: «Для нас важно постоянно
соотносить то, что мы делаем в школе,
с конечными результатами»

 

Поиск пути

Тринадцать лет назад при создании этой школы ее учредители, в число коих входит и ее нынешний директор – Ольга Геннадьевна Мещерякова, выбирая название, хотели не просто дать школе красивое имя. Их задачей было найти слово, способное отразить тот глубинный смысл образования, к которому они интуитивно пришли, не имея на тот момент профессиональных педагогических навыков. Ольга Геннадьевна была экономистом, а ее партнер, Валентина Алексеевна Николина, имела образование в области информационных технологий. Правда, до открытия собственного образовательного учреждения Валентина Алексеевна некоторое время работала в школе. Ольга Геннадьевна выросла в учительской семье. Ее мама в то время была действующим директором одной из новосибирских школ с многолетним стажем педагогической работы.

Забегая вперед, хочу сказать, что Ольга Мещерякова на сегодняшний день уже не только директор частной школы, а еще и председатель совета директоров негосударственных образовательных учреждений Москвы при столичном Департаменте образования.

В качестве названия школы руководители выбрали слово «логос».

Когда в 1992 году проект только разрабатывался, предполагалось, что обязательными для частной школы должны стать уютность, комфортность, способствующие раскрепощению личности ребенка. Это имело смысл на фоне положения учащегося в учреждениях государственного образования начала 90-х.

Школа должна была создать условия, которые помогали бы детям выявлять природные задатки и наклонности, развивали бы их и намечали вектор дальнейшей их реализации.

Кроме этого, необходимо было создать в школе атмосферу, которая способствовала бы творческой самореализации педагогов. Кстати, одним из критериев приема на работу в «Логос» до сих пор является постоянное стремление человека к профессиональному росту. Таким образом, сегодня путь, по которому идет школа, состоит из множества тропинок, представляющих собственные профессиональные интересы каждого педагога.

После нескольких лет работы в режиме стабильного функционирования стало очевидно, что всякая прямая не может быть таковой бесконечно. Да и самой философской первооснове школы требовалось развитие.

К тому времени Ольге Геннадьевне пришлось из замов пересесть в кресло директора, так как ее партнер по созданию «Логоса» уехала за границу.

На тот момент Департамент образования Москвы собирался начать отработку таких направлений, как «Школа полного дня», «Повышение мотивации к обучению» и «Интеграция общего и дополнительного образования».

Проанализировав с коллективом свои ресурсы и возможности с учетом выбранных приоритетов, в «Логосе» решили остановиться на последнем направлении. Руководство школы посчитало, что серьезная работа в направлении «интеграции общего и дополнительного образования» уже проводится ими в качестве «школы полного дня». А об извечных проблемах мотивации, которые всегда актуальны, и говорить не приходится.

Становление

Учителя «Логоса» оказались не только настоящими профессионалами, но и людьми творческими. Собственно, на этом школа и продержалась первые годы своего существования. Ольга Геннадьевна постоянно убеждала коллег не почивать на лаврах самодостаточности.

Особенно это стало важным, когда в «Логос» пришли дети, не знавшие советской школы. Для них комфорт и прочие не свойственные казенной школе вещи были как нечто само собой разумеющееся.

Когда директор школы провела собственное управленческое диагностирование сотрудников на предмет готовности к сложностям дальнейшего развития, то обнаружила разделение коллектива на три условные группы. Одни уже понимали, что необходимо делать, чтобы двигаться в нужном направлении. Другая часть представляла собой «хороших консерваторов», «критиков, но не критиканов». Остальные полагали, что «от добра, добра не ищут».

«Готовых рецептов, которые можно было бы скомпилировать из чужого опыта для собственной концепции, не было, – говорит Ольга Геннадьевна. – Скелет концепции обрастал живой тканью в поту, крови, в достаточно жестких спорах и ссорах. Но в спорах, как известно, рождается истина. Вот и родилась у коллектива школы «Логос» модель «Школа персонального образования».

Конечно же, были и внешние силы, которые помогли появлению этого проекта. В частности, Институт учебника «Пайдейя» поделился с «Логосом» своим теоретическим видением принципов персонального образования. Но чтобы найти применение теоретическим постулатам «Пайдейи» в реальности, было необходимо заново их переосмыслить применительно к конкретной школе. В общем, шла притирка теоретического идеала к практическим реалиям.

Было проведено несколько городских семинаров, где «Логос» представил свою концепцию. Тема оказалась настолько необычной, что на встречах серьезно столкнулось несколько научных взглядов. Оппоненты сомневались относительно жизнеспособности самой идеи «Логоса».

Но вскоре «Логос» представил законченную модель школы персонального образования, которая была выношена и вынянчена как собственное дитя. И даже бывшие оппоненты отнеслись к сделанному коллективом школы с искренним уважением».

Статья подготовлена при поддержке сайта ресторана «Серебряный Дракон». Свадьба – это первый официальный шаг в семейной жизни, поэтому торжество должно быть запоминающимся. Организовать торжество по случаю свадьбы вы сможете тут: «празднование свадьбы в ЮАО». Ресторан «Серебряный Дракон» имеет просторный зал для организации празднеств, а обученный персонал, имеющий огромный стаж работы, всегда вовремя обслужит клиента.

Концепция модели

«В центре модели «Школа персонального образования» – личность ребенка, – рассказывает Ольга Геннадьевна. – Мы абсолютно убеждены, что каждый ребенок уникален и талантлив по своей природе. Задача «Школы персонального образования» – в выявлении этих талантов, их раскрытии, развитии и дальнейшей реализации».

И, как справедливо полагает коллектив разработчиков модели «Школы персонального образования» (ШПО), в ее основе лежит организация пространства личностного роста.

Культурно-историческая основа модели ШПО заключается в целенаправленной постановке и реализации таких известных подходов к образованию, как личностный, ценностный и деятельностный.

Венцом работы по определению целей и ценностей в школе персонального образования считается выход ребенка на личную образовательную программу (ЛОП).

Определение целей и ценностей

Пять лет назад, в ходе разработки модели школы персонального образования, один из модулей ее деятельности был определен как «цели и ценности образования».

В самом деле, прежде чем начать персонально образовывать ребенка, необходимо определиться с целями и ценностями его образования. Ребенок может присвоить себе образование только тогда, когда ему его не навязывают и у него есть своя система целеполагания, благодаря которой он может сформулировать образовательные цели и осознанно наметить пути их достижения.

Изначально было решено, что ежегодная деятельность школы будет основана на реализации какого-нибудь мегапроекта. Первый мегапроект должен был заложить основу понимания детьми символического названия школы, в которой им предстоит учиться. Поэтому его название было соответствующим: «Логос – слово, философия, идея».

Была проведена и специальная работа, благодаря которой дети высказали свою точку зрения по этим вопросам, определив таким образом некие требования для всякого входящего в образовательное пространство «Логоса». Это помогло педагогическому коллективу скорректировать выбранную цель, учитывая специфику детской психологии.

Дальше последовали такие темы, как «Я и мое образование», «Я и моя профессия». В этом году детям дали самим выбрать тему. И они выбрали тему, близкую трагедии, произошедшей в городе Беслане, и сформулировали ее так: «Разве счастливы вы, люди, если дети гибнут на земле?»

Сформулированная тема обсуждается на уроках литературы, истории и обществознания. Эти предметы считаются в «Логосе» выявляющими личностные качества, на основе которых – в отсутствие идеологии – и развивается в дальнейшем мировоззрение ребенка. Так через принцип сценирования образовательных ситуаций выявляются направления, в которых дети проявляют себя наиболее активно. При этом ни в коем случае нельзя даже пытаться обобщать устремления детей. Наоборот, необходимо сделать так, чтобы у каждого ребенка в результате проделанной работы появилось свое, личное направление в развитии темы.

Затем обсуждение темы проходит на классных часах, которые проводят классные руководители вместе с кураторами-воспитателями. Учителя же пишут собственные эссе на заданную детям тему, где разъясняют свои позиции по этим же вопросам. Параллельно библиотека готовит список рекомендуемой литературы для изучения при подготовке к обсуждению за «круглым столом». Кроме того, по результатам учительских эссе литераторы с историками готовят общую статью по обсуждаемой проблеме.

В конце работы проводится «круглый стол», на который приглашаются ученые, эксперты, практики данной проблемы, учителя и, разумеется, те, ради кого все это затевалось, – дети. «Чтобы у детей формировался позитивный собственный образ, необходимо приглашать состоявшихся, социально значимых взрослых», – подчеркивает Ольга Геннадьевна.

При подготовке «круглого стола» организаторы выделяют две противоположные точки зрения по данному вопросу, чтобы спровоцировать высокий и яркий уровень дискуссии. По итогам дебатов, во время которых происходит рождение коллективной истины, дети пишут творческую работу. На основе всех материалов, появившихся по мегапроекту, в школе издается сборник.

В теневую группу модераторов этого процесса входят учителя литературы, администратор, заместитель директора школы по воспитательной работе, руководитель патронатной службы, представитель Института учебника «Пайдейя» и директор школы.

Еще одним ресурсом, включенным в мегапроект, является «Клуб выпускников». «Для нас очень важно постоянно соотносить то, что мы делаем в школе, с конечными результатами. А кто нам может предъявить результаты? – задает риторический вопрос Ольга Геннадьевна и сама же на него отвечает: – Это выпускники, с которыми мы встречаемся три раза в год на проведении заседаний клуба. Поэтому первое заседание клуба, на которое в основном приходят прошлогодние выпускники, кроме обсуждения кто и куда поступил, посвящено еще и проверке тех сочинений, которые написаны новичками. Выпускникам это вдвойне интересно, так как они в свое время тоже начинали с подобной работы в школе, когда определяли свой путь в образовании. Трем лучшим работам ребят «Клуб выпускников» вручает специальный приз».

Лаборатория качества

Для мониторинга качества образования в «Логосе» создана лаборатория качества образования. На заседаниях рассматриваются вопросы, которые наравне с учителями, председателями методических объединений и администрацией могут быть поставлены и родителями.

Работа лаборатории идет в двух направлениях. Первое занято персональным качеством образования каждого ученика, в рамках изучения и корректировки которого могут быть рассмотрены проблемы детей. Второе направлено на качество персональной работы учителя с каждым ребенком в отдельности и с классом в целом.

При небольших размерах негосударственных образовательных учреждений это вполне реально. По мнению Ольги Геннадьевны, будущее как раз за такими школами, которые в своей работе будут учитывать возможности и интересы ребенка. И как бы грубо ни выглядели в данном контексте такие словосочетания, как «штучный ученик» или «человеческий материал», но они точнее всего определяют ювелирное качество педагогической работы, добиваясь которого мастер в то же время не имеет права на ошибку, так как исправления здесь невозможны.

Патронатная служба

При разработке всех вышеперечисленных направлений перед администрацией школы встал вопрос о механизмах исполнения начинаний. Ведь в штатном расписании структуры школы ничего подобного не предусмотрено. В первый же год работы стало очевидно, что школе нужна некая «служба сопровождения ребенка». Тем более что «Логос» работает в режиме школы полного дня.

Так в «Логосе» появилась патронатная служба. Она состоит из семи следующих профилей: образование, здоровье, семья, безопасность, профессионализация, социализация и идентификация – общее развитие. По каждому профилю разработано положение, и у каждого есть свой сопроводитель-координатор, или, попросту говоря, руководитель, который при необходимости работает с каждым ребенком, консультирует классного руководителя, куратора-воспитателя и родителей ребенка. Кроме того, он координирует работу по одному из профилей по школе в целом. Кураторы-воспитатели несут ответственность за организацию работы по всем семи профилям не только в классах, но и в работе с каждым проблемным ребенком в отдельности. Поэтому система работы по профилям имеет оперативное и профилактическое направления. Кураторы-воспитатели также занимаются организацией жизнедеятельности ребенка во второй половине дня.

Кстати сказать, в «Логосе» намеренно «куратором» уточняется статус традиционного «воспитателя». Авторы проекта ШПО полагают, что работа с образованием как c целью и ценностью позволяет принципиально изменять для учащихся устоявшуюся практику отношений в образовательной среде, а также избегать ложного разделения на образование и воспитание.

Возвращаюсь к рассказу о профилях. Мне показалось весьма актуальным (помимо постоянного мониторинга здоровья детей) введение занятий медицинским просветительством, распространяющим среди детей культуру здорового образа жизни. Причем медицинский персонал в данном случае выступает в роли педагогов и осуществляет руководство проектами, касающимися этой сферы. А один из проектов, выбранных детьми, был посвящен правильной организации питания в школе.

Как уже говорилось, проектная деятельность школы является всеобъемлющей. Каждый ребенок на пути к личной образовательной программе обязательно проходит через проектную деятельность. Проект тоже позволяет выявить сферу интересов ребенка.

И, кроме всего прочего, внутри патронатной службы имеется лаборатория конструирования личных образовательных программ.

Личная образовательная программа

Качество персонального образования находится в прямой зависимости от качества разработки и реализации личной образовательной программы (ЛОП). При этом важно, чтобы ребенок включался в этот процесс исключительно на добровольной основе. Не менее важна и степень вовлечения в реализацию ЛОП всех элементов образовательной системы школы.

В широком смысле и теоретическом понимании, ЛОП реализуется каждым человеком, который знает, что он хочет сделать в жизни (имеет цель), знает, каким человеком ему для этого нужно стать (имеет образ), и собирается это осуществить (имеет волю). Ясная цель, образ себя в будущем и воля к жизни – вот основа ЛОП.

Итак, после очередного совещания патронатной службы ребенку, чья образовательная зрелость по результатам всей его предыдущей деятельности в школе достигла определенного качества и у которого есть собственное желание заняться личным самообразованием, для начала предлагается написать образовательное эссе.

Затем выясняется позиция семьи по этому вопросу. Далее идет подбор руководителя. При подборе руководителя ЛОП должны учитываться психологическая совместимость и совпадение интересов. Поэтому, при желании ребенка, этим человеком может быть даже кто-то извне. В завершение начинается непосредственная работа над личной образовательной программой.

Далее совместно с руководителем ЛОП ребенок рисует так называемую образовательную карту, где сам обозначает необходимые ему направления для достижения поставленной цели. Карта помогает сформулировать образовательный заказ школе, в котором попредметно отражаются темы, необходимые ребенку для изучения. На основании этого заказа руководство школы сценирует образовательные ситуации.

Экономическая составляющая

Ко всему сказанному следует добавить, что реализация модели школы персонального образования в обычной школе не требует отказа от других систем или моделей, которые там уже используются. А с экономической точки зрения это вполне по силе школам, которые сами стали распределять выделяемые государством средства.

Доплаты, которые делаются в «Логосе» руководителям профилей, модулей, направлений и лабораторий, не так велики, поэтому некоторые работники школы возглавляют по нескольку разных направлений. Например, преподаватель русского языка и литературы руководит лабораторией образовательных программ, одновременно являясь куратором ЛОП и лицом, ответственным за направление «Цели и ценности образования». Одним словом, найти человека на жалкие гроши – нереально. Поэтому Ольга Геннадьевна предложила эти доплаты в качестве дополнительного заработка штатным сотрудникам. При этом директором были расставлены приоритеты для тех, кто имеет больший стаж, а значит, и опыт работы в «Логосе». Таким образом, зоны ответственности были распределены с учетом сильных сторон и личных особенностей каждого из 45 сотрудников школы.

Владимир ЖУЛЁВ

Рейтинг@Mail.ru