Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2005

Школа полного дня

Не доверяйте случаю...

«Драмкружок, кружок по фото, а мне еще и петь охота…» С детства знакомые стихи Агнии Барто замечательно отражают идею школы полного дня, о которой мы рассуждаем в газете уже во втором номере подряд. И если в статье на предыдущих страницах мы говорили о возможных путях, по которым может пойти коллектив школы, то здесь обращаемся к конкретному опыту московской школы № 324, которая уже второй год работает над реализацией концепции школы с углубленным изучением искусства в модели «Школа полного дня» и сталкивается со множеством неразрешимых вопросов.

Среди основных принципов школы (которая, кстати, полностью называется школой с углубленным изучением области знаний «искусство») такие, как:

– каждый ребенок – творческая личность, поэтому необходимо, чтобы у ребенка была возможность выбора различных направлений и в области искусства, и в области науки непосредственно в школе;
– искусство воспитывает человеческие эмоции, а следовательно, и человеческую душу, поэтому на первой и второй ступени образования доминирующая роль в развитии личности принадлежит искусству;
– уважение и достоинство личности: взаимодействие учителя и ученика строится на основе сотрудничества и сотворчества;
– возможность достижения определенных результатов в развитии и их демонстрации непосредственно в своей школе и за ее пределами на олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

Своеобразным творческим кредо школы стали слова венгерского композитора и педагога Золтана Кодаи: «Если в самом восприимчивом возрасте – от 6 до 16 лет – ребенка ни разу не привлечет живительная сила музыки, позже она вряд ли повлияет на него. Часто одно-единственное впечатление, ощущение на всю жизнь открывает душу человека для музыки. Это впечатление нельзя доверять случаю. Добиваться его – долг школы».

Чтобы следовать избранному пути, в школе в 1990 году были открыты классы углубленного изучения предметов музыкально-эстетического цикла, в которых помимо основных изучаются дополнительные предметы: сольфеджио, хор, ритмика, музыкальная литература, игра на каком-либо музыкальном инструменте открыты в школе с 1990 года. Благодаря такому широкому полю выбора все ученики получают возможность комплексного образования, развития творческих способностей, овладения интеллектуальной и музыкальной культурой.

Словом, имея столь значительный спектр возможностей, коллектив школы решил, что, опираясь на это, можно попробовать разработать идею школы полного дня.

Рассказывает директор школы № 324 Елена Борисовна Зотова:

– Когда мы начинали разработку модели школы полного дня два года назад, то окунулись в это как в омут с головой. Хотя совсем новой эту работу назвать не могли. Дело в том, что еще в 1985 году мы были фактически школой полного дня для начальной школы, правда, называлось это группами продленного дня. А ведь уже тогда мы не просто делали с маленькими ребятишками уроки после звонка, а старались развивать их музыкальный и художественный вкус, давали им возможность заниматься тем, чем хотелось.

Сейчас же, взявшись за старую проблему, думаем, что сможем ее решить новыми средствами, хотя получается это с большим трудом. Все вопросы даже с дополнительными ставками психолога и завуча решались, что называется, на ходу.

Но тем не менее мы все-таки смогли сделать так, чтобы вторая половина дня у нас серьезно отличалась от первой. После обеда на первый план выводится изобразительная, художественная, музыкальная деятельность. Есть и часы самоподготовки, и часы консультаций у педагогов-предметников, но для основной массы детей они необязательны. Мы, как правило, настаиваем, чтобы их посещали только дети, отстающие или имеющие проблемы с тем или иным предметом. В основном же дети выбирают вокал, хор, танцы, сценическое мастерство, игру на том или ином музыкальном инструменте. Мне кажется, нам удается реализовать нашу идею о том, чтобы учащиеся деятельно осваивали язык искусства, поэтапно знакомились с его разными областями.

Распространена у нас во второй половине дня и такая вещь, как интеграция предметов. Ребята с удовольствием занимаются предметными интеграционными проектами по школьным дисциплинам. Скажем, на уроках информатики педагог дает какие-то основы предмета, а во второй половине дня дети выполняют проектные работы. (Здесь есть такие проекты, как «Искусство Японии» – в нем объединены знания по информатике и МХК; «Что такое зрение и как сохранить его остроту» – информатика и биология; «Православный календарь» – информатика, история, история религий. При этом дети сами озвучивают свои мини-фильмы на дисках, сами подбирают и сканируют иллюстрации, сами пишут тексты, хотя педагоги им, безусловно, помогают советами и консультациями. – Прим. автора).

У каждого ребенка есть свое индивидуальное расписание на вторую половину дня. Его непременно подписывают родители, о нем обязательно знает куратор класса, который занимается с детьми во второй половине дня. Особенно это важно в начальной школе, где дети еще маленькие, могут что-то забыть. Как директор, я понимаю, что дети не должны разрываться между первой и второй половиной дня – надо, чтобы переход был органичным, чтобы в школе они чувствовали себя комфортно в любое время суток, чтобы могли оставить в классе свои вещи, не таская их по вечерам и утрам. Но… Здесь начинаются те минусы, которые пока несет с собой система школы полного дня.

Во-первых, ребенок должен во второй половине дня иметь возможность побегать, попрыгать, поваляться на ковре, а не сидеть на стуле в казенных стенах. В школе должны быть соответствующие для этого условия – комнаты для отдыха, игр, занятий в кружках. У нас ведь как: заканчиваются уроки в начальной школе, мы стулья-столы собираем в уголок, раскладываем для ребят коврик, чтобы на нем можно было полежать и повозиться. В средней школе у нас нет условий, чтобы дети могли посидеть в уютном читальном зале, медиатеке, и потому мы не имеем права настаивать на обязательном пребывании ребенка у нас в течение целого дня. Отсутствие возможностей, помещений – вот что тяжело.

Вторая большая проблема связана с теми, кто работает с детьми во второй половине дня, – мы называем их кураторами классов. Ведь в большинстве случаев это тот же самый учитель, только утром он проводит уроки, скажем, с шестыми-седьмыми классами, а после обеда становится куратором в пятом. Только в начальной школе в двух наших первых классах учитель утром и воспитатель после обеда – один и тот же человек. Родители первоклашек довольны такой ситуацией: учителя им нравятся, всех все устраивает. Учителя берут на себя такую нагрузку, потому что в нашей стране не прожить на одну зарплату. А ведь это тяжкий труд. К тому же педагог должен подготовиться к ведению уроков на следующий день, отдохнуть. А тут – все время дети. Да и педагогический состав школ, к сожалению, не молодеет…

Пока у нас недостаточно средств для того, чтобы открывать полноценные школы полного дня. Если школа обеспечивает ребенка и педагога всеми средствами, для того чтобы вторая половина дня была организована правильно и хорошо не только материально, но и содержательно, то это замечательно. Но... Видимо, в ближайшие годы вторая половина дня в большинстве школ будет, к сожалению, не такой, о какой мечтают сами дети.

Подготовила Яна САРТАН

Творческий пинг-понг

Трудностей и сомнений, с которыми сталкивается каждая школа, начинающая работать как школа полного дня, множество. Тем важнее четкое понимание некоторых основополагающих факторов, которые являются фундаментом для таких школ. О них говорит доктор психологических наук, профессор, научный руководитель городского сетевого инновационного проекта Департамента образования г.Москвы «Развитие школьных образовательных систем» Витольд ЯСВИН.

– Попробуем проанализировать некоторые элементы, на основе которых может строиться работа в условиях школы полного дня. Начнем с определения того, что означает слово «среда». Среда – это всегда окружение, скажете вы и будете правы. Но если мы откроем любой словарь, то там непременно будет указано, что среда обязательно состоит из условий, влияний и факторов. Таким образом, ставя ребенка как субъект образовательного процесса в центр этой самой развивающей среды, мы понимаем, что именно на него как раз и будут воздействовать эти самые условия, влияния и факторы.

Говоря о среде, попробуем вспомнить, что еще Януш Корчак в работе «Как любить ребенка» давал характеристику четырех типов «воспитывающей среды»: «догматическая», «идейная», «безмятежного потребления», «внешнего лоска и карьеры».

  • Догматическая среда характеризуется у него как «традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив». В качестве примера организации догматической среды можно привести прежде всего монастырь и армию. Личность ребенка, воспитывающегося в догматической среде, характеризуется прежде всего высокой степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешенность и апатию.

  • Идейная среда: «Сила ее не в твердости духа, а в полете, порыве, движении. Здесь не работаешь, а радостно вершишь. Творишь сам, не дожидаясь». Эту среду мы можем также назвать творческой, и формируется она, например, в различных творческих группах, особенно на стадии их становления и начального развития. Важнейшее условие формирования такой среды – отсутствие в творческой группе авторитарного лидера, который навязывает другим свою точку зрения, игнорируя или жестко критикуя мнения других.

  • Среда безмятежного потребления: «Душевный покой, беззаботность, чувствительность, приветливость, доброта, трезвости сколько надо, самосознание, какое добывается без труда. Нет упорства ни в желании сохранить, продержаться, ни в стремлении достичь, найти. Ребенок живет в атмосфере внутреннего благополучия и ленивой консервативной привычки, снисходительности к современным течениям». По мнению Корчака, в подобной воспитывающей среде формируется личность, которая в принципе всегда довольна тем, что у нее есть.

  • Наконец, среда внешнего лоска и карьеры: «Опять выступает упорство, но оно вызвано к жизни холодным расчетом, а не духовными потребностями… Здесь детей не любят и не воспитывают, здесь их только оценивают, теряют на них или зарабатывают».

Таким образом, согласно типологии Корчака, догматическая среда способствует формированию зависимого и пассивного ребенка; идейная – свободного и активного; безмятежного потребления – свободного, однако пассивного; карьерная – активного, но зависимого.

Обратимся теперь к такой мысли: проектирование школьной среды – это есть не что иное, как проектирование возможностей. А что такое возможности? Возможности – это отношения между ребенком и средой. Приведу простейший пример. Для нас, взрослых, стул – это возможность сесть, а для маленького ребенка – это, например, возможность положить на него лист бумаги и порисовать. Другой пример: поехали на море два человека, один из которых умеет плавать, а второй – нет. Соответственно у одного будет возможность испытать удовольствие от плавания, а у другого – нет. Очевидно, что проектирование среды – это проектирование возможностей. Развивая эту мысль дальше, можно сказать, что развивающие возможности – это возможности удовлетворения всего иерархического комплекса потребностей человека.

Таким образом, наиболее продуктивной средой для школы полного дня будет именно творческая. Ведь условие творческой среды заключается именно в том, что ребенок выполняет некую задачу совершенно самостоятельно и, пока он это делает, педагог ни в коем случае не вмешивается и не корректирует его работу.

Да, с нашим менталитетом сделать это безумно сложно, так как в идеале, согласно условиям творческой среды, педагог вправе выразить свое согласие или несогласие, высказать замечание по поводу работы ребенка только после того, как он закончил работу и защитил ее, пояснив, что, как и почему он делал. В противном случае мы скатимся к догматической среде. Это первое условие творческой среды.

Второе ее условие – ребенку запрещено возвращать учителю то, что он от него получил в том же самом виде. Здесь можно сказать, что в идеале образовательный процесс в творческой среде напоминает пинг-понг. Образно говоря, учитель берет шарик и делает подачу на стол ребенку. Что обычно должен делать в ответ ребенок? Точно вернуть подачу – в нашем случае прочитать дома в учебнике то, о чем рассказывал на уроке учитель, законспектировать, пересказать на уроке учителю и получить «пятерку». Это типичная схема уроков в традиционной школе. В творческой же среде ребенок должен вернуть учителю материал как угодно, но только не в том виде, в каком он его получил. Скажем, если ребенку дали схему – он может рассказать о ней на словах, если перед учеником формула – он может подумать, нарисовать и описать, где она может использоваться, и т.д.

Итак, подводя итог, можно сказать, что творческая среда возникает тогда, когда ребенок получает от педагога материал, впитывает его, перерабатывает и возвращает его взрослому в совершенно другом виде. С этой точки зрения область искусства несет совершенно фантастический потенциал.

Рейтинг@Mail.ru