Часть II
Объекты управления образовательным учреждением,
или Беспокойное хозяйство-2
Начало см. № 2–9, 13–21, 23, 33–37, 39, 42–46/2004; № 1–8/2005
Подсказка 5. Поскольку мы уже не первый раз ссылаемся на Пояснительную записку к учебному плану образовательного учреждения, думаю, что наступило время разобраться в структуре и основных направлениях содержания этого документа.
Не надо изобретать велосипед, если он уже изобретен. Надо просто воспользоваться существующей конструкцией и… придать ей индивидуальные черты.
Этим подходом мы часто будем пользоваться при разработке нормативно-правовых актов образовательного учреждения, начиная с его Устава (в основе любого Устава ОУ лежит Типовое положение об ОУ соответствующего типа и вида), а для разработки положений и приказов за основу будем брать аналогичные документы федерального или регионального уровня.
За основу Пояснительной записки к учебному плану образовательного учреждения возьмем аналогичный документ регионального уровня, после внимательного прочтения которого:
-
составим план к прочитанному тексту;
- затем внесем в этот план необходимые коррективы «от себя»;
- далее по созданному опорному плану составим тезисный план;
- и наконец, напишем сочинение на тему «Моя пояснительная записка к учебному плану ОУ, или Как я провел лето…»;
- оценку за проделанную работу и замечания по данной работе тебе выставят и методический центр, и плановый отдел органа управления образованием, и представители государственной службы лицензирования и аккредитации ОУ, проверяющие выполнение лицензионных требований и т.д.;
- и каждый раз, получая рекомендации и замечания к своему тексту, ты будешь делать работу над ошибками, для чего вновь и вновь придется внимательно читать Пояснительную записку к Примерному (базисному) учебному плану и исправлять несоответствия.
Итак, отправляемся в путь разработки Пояснительной записки к учебному плану образовательного учреждения.
Этапы I и II «в одном флаконе». Составим план на примере прочитанного текста (мы это сделаем на примере Пояснительной записки к Московскому региональному базисному учебному плану) и определим план действий по разработке Пояснительной записки к учебному плану образовательного учреждения:
Этап III. Теперь составим тезисный план Пояснительной записки к учебному плану ОУ:
НОРМАТИВНАЯ БАЗА УЧЕБНОГО ПЛАНА ОУ № … на … уч. год:
Учебный план ОУ №… разработан на основе следующих нормативных документов:
НПА федерального уровня:
Положение об общеобразовательном учреждении соответствующего типа и вида (Постановление Правительства РФ №… от…);
СанПиНы, раздел 2. 9.: «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»;
Федеральный базисный учебный план (приказ МО РФ № … от …).
НПА регионального уровня:
Положение об общеобразовательном учреждении соответствующего типа и вида в регионе (Постановление регионального уровня № … от …);
Региональный базисный учебный план (приказ органа управления образованием региона № … от …).
НПА образовательного учреждения:
Устав ОУ № … «Образовательная программа ОУ № … на 200__/__ уч. годы».
Положение о структуре классов в ОУ № …
Опираемся в разработке УП в основном на региональные документы, поскольку они конкретизируют федеральные требования в условиях региона.
СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПЛАНА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОУ № … на уч. год.
Учебный план ОУ № … включает следующие компоненты:
Базовый компонент представлен следующими образовательными областями и предметами: представить перечень предметов по каждой образовательной области в соответствии с образовательными ступенями;
Региональный компонент представлен следующими предметами: представить перечень предметов регионального компонента в соответствии с образовательными ступенями;
Школьный компонент представлен следующими предметами: представить предметную структуру использования школьного компонента в соответствии с образовательными ступенями.
ОУ осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ ____ ступеней общего образования. Выделяются следующие особенности учебных планов образовательных ступеней:
Учебные планы и образовательные программы I ступени обучения включают: представить структуру классов первой ступени и отразить специфику выбранных программ по параллелям и классам;
Учебные планы и образовательные программы II ступени обучения включают: представить структуру классов второй ступени и отразить специфику выбранных программ по параллелям и классам;
Учебные планы и образовательные программы III ступени обучения включают: представить структуру классов второй ступени и отразить специфику выбранных программ по параллелям и классам.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОУ № …
Школьный компонент реализуется в учебном плане ОУ № … в следующих направлениях:
В урочном блоке учебного плана школьный компонент направлен на:
(возможные варианты:
на организацию групповых занятий: указать предметы и классы, в которых введены дополнительные групповые занятия;
на увеличение количества часов базового компонента: указать предметы базового компонента и классы, в которых введены дополнительные часы;
на составляющие регионального компонента, которые преподаются как отдельные курсы: указать предметы регионального компонента и классы, в которых введены дополнительные часы;
на предметы и курсы, вводимые в связи с основным направлением развития ОУ и/или профильностью обучения: указать предметы школьного компонента, отражающим индивидуальные черты ОУ и классы, в которых введены дополнительные часы;
на занятия активно-двигательного характера: указать предметы школьного компонента и классы, в которых введены дополнительные часы).
Во вне урочном блоке учебного плана школьный компонент направлен на:
(возможные варианты:
на организацию внеурочных занятий по выбору обучающихся: указать формы занятий по выбору и классы, в которых введены эти часы;
на занятия проектной, исследовательской, экскурсионной и другими нетрадиционными видами и формами учебной деятельности: указать формы внеурочной проектной и другой деятельности и классы, в которых введены эти часы).
В случае необходимости указать причину и характер перераспределения часов школьного компонента между классами и параллелями внутри ступени обучения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Интегрирование учебных программ в учебном плане ОУ № … используется в следующих образовательных областях по предметам: указать предметы и классы, в которых введены интегрированные курсы, а также нормативную базу этих программ (где, кем и когда утверждены).
ВЫПОЛНЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОУ.
В учебном плане ОУ № … соблюдены нормативы максимальной аудиторной нагрузки обучающихся, определенные Базисным учебным планом.
С целью уменьшения перегрузки:
- снижена аудиторная нагрузка в (указать предметы и классы);
- увеличено количество часов на занятия по выбору (указать классы);
- увеличено количество занятий активно-двигательного характера (указать классы);
- определен объем обязательных домашних заданий с учетом проведения домашней самостоятельной работы большого объема;
- утверждены локальные нормативы текущей и рубежной аттестации;
- в календарном планировании определены Дни здоровья в ОУ и т.д.
РЕЖИМ ОРГАНИЗАЦИИ УВП ОУ № … в … учебном году.
Образовательное учреждение № … работает в режиме ____ дневной учебной недели (указать режим недели).
Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года ____ учебных недель, для 9–11-х классов — ____, ____ учебных недель.
Учебный год представлен следующими учебными периодами: учебные четверти, триместры, полугодия.
Календарные сроки учебных периодов: указать сроки с количеством учебных недель в каждом из них.
Календарные сроки каникулярных периодов: указать сроки каждого каникулярного периода.
Окончание учебного года: указать сроки окончания по ступеням обучения. По окончании учебного года в ОУ № … проводится трудовая практика в … классах, предметная познавательная практика в … классах, для юношей 10-х классов 5-дневные военные сборы и т.д.
Итоговая аттестация обучающихся 9–11-х классов проводится в сроки, установленные МО РФ.
Этап IV. Теперь, имея столь подробный план, приступаем к «домашнему сочинению». И поскольку работа эта самостоятельная, то… я более помочь тебе не смогу.
Напоследок дам еще один совет по самоконтролю, ведь ты же не забудешь «проверить сочинение» перед тем, как его «сдать».
Пояснительная записка к учебному плану должна быть написана так, чтобы любому человеку, который ничего не знает о твоей школе, после прочтения этого документа стали понятны ответы на уже известные нам вопросы:
Подсказка 6. Мы не рассматривали подробно вопрос о том, как и в каких формах необходимо организовать УВП, чтобы были реализованы поставленные учебным планом образовательные цели. Эти позиции относятся к технологическим аспектам организации учебно-воспитательного процесса в ОУ, отвечающим за решение такого простого вопроса:
Мысль 2. Но ведь помимо классов мы имеем возможность организовать образовательный процесс с группами детей. Например, группами детей одного возраста в классе в урочной форме занятий; одного возраста в параллели классов или с разновозрастными группами из разных параллелей во внеурочной форме занятий, например, по выбору занятий, предметно-исследовательской деятельности и т.д.
Мысль 3. Если продолжить линию «уменьшения численности» комплектования групп, то мы, естественно, приходим к индивидуальным формам работы с обучающимися. Они могут быть представлены в урочном технологическом цикле, выделяя индивидуальный подход как целевую установку урока; в системе индивидуального обучения, когда урок проходит как занятие одного учителя с одним учеником. А чаще всего данные технологии работают во внеурочный период времени, когда ученик пользуется своим правом получить консультативную помощь педагога или психолога.
Мысль 4. Но разве технологии организации УВП связаны только с вопросами формирования контингента обучающихся? А если мы замахнемся на «святая святых» — программы обучения? Ведь именно на отбор таких технологий и будет нацелен учебный план, показывающий, какие программы в каких параллелях и классах утверждены в ОУ.
- Если нет различий в программах обучения в одной параллели и, как правило, в основе заложены общеобразовательные программы обучения, то такие технологии организации УВП иногда называют моделями смешанных способностей.
- . А если программы в параллели одни и те же, но уровень этих программ определяется типом или видом образовательного учреждения, согласно которым в ОУ установлены именно такие программы, то такие модели иногда называют постановочными. Например, постановочная модель принимается в классах гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением предмета.
- Если же в ОУ в одной параллели (или классе) введены программы разного уровня, отобранные по способностям обучающихся, то такую модель называют отборочной.
Обрати внимание, что речь идет не об отборе детей под программу.
Модель эта отражает технологию отбора программы с учетом способностей детей!
- Если такие классы присутствуют в нескольких параллелях и они объединены в один поток спецификой отобранной для них программы, то такая модель именуется отборочно-поточной, и характерна, как правило, для классов определенного профиля.
Мысль 5. Ведь не только отбором программ характеризуется «предметный» блок организации УВП. Для одних и тех же программ могут быть смоделированы и сконструированы разные технологии изменения темпов, сроков и этапов освоения учебного материала. Могут быть использованы типовые, а точнее традиционные технологии, основанные на типовых разделах, темах и сроках реализации программы обучения, или технологии модульного обучения, конструирующие оптимальные модули содержания программ образования. В педагогической практике часто используются технологии опережающего обучения. Может быть с учетом индивидуальных темпов выдвинута технология экстернатного освоения учебного материала.
Мысль 6. Согласись, что не только рамками одного предмета определяется содержание образования. Поэтому все годы педагоги, глубокие знатоки тонкостей своей специальности, пытаются выйти за пределы предметных рамок и использовать разнообразные технологии интегрирования учебного материала. На уровне урока учитель опирается на межпредметные связи, на уровне предметного блока — это интегрирование содержания учебных дисциплин, которые педагог осваивает как смежную специальность, или работает с коллегой, преподавателем другого предмета вдвоем в одном классе, или… Это уже из серии фантастики, но для отдельных ОУ, как правило экспериментальных площадок, становится этапом перехода от фантастической идеи интегрирования образовательных областей к практике создания единых универсальных курсов.
Если сам себя не похвалишь, то кто еще похвалит? Поэтому похвалиться перед коллегами итогами, пусть еще небольшого по срокам, но очень трудоемкого и наукоемкого эксперимента по созданию Единого гуманитарного курса, который в нашей гимназии № 1514 ведет выпускник нашей 52-й школы, физик (!) по образованию Глебкин В.В., нужно и можно. А заодно и привести веский аргумент к подтверждению этой мысли…
Поверь, список технологий, которые используются в образовательном процессе, далеко не полон. Это его малая часть, поскольку мы обсуждали лишь вопросы, связанные с технологиями организации УВП, а еще есть технологии обучения, технологии воспитания и пр. Но думаю, что пока тебе и этой информации хватает…
А пока ты, с учетом последней подсказки, вносишь необходимые коррективы в Пояснительную записку к учебному плану, мы двигаемся дальше.
§ 8. Программно-методическое обеспечение учебного плана
И если речь пошла о методической части обеспечения, то мы сразу понимаем, что переходим от технологии учебного плана ОУ, в основе которой была заложена структура классов образовательного учреждения, к технологиям методического оснащения и реализации учебных планов по предмету:
И теперь на учебный план ОУ мы будем смотреть «сквозь призму» конкретного предмета:
Поскольку учебные часы по предмету в каждом классе определены в соответствии с уровнем выбранных программ, следующим этапом наших действий становится оснащение скупых цифр учебного плана содержанием учебного материала, который и будет называться УЧЕБНОЙ ПРОГРАММОЙ. Чтобы приступить к изучению данной программы ученик должен быть оснащен необходимыми учебниками, задачниками, рабочими тетрадями и т.д., а учитель, в свою очередь – методическими пособиями, необходимыми для преподавания данного курса:
На языке нормативных документов эта красивая схема будет выглядеть так:
Это нужно сделать по нескольким причинам:
-
для нормативного регламентирования выполнения учебного плана;
-
для организации ВШК за выполнением содержания компонентов программы;
-
для контроля за полным обеспечением учащихся необходимыми учебниками и пособиями, требуемыми для организации процесса обучения.
Сериал «Гримасы директорских будней»
Нет-нет, да возникнет в жизни руководителя такая ситуация, когда в беседах с родителями вдруг узнаешь, что в этом классе родители сами приобретали детям учебники по… предмету, поскольку учительница сказала, что «по тому учебнику, который есть в школе, она преподавать не будет, да и детям не советует по нему учиться…». И ты, как руководитель, должен решать такую правовую проблему.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении:
Зная законодательные основы этого вопроса, руководитель обязан обеспечить реализацию прав обеих сторон. Именно поэтому, обсуждая заранее вопросы формирования учебного плана ОУ, необходимо определить содержание программно-методического обеспечения, согласовывая это, с одной стороны, с нормативной базой утверждаемой программы, с другой стороны, с мнением учителя, который, безусловно, имеет право выбора в этом вопросе. И если финансовая база позволяет, то дополнительный комплект необходимых учителю учебников ОУ закупает. А если нет, то администрация ОУ обращается к Попечительскому совету, который для школы выделит средства для их приобретения. Таким образом, мы не сталкиваемся с ситуацией, когда учитель напрямую обращается к родителям с просьбой (или, упаси Бог, требованием) приобретения учебников.
Другой вариант этой ситуации может быть и таким. На стадии предварительного обсуждения учебного плана и его программно-методического обеспечения об этом учебнике речь не шла. А в начале учебного года учитель решил, что учебник нужен другой, и обратился к родителям с просьбой его приобрести.
Что будешь делать, дорогой коллега, в этой ситуации:
- Встанешь на сторону учителя, поскольку этот учебник на самом деле лучше?..
- Справедлив по сути вопроса, но… не в отношении кошельков родителей…
- Запретишь учителю работать по данному учебнику в этом учебном году, поскольку он не заявлен в нормативных документах ОУ?..
- Суров к учителю, но… несправедлив по сути вопроса, ведь учебник-то на самом деле лучше…
- Извинишься перед родителями за действия учителя и попросишь их считать эту покупку благотворительным взносом от родителей класса на развитие школы?..
- Справедлив по сути вопроса, но… не суров по отношению к учителю, и… несправедлив по отношению к родителям, поскольку, как ты помнишь, благотворительная помощь — дело строго добровольное…
- Попросишь учителя и заместителя директора по УВР, в чьем ведении находятся эти вопросы, написать объяснительные записки по данному факту. Обратишься в Попечительский совет с просьбой оплатить эти учебники через бухгалтерию Благотворительного фонда. Распорядишься вернуть родителям этого класса деньги за приобретенные учебники. Дашь распоряжение о постановке этих учебников на учет библиотечного фонда ОУ. Распорядишься о внесении изменений в программно-методическое обеспечение учебного плана. Объявишь учителю и заместителю директора замечание о нарушении приказа о программно-методическом обеспечении учебного плана. Еще раз проведешь инструктирование председателей методических объединений и заместителей директора по вопросам контроля за выполнением программно-методического обеспечения учебного плана образовательного учреждения…
- Да... суров, но справедлив…
- А для меня главное заключается в том, что все, чему учила тебя, пошло тебе на пользу…
Этот пример нам очень важен для перехода к вопросу нормативного регламентирования программно-методического обеспечения учебного плана ОУ на данный учебный год, которое в ОУ начинается с такого приказа:
Приказ
от 30 августа 2003 г. № 155
–
Об утверждении учебных планов образовательного учреждения № … на 2003/04 учебный год:
1. Утвердить учебные планы ОУ № … на 2003/04 учебный год.
2. Утвердить учебные программы по предметам учебного плана ОУ №… на 2003/04 учебный год.
3. Возложить контроль за соблюдением учебных планов и программно-методического обеспечения учебного плана на заместителя директора по УВР Гусеву Е.В.
К приказу прилагаются:
а) Учебные планы ОУ №… на 2003/04 учебный год;
б) Программно-методическое обеспечение учебных планов ОУ №… на 2003/04 учебный год.
С приказом ознакомлен: 29 августа 2003 г. _____________ (Гусева)
|
Вот таким образом ты делегируешь ответственность за выполнение этого блока деятельности ОУ на своего заместителя. Но это вовсе не означает, что дальнейшие действия тебя как руководителя более не касаются. Конечно, решением оперативных вопросов реализации учебных планов ты не должен, да и не сможешь из-за своей загруженности, заниматься, но держать руку на пульсе стратегической линии ОУ и общих направлений их тактической реализации — ОБЯЗАН!
«Правильным путем программно-методического обеспечения ОУ идете, товарищи!»
И поскольку выбор вектора этого пути всегда зависит от «руководящей и направляющей линии…», то тебе, как руководителю, в первую очередь самому должен быть понятен общий вектор организации данного вопроса.
ФЗ «Об образовании»:
Ст. 15. Общие требования к организации образовательного процесса:
1. Организация образовательного процесса в ОУ регламентируется:
- УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения);
- Годовым календарным УЧЕБНЫМ ГРАФИКОМ;
- РАСПИСАНИЯМИ ЗАНЯТИЙ, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно.
Поясним эти строки на языке «родных осин»:
И если учебные программы, также как и учебные планы, мы в ОУ разрабатываем и утверждаем самостоятельно, то бремя этой самостоятельности ложится, прежде всего, на плечи руководителя!
Продолжение следует
|