Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2005

Партнерство

Качественно, а не количественно

В Санкт-Петербурге состоялся заключительный тур Третьего Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев. Его организаторы – Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова и Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Марафон проводится с целью выявления и поддержки одаренных детей, обмена опытом учителей, работающих по этой системе в различных регионах России, распространения идей системы Л.В. Занкова.

Два предыдущих года заключительный тур проходил в Москве. В феврале 2004 г. на научно-практической конференции по теме «Развитие системы Л.В. Занкова в процессе модернизации начального образования», которая проходила в Санкт-Петербурге, было принято решение провести Третий Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев в Северной столице. Решение этой конференции поддержали Комитет по образованию города и Академия постдипломного педагогического образования, а их инициативу поддержало Министерство образования и науки РФ.



Участники финального тура Третьего Всероссийского интеллектуального
марафона учеников-занковцев

В интеллектуальном марафоне традиционно принимают участие ученики четвертых классов. Марафон проводится в три тура. Первые два проходят в регионах по заданиям, опубликованным в газете «Начальная школа» Издательского дома «Первое сентября», в журнале «Практика образования», на сайте www.zankov.ru и в ряде других печатных и электронных изданий. Работы победителей второго регионального тура высылаются в Москву в оргкомитет, где авторы УМК и методисты проверяют работы участ¬ников и отбирают финалистов.

В этом году в Санкт-Петербург на финальный тур приехало 58 участников из различных регионов России и ближнего зарубежья: Красноярский край, Республика Калмыкия, Башкортостан, Саратовская, Смоленская, Тюменская области, Великий Новгород, Владимир, Нальчик, Волгоград, Москва, Белгород, Севастополь и др. Это почти в три раза превосходит число финалистов первого марафона. Положительная динамика стала возможна благодаря разносторонней поддержке идей марафона конкретными учителями на местах и централизованной поддержке региональных органов управления образованием. Хочется отметить,что региональный тур проходил не только в тех регионах, в которых есть филиалы Центра и Объединения, но и там, где их пока нет. К работе по проведению региональных туров активно подключились научно-методические центры управлений образования и кафедры начальных классов институтов повышения квалификации работников образования. В ряде регионов средства на дорогу и проживание команды были заложены в бюджеты управлений образования. Стоит отметить, что в некоторых региональных центрах, например в Красноярском крае, проводят выездные финальные туры. В этом году на марафоне были представлены, кроме крупных региональных структур, самые маленькие, например станица Кавказская Краснодарского края, с. Федоровка Республики Башкортостан. Это позволяет говорить о том, что любой ребенок любого региона мог заявить о своем праве победить в марафоне.

Круг участников марафона продолжает постоянно пополняться не только по географическому признаку, но и по признаку личной активности участников, их интереса к данному мероприятию. В этом году для жюри стало нелегким испытанием отобрать из 270 заявленных в региональном туре команд-участниц те 20, которые были приглашены в Санкт-Петербург.

Во время марафона у петербуржцев была широкая возможность услышать о перспективах развития системы общего развития школьника, задать вопросы научному руководителю ФНМЦ им Л.В. Занкова, автору курса русского языка Н.В. Нечаевой, автору курса по окружающему миру Н.Я. Дмитриевой и автору курса по трудовому обучению Т.Н. Просняковой.

В первый день состоялась встреча в Академии постдипломного педагогического образования (АППО) с большой группой учителей, на которой авторы рассказывали о методике личностно ориентированного развивающего обучения.

Во второй день, когда юные гении доказывали право так называться, учителя, приехавшие вместе с ними, общались, обменивались мнениями и опытом в рамках «круглого стола», ведущей которого была Н.В. Нечаева. Обсуждались вопросы: как учить и развивать каждого, как осуществлять преемственность между начальным и основным звеном школы; была дана информация о новых учебных и методических изданиях, выходе нового номера занковского журнала «Практика образования», который за год существования значительно расширил адреса своих читателей.

Незаметно прошли два часа, что подтвердило актуальность затронутых вопросов и насущную необходимость обмена профессиональным опытом с коллегами для учителей российской глубинки.

Но задача стоит не только в переучивании и повышении квалификации учителей, но и в своевременном выращивании таких педагогов, которые могут реализовать задачи школы не репродуктивной, а исследовательской, где найдет свою нишу каждый ученик. Авторы-занковцы были рады возможности встретиться со студентами Герценовского педагогического университета, со студентами и методистами в педагогическом колледже № 7. Студенты весело реагировали, когда попадали «в ловушки» проблемных вопросов, которые им задавали авторы. Например, их просили представить место и ситуацию, где происходит следующее: «Медведь вышел, заревел. Дети и их папа перестали дышать». Студенты единодушно сказали, что это полная ужаса ситуация, и были очень удивлены, когда им был зачитан другой, положительный вариант: «Арена цирка. Медведь привел в восторг папу и детей своим выступлением». Уметь видеть несколько вариантов решения проблемы и выбирать лучший или принимать все – в этом одна из главных черт системы общего развития Л.В. Занкова.

Методистов в первую очередь интересовало, как изучается результативность работы по системе Занкова.

При сегодняшней тенденции перехода к безотметочной форме оценивания достижений ребенка особенно важен многолетний опыт занковцев по качественной, а не количественной оценке результатов обучения и развития школьников. Особое удовлетворение у методистов вызвала новая форма журнала, которая позволяет видеть динамику относительной успешности (по отношению к самому себе) каждого ребенка с первого по четвертый класс. Авторы-занковцы пригласили всех желающих на конференцию «Безотметочная система оценивания успешности обучения младших школьников в системе общего развития Л.В. Занкова», которая состоится 18 мая в Москве в АПКиПРО.

Озабоченность и авторов системы и методистов вызывает недопонимание некоторыми педагогическими работниками необходимости систематической работы над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого. Общее развитие, которое осуществляется в ходе открытия, осмысления и усвоения знаний, предусмотренных программой, становится надежной базой успешности и слабого и сильного. По этой причине в занковские классы принимаются все дети, а не только те, которые уже выделяются продуктивностью деятельности.

В последний день пребывания в Санкт-Петербурге прошли встречи с методистами районов города и директорами двадцати пяти педколледжей. Участники встреч говорили о современных требованиях к выпускнику школы; о необходимости создания такой школы, которая создает условия для развития у учеников креативности, способности к аналитической деятельности, речевой компетенции, способности к саморазвитию; о том, что система Л.В. Занкова позволяет на начальном этапе обучения заложить основы личности, обладающей этими качествами. Оптимистичны и цифры: каждый четвертый учитель начальных классов работает по УМК, созданным занковскими авторами, – значит, они уже работают на новые цели, провозглашенные государством и, главное, временем.

На три дня марафонцев приняла в свои гостеприимные стены школа-интернат №1 для слепых и слабовидящих детей им. К.К. Грота (директор В.П. Мезрин). Ученики из различных регионов России и ближнего зарубежья приехали, чтобы «сразиться».

Церемония открытия марафона состоялась в гимназии № 56 (директор М.Б. Пильдес), которая является победителем Всероссийского конкурса «Школы России» 2004г., что сразу придало праздничный, дружеский настрой всему мероприятию.

На открытии приветственные слова участникам сказали научный руководитель ФНМЦ им. Л.В. Занкова Н.В. Нечаева, заместитель председателя комитета по образованию П.А. Баранов, заведующая кабинетом начальных классов АППО Н.П. Лукина, директор Объединения профессионалов, содействующих системе развивающего обучения, С.Г. Яковлева, главный редактор газеты «Начальная школа» М.В. Соловейчик.

Марафон проводился на следующий день. В течение ста минут дети выполняли предложенные им задания. Важно было не просто вспомнить материал из учебников, а выстроить логическую последовательность фактов, решить нестандартные задания, обосновать свое мнение и убедить незримое жюри в правоте своего взгляда на проблему.

Отметим, что при проверке работ на марафоне была предусмотрена система кодовой защиты. Оценка работ оказалась очень нелегкой задачей. Ведь каждое мнение имеет право на существование, а все ответы были довольно подробно аргументированы, так как каждый из стоящих за работой учеников – уже финалист, уже победитель, и это было указано в свидетельствах лауреатов, которыми наградили участников. Организаторы стремились отметить максимальное количество ребят. Всех детей отметили памятными призами, подарками. Были выбраны 16 победителей: трое в личном первенстве, четверо в номинациях «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение», «Окружающий мир» и девять в командном первенстве. Список участников опубликован в газете «Начальная школа» Издательского дома «Первое сентября» №8/2005.

Помимо интеллектуального состязания ребята стали участниками самых разнообразных мероприятий. На мастер-классе Т.Н. Просняковой (автора курса по трудовому обучению) они, разделенные на шесть групп, составляли художественные композиции в технике бумажной пластики. Дети продемонстрировали не только навыки работы с бумагой, но и творческие способности, умение анализировать общую картину, учитывая мнения коллег, умение работать в команде.

На обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу марафонцы познакомились с самыми важными достопримечательностями города. Ребята посетили также Детский исторический музей Государственного музея политической истории России.

Заслуживает внимания презентация визитной карточки. Участники представляли свои регионы в национальных костюмах, читали стихотворения, танцевали, пели, разыгрывали сценки.

Церемония закрытия проходила в городском Дворце творчества юных в комнате сказок, декорированной по мотивам произведений А.С. Пушкина. Здесь все узнали имена победителей. На этом праздник не закончился: далее дети присоединились к литературному празднику, посвященному двухсотлетию со дня рождения Х.К. Андерсена в рамках «Книжкиной недели».

Заключительный тур марафона по праву можно назвать подарком для ребят и сопровождающих их учителей. Традиционно его дарит детям издательство «Учебная литература» «Корпорации Федоров», специализирующееся на выпуске учебно-методического комплекта по системе Л.В. Занкова. В этом году идею проведения марафона поддержала Российская академия повышения квалификации и переподготовки работников образования (ректор Э.М. Никитин). Ученикам и сопровождающим их педагогам была предоставлена возможность не только проявить свои интеллектуальные способности, но и богатая программа проведения досуга при минимальных финансовых затратах со стороны участников марафона.

Отдельные слова благодарности следует сказать всем тем, кто помог в организации и проведении финального тура марафона в Санкт-Петербурге: Комитету по образованию Санкт-Петербурга (председатель комитета О.В. Иванова, первый заместитель Г.А. Соколенко, заместитель П.А. Баранов), Академии постдипломного педагогического образования (ректор В.Г. Воронцова), кабинету начальных классов АППО (заведующая Н.П. Лукина), городскому Дворцу творчества юных, Центру познавательных путешествий «Дядюшка Ник».

Марафон проводился при информационной поддержке Министерства образования и науки РФ, газеты «Начальная школа» Издательского дома «Первое сентября», журналов «Начальная школа», «Методист», «Практика образования».

Светлана ЯКОВЛЕВА

Публикация статьи произведена при поддержке интернет сайта www.OnlySimpsons.ru. Теперь, для того чтобы насладиться мультсериалом «Симпсоны» Вам не надо вводить в поисковые системы такие запросы, как «Симпсоны смотреть онлайн», и тратить свое время на выбор достойного сайта, среди сотен ресурсов с неполными коллекциями видео, назойливой рекламой и плохим качеством видео. Посетив сайт www.OnlySimpsons.ru Вы сможете бесплатно смотреть любимый мультсериал онлайн, или скачать его на свой компьютер. К Вашему вниманию все серии «Симпсонов», включая 23 сезон, а так же мелодии для мобильников, скины для Winamp, забавные флеш игры с любимыми мультперсонажами, и многое другое.

Рейтинг@Mail.ru