Второе дыхание школы
Жить в режиме ожидания доброго «дяди»,
который все сделает за тебя сам, не в характере
выросшей из скромного учителя биологии
директора 864-й московской школы Веры Васильевны
РАБОТКИНОЙ. Тем более что время перемен подарило
управленцам возможность быть на территории
школы настоящими хозяевами.
О том, как через реализацию проекта создания
классов на открытом воздухе постаревшая было
школа – благодаря усилиям педколлектива и
вниманию к экологии – обрела второе дыхание, наш
рассказ.
Классы на открытом воздухе
Дети любого
мегаполиса редко бывают на улице, а тем более на
природе. После уроков они либо припадают к
телевизору и компьютеру, либо бегут на
всевозможные секции, кружки и курсы. В столичной
школе № 864 так называемого «спального» района
Ясенево несколько лет назад решили изменить
ситуацию и сделать так, чтобы дети хоть какое-то
время проводили на открытом воздухе.
Сначала организовали проведение
уроков биологии и экологии в расположенном
неподалеку Битцевском лесу. Затем стали вывозить
детей на Станцию юных натуралистов. Потом
организовали занятия в Ботаническом саду МГУ.
Некоторое время при школе работал самый первый в
городе экологический лицей, где преподавали
профессора из Московского университета. Создан
этот лицей был по инициативе известного эколога
– Никиты Николаевича Моисеева. Однако с его
смертью лицей прекратил свое существование, хотя
выездные уроки какое-то время продолжались. Тем
не менее с каждой поездкой становилось все
очевиднее, что тратить время и силы детей на
дорогу к месту обучения слишком расточительно. И
в школе стали думать о том, как бы приблизить
возможность проведения таких уроков к школе.
Мысль о создании классов под открытым
небом сформировалась в момент перестройки и
ремонта школьного двора. Помогло и
месторасположение школы – от автодорог она
отделена двойным кольцом жилых домов.
Окончательное решение о классах на открытом
воздухе оформилось в канун празднования 850-летия
Москвы, когда школу посетила делегация
школьников и педагогов из Берлина, возглавляемая
общественным деятелем – доктором Франком Пичем.
Немцы ездили по
Москве в поисках образовательного учреждения,
которому можно было бы передать технологию и
опыт создания классов на открытом воздухе по
аналогии с уже действующими в Берлине. Прежде чем
остановить свой выбор на 864-й ясеневской школе,
делегация посетила не одну столичную школу,
работающую с экологическим направлением. Но
когда, по словам доктора Пича, они «увидели в
школе № 864 большой и ухоженный зимний сад и
классы, утопающие в зелени, ничего другого искать
не стали».
Так началось сотрудничество немецких
и российских педагогов по созданию классов на
открытом воздухе.
По немецкой технологии с российской
энергией
Около трех лет школа собиралась с
силами. Проводила деловые игры, собирала
предложения. В обсуждении принимали участие не
только учителя, но и учащиеся с родителями. В то
время многие уверяли администрацию школы, что
такое дело невозможно осуществить
самостоятельно, без солидной помощи со стороны.
Некоторые родители даже сетовали: «Дети должны
учиться, а не строить!» Но большая цель порождает
большую энергию. Сторонних наблюдателей
становилось все меньше. Родители постепенно
втягивались в дело: приносили материалы,
инструменты, генерировали идеи.
В результате
длительной и тщательной подготовки возник
проект, который между двумя крыльями
школы-«самолетика» предусматривал создание двух
классов на открытом воздухе. По одну сторону
перехода, соединяющего корпуса школы, было
решено создать класс для малышей, по другую – для
старшеклассников. Причем для маленьких решили
обустраивать класс по обычной схеме.
Старшеклассники же предпочли круглую форму
класса – по принципу форума, располагающего к
дискуссиям. В одном из углов, где переход
соединяется с корпусом школы, решили оборудовать
что-то вроде деревенской завалинки, где можно
было бы посидеть да посудачить на перемене. Все
эти планы и расчеты отобразили в схемах, сметах и
графиках.
И вот весной 1999 года началась
подготовка площадок. Вскрывали асфальт и
выносили образовавшиеся глыбы. Привозили и
насыпали плодородный грунт. Летом запасали и
подготавливали материалы для строительства
классов (бревна, доски, тротуарный камень, щебень,
песок). Битцевское лесничество, местная управа и
близлежащие автотранспортные предприятия
помогали школе материалами, землей и
транспортом. Осенью, после каникул, работа
продолжилась с удвоенной силой, причем и учителя,
и дети, и родители работали по заранее
составленному графику, включая выходные дни.
Главным строителем классов директор школы
называет сегодня учителя технологии Елену
Леонидовну Перевалову, которая своей энергией
сумела заразить детей и родителей.
В качестве же
одного из главных элементов дизайнерского
оформления классов была выбрана пергола. В
классическом итальянском исполнении – это
увитая растениями беседка или галерея в парке из
рядов каменных столбов или легких арок,
соединенных сверху решетками. Но в данном случае
каменные столбы решено было заменить на менее
дорогостоящие – деревянные. В итоге немецкая
технология в совокупности с российской энергией,
размахом и энтузиазмом дали результат,
превзошедший все ожидания.
Проектно-экологический метод
«Когда мы только начинали работать, –
вспоминает Вера Васильевна, – педагогический
коллектив выбрал экологическое направление как
ведущее в учебно-воспитательном процессе. Под
этим направлением мы подразумеваем обучение и
воспитание школьников в духе ответственности за
здоровье и окружающую среду, а главным считаем не
только изучение, исследование, но и практическое
участие ребенка в природоохранной
деятельности».
И хотя «Экология» введена здесь в
учебный план, экологическое обучение и
воспитание не ограничивается лишь одним
предметом, а пронизывает все дисциплины как в
начальном, так и в среднем школьном звене. Именно
поэтому наиболее эффективным в экологическом
обучении и воспитании школа считает метод
проектов. Здесь он разрабатывался как способ
установления связи воспитания с жизнью, то есть
как педагогическая технология, основанная на
организации взаимодействия воспитанников с
окружающей средой.
Благодаря
методу проектов процесс обучения ребенка
осуществляется в совместной (учитель – ребенок)
деятельности. Метод проектов можно также
рассматривать как процесс освоения ребенком
окружающей среды, педагогического сопровождения
его в окружающем мире. К тому же это один из
немногих методов, выводящих педагогические
процессы из стен образовательного учреждения.
Происходит это так. Каждый класс
создает и руководит своим проектом, в котором
могут участвовать учащиеся всей школы. Так,
одиннадцатиклассники под руководством учителя
физкультуры И.В. Стадольской защитили проект
«Мониторинг здоровья», получивший на городском
конкурсе бронзовую медаль. А проект «Экодом»,
который под руководством учителя физики Е.А.
Алешина создали ребята из восьмых классов,
завоевал первое место.
Многие дети организуют проекты-акции
по спасению редких видов растений близлежащего
Битцевского леса. Размножив такие виды на
классных делянках, ребята затем высаживают их в
наиболее благоприятные для этих растений места
леса.
В рамках одного из постоянно
действующих проектов пять лет назад в школе был
создан экологический музей. Его двери открыты не
только для учащихся школы, но и для других
ясеневских школьников и воспитанников детских
садов. Экскурсии проводят старшеклассники под
руководством директора музея, преподавателя
биологии Елены Анатольевны Федотовой. В музее
имеется коллекция фильмов о редких и исчезающих
растениях и животных. Кроме того, собраны
наглядные пособия, интересные предметы и
памятники, так или иначе связанные с природой и
экологией.
Визитная карточка
В настоящее время педагоги школы
заняты разработкой программ для новых уроков,
которые будут проводиться в классах на открытом
воздухе. Они уверены, что такие занятия помогут
живее, нагляднее и интереснее изучать природные
зоны, приспособление растений и животных к среде
обитания, явления природы, ориентирование на
местности, климат, почвы, солнечные радиационные
явления. А, скажем, изучая мировую художественную
культуру в классах на открытом воздухе на фоне
природы, можно поговорить с детьми о пейзажах
разных художников.
В этих же классах планируется
проводить и внеурочные мероприятия. Например,
голубая елочка, которую дети посадили сами,
станет естественным завершением школьного
новогоднего праздника, который обычно
начинается утренником в актовом зале.
Кроме праздников, в 864-й школе принято
отмечать еще и даты экологического календаря.
Дети под руководством педагогов готовят доклады,
викторины, лекции с показом видеофильмов. Так, 11
сентября школа отмечает «День защиты озонового
слоя», 29 сентября – Всемирный день моря, 4 ноября
– День животных (в этот день в школу всегда
приглашаются дрессировщики с животными, причем
для начальных классов – с мелкими зверушками, а
для средних – с экзотическими).
С появлением классов на открытом
воздухе Вера Васильевна надеется осуществить и
свою давнишнюю мечту – проведение «Дня друга»,
на который ребята смогут привести или принести
любимых домашних животных и показать, чему
смогли научить своих питомцев.
Не прекращается
поток детей из разных классов к директору с
просьбой выделить им клумбу или делянку в
«природных» аудиториях. В планах школы –
проводить после распределения земли ежегодные
конкурсы на лучшее использование и содержание
участков. А еще Вера Васильевна планирует
создание географической площадки и хорошего
стадиона.
По ее мнению, школьный двор –
своеобразная визитная карточка учебного
заведения. Она считает, что по его состоянию
можно судить об уровне культуры в школе, а стало
быть, и об уровне воспитания ее детского и
взрослого населения. Если перед вами голая земля
в обрамлении растрескавшихся асфальтовых
дорожек с необъятными лужами – одно впечатление,
а если школа, утопающая в зелени и цветах, с
ухоженными площадками, – совсем другое.
«Из семечка – дерево»
Вспоминает Раиса Николаевна Мирова,
штатный эколог школы и ветеран ее
природоохранного движения:
– Из 18 лет существования школы вот уже
10 лет как она работает в экологическом
направлении. Вначале это были отдельные
мероприятия. Например, одной из первых акций
школьников была живая цепочка из детей,
выстроившихся вдоль Литовского бульвара. Чтобы
обратить внимание власти на необходимость
сохранения уникальной экологии района Ясенево,
по этой цепочке в районную управу была
доставлена емкость воды из местного родника.
Аналогичную емкость родители учащихся отвезли
мэру Москвы. Во время акции дети раздавали
прохожим бумажные кленовые листочки, на которых
было написано: «На Литовском самый чистый
воздух». Ясенево действительно считается
наиболее экологически чистым районом в Москве,
так как находится на самой высокой точке города,
в центре Теплостанской возвышенности. Этот центр
обозначен огромным валуном ледникового
происхождения, который стоит на пересечении
дорог у станции метро «Теплый стан».
Одним из элементов другого проекта
была разбивка на территории школы аллеи Третьего
тысячелетия. В посадке деревьев принял участие
всем известный любитель природы и популярный
телеведущий Николай Николаевич Дроздов. А в День
Земли, который отмечается 5 июня, ребята высадили
в Соловьином проезде облепиховую аллею. Кроме
того, школа ежегодно принимает участие в
международной акции «Марш парков», проходящей в
конце апреля и приуроченной к международному Дню
Земли. Каждая акция в рамках празднования Дня
Земли и «Марша парков» решает конкретные местные
экологические проблемы. Для Москвы такой
проблемой остается озеленение улиц и дворов.
Проект «Из семечка – дерево» – это
массовый посев семян древесных пород растений,
приспособленных к городским условиям, с
последующей высадкой саженцев на свободных
лесных участках, территориях дворов, детских
садов и школ. Учащиеся школы выбрали в этом году
для посадки ясень, решив таким образом обратить
внимание жителей микрорайона на парадоксальную
ситуацию. Оказывается, в Ясеневе ясеней
практически нет. Видимо, первоначально район
получил свое название благодаря этому дереву, но
впоследствии ясень, обладая замечательными
товарными свойствами, быстро стал жертвой своих
достоинств. Ведь это дерево годится и для
строительства, и для изготовления красивой и
долговечной мебели… В общем, ребята решили
исправить несправедливость. И накануне майских
праздников в этом году несколько саженцев ясеня
получат постоянную прописку в школьном дворе.
Главный школьный воспитатель
По мнению заместителя директора по
воспитательной работе Инны Викторовны
Климычевой, экологическая направленность школы
вообще и классы на открытом воздухе в частности
помогают детям научиться думать по-другому.
Ребята начинают по-настоящему любить природу и
жить в согласии с ней. Они становятся
внимательнее друг к другу, уважительнее
относятся к старшим и педагогам, делаются
ответственнее. У них возникает потребность в
помощи ближнему и уж тем более слабому,
беззащитному, живому. Да и как может быть иначе,
когда дети, скажем, вычисляют с учителем
математики Натальей Васильевной Тарасовой
скорость роста травинки?!
Возложение ответственности на
подростков за участие в процессе озеленения
дворов учебных заведений и других территорий
стало важным экологическим и воспитывающим
фактором. Такой человек уже никогда не сорвет
одинокого цветка, не сломает походя ветку, не
оставит в лесу после себя мусор или непогашенный
костер. Попросту говоря, благодаря
восстановленному согласию с природой он
возвращает себе звание человека разумного и
достойного, во многом утерянное в последнее
время.
Воспитание через общение с природой
охватывает нравственно-эстетические,
спортивно-оздоровительные и даже патриотические
аспекты становления личности ребенка в школьном
возрасте. Поэтому главным школьным воспитателем
в 864-й московской школе считают именно природу. А
знания, дающиеся школой, приобрели естественную
убедительность, востребованность и новую
мотивационную привлекательность благодаря
классам на открытом воздухе.
Владимир Жулёв
|