«Мы помогаем ребенку
почувствовать себя успешным»
Здесь детям не дают скучать. Для них устраиваются вечера коктейлей и организуются занятия в «Пицца-клубе». К любимому всеми учениками, их педагогами и родителями фестивалю «Весна гимназии» тут начинают готовиться заранее. Один из самых любимых праздников – День сюрпризов – тоже продумывается серьезно. Любой ребенок может стать академиком. А еще, высаживая «Аллею памяти», чтят память учителей, которые когда-либо работали в школе. Словом, каждый ребенок найдет в этой школе занятие по душе, отыщет увлечение по собственному желанию и по своим силам.
Сделать жизнь своих учеников насыщенной, сформировать у них, кроме желания учиться, еще и позитивный образ досуга, увлечь нестандартными играми, проведением конкурсов и эстафет – такую задачу ставит для себя педагогический коллектив МОУ гимназии № 47 Екатеринбурга. Здесь убеждены в том, что для детей надо создавать такую развивающую среду, которая была бы для ребят более интересной, чем мир сигарет, пива и наркотиков. Противопоставить этим негативным явлениям коллектив школы решил систему воспитательной работы, направленную на создание ситуации успеха каждого ребенка.
Елена Крюкова: «Я должна придумать для детей школу успеха»
|
Руководит этими начинаниями обаятельный, энергичный директор МОУ гимназии № 47 Елена Михайловна Крюкова. «В основе воспитательной работы должно лежать взаимодействие всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей, – считает она. – А система стимулирования детских достижений должна быть открытой и эффективной. Каждый ребенок должен знать, как и где он может быть лучшим».
Каким образом эта система выстраивается в гимназии, об экспериментальной работе в школе и о связи науки и педагогической практики мы беседуем с Еленой Михайловной, а также с ее заместителем по научной работе Ириной Валентиновной ГОФЕНБЕРГ.
– На каких «китах» строится воспитательная система в гимназии?
Е.К.: Начну с того, что главная наша задача – здоровье ребенка. Здоровье как физиологическое, так и духовное. Мы убеждены в том, что если ребенок здоров, то он будет и успешен, и счастлив, и мобилен. Поэтому в качестве первого «кита» называю систему организации питания. У нас самостоятельная столовая, мы сами завозим на кухню продукты, проверяем их качество. Большинство наших учащихся питается в школе два раза в день.
Вторая немаловажная вещь – создание в ученическом коллективе такой среды и позитивного духа, в которой каждый чувствовал бы себя комфортно и – более того – в чем-то успешным. Для этого мы создали в гимназии четыре «академии». Идея такова: любые дела в школе организуются и проводятся какой-либо из академий.
Так, академия гимназических наук приглашает в свои ряды тех, кому интересен мир научных открытий. Ребята готовят доклады, участвуют и организуют предметные олимпиады, работают в проблемных лабораториях, получая за свои старания академические баллы. Баллы в свою очередь позволяют получить звание бакалавра, магистра, академика. Получив такое научное звание, ученик уже обязан не только выполнять определенные функции, но и имеет право вести часть урока или урок целиком в Дни самоопределения, оценивать познавательную деятельность учащихся, получать денежные гранты, брать консультации у преподавателей вузов и т.д. Академия здоровья и спорта объединяет тех, кто укрепляет свое здоровье, активен в спортивной жизни класса, школы, района. Здесь баллы достаются не только за спортивную деятельность и победы, но и за проведение всевозможных лекций с одноклассниками по определенной теме. Если ребенок любит петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах – ему открыта дорога в академию творчества и мастерства. А те, кто всегда энергичен, кто стремится быть лидером, хочет развить организаторские способности, – становятся обладателями звания «золотой мастер» в академии лидерства. В общем, перед детьми разворачивается сразу несколько дорог к успеху. А это значит, что есть выбор. И это главное.
Идет научный поиск... |
– Елена Михайловна, какова ваша задача как руководителя в выстраивании воспитательной системы?
Е.К.: Я должна придумать и создать для детей школу успеха, школу достижений, помочь ребенку найти свою нишу уже сегодня, на школьной скамье. Подключить к этой задаче и психологическую службу, и учителей, и медико-психологический консилиум.
Мне необходимо выстроить такую систему, которая позволит ребенку попробовать себя в разных сферах. А для этого нужно не бояться пробовать самые разные варианты. Так, у нас уже четвертый год идет федеральный эксперимент по апробации нового учебного плана. В его рамках мы отсматриваем те учебные программы, которые нам предлагают для апробации. Чрезвычайно важно заранее посмотреть, попрактиковать те вещи, которые могут быть «спущены» на школу в перспективе.
А еще руководитель должен наравне со всеми участвовать во всех мероприятиях. Я веду мастер-класс, посвященный тому, как нужно организовать и провести в классе то или иное мероприятие. Ведь дети замечательно могут проводить в школе различные акции, их надо только научить этому. В прошлом году мы начали создавать «Аллею памяти» – к сорокапятилетнему юбилею школы, который мы скоро будем отмечать. Аллея посажена в честь тех учителей, которые когда-то работали в нашей школе и уже ушли из жизни.
– Ирина Валентиновна, расскажите, пожалуйста, поподробнее об экспериментальной работе в гимназии. О каких результатах можно говорить за четыре года?
И.Г.: Во-первых, у нас шла отработка базисного учебного плана в начальной и профильной школе. Во-вторых, мы изучали новые учебно-методические комплекты: учебники, пособия, рабочие тетради. И, в-третьих (наверное, это самое главное), шла апробация новых форм мониторинга уровня учебных достижений и здоровья учащихся.
Мы обнаружили много плюсов. Но были и минусы. В частности, в начальной школе. Выяснилось, что тот базисный план, который рассчитан на начальную школу, не имеет никаких перспектив, так как приводит к перегрузке детей: в нем 28 учебных часов вместо двадцати пяти. И хотя эти три дополнительных часа необязательны, школа должна их предложить, а значит, какие-то дети будут их посещать и соответственно испытывать перегрузку.
Фестивали и праздники в гимназии любят отмечать с размахом... |
Что же касается старших классов, то нужно сказать, что новый учебный план в принципе жизнеспособен. Он предполагает ориентацию на социальную мотивацию детей, и это здорово.
Ну а мониторинг в формате ЕГЭ, который мы провели и будем проводить в этом году в экспериментальных классах, тоже показал свои положительные и отрицательные стороны. Основное препятствие здесь – качество контрольно-измерительных материалов. Я сама была председателем комиссии по химии, и когда мы проверяли ученические работы, причем вручную, безо всякого компьютера, то убедились в том, что на некоторые вопросы ответов просто нет. Были и сложности процедурного характера. Дети были не готовы к процессу заполнения экзаменационных форм.
Многие учителя не владеют в достаточной мере технологией и методикой подготовки детей к подобной форме проверки знаний. Но, работая над этим четыре года, мы достаточно серьезно подучили своих педагогов и сейчас уже проводим семинары и «круглые столы» для педагогов других школ, поясняя им тонкости подготовки учащихся к единому экзамену. Хотя отношение к ЕГЭ у нас не¬однозначное. Возможно, с его помощью можно проверить уровень знаний ребенка, но креативный уровень ученика оценить экзамен не позволяет. Экзамен в такой форме – это технологизированный процесс. И он расходится с тем пониманием качества образования, которое сформировалось у нас в Свердловской области. Мы делаем акцент на три составные части качества образования – предметно-информационную деятельность, коммуникативную и целостно-ориентационную. Так вот, вторая и третья части качества выпадают, они никак не просчитываются в ЕГЭ.
...но иногда после праздника хочется уединения |
Если говорить об учебно-методических комплектах, мы проанализировали их по всем предметам и направили в федеральное министерство наши отзывы. Возможно, к нашим пожеланиям прислушаются и учебники будут откорректированы. Во всяком случае, я очень на это надеюсь. Потому что, скажем, меня лично абсолютно не удовлетворил учебник для десятого класса по химии, хотя тот же коллектив авторов сделал прекрасное пособие для одиннадцатого класса.
Главным же результатом эксперимента, на наш взгляд, стало то, что мы осознали важность и необходимость введения в школе предпрофильной подготовки и профильных классов. Хотя вопросов и здесь много. Например, зависимость федеральной части базисного плана от профильности и приоритетность иностранного языка перед русским, когда иностранного языка дается шесть часов, а русского языка – три. Я понимаю, что есть социальный заказ, что родители хотят, чтобы дети учили иностранный язык. Но свой-то знать надо не хуже.
– А в чем радикальное отличие нового базисного учебного плана от старого?
Е.К.: На мой взгляд, новый базисный учебный план не дает универсальности образования, в то время когда старый базис эту универсальность все-таки обеспечивает. Ведь согласитесь, юноша не всегда знает, чего он хочет сразу по окончании школы. И, говоря откровенно, не все школы готовы качественно проводить предпрофильную подготовку. Но даже если такая подготовка проведена качественно и ребенок, допустим, по собственному желанию включен в гуманитарный класс, а спустя полгода понимает, что это не его путь, он может поменять профиль. Потому что универсальный блок, который обеспечивается федеральным компонентом, дает ему такую возможность. В будущем базисном плане этого, к сожалению, нет. И ребенок, полгода проучившись в гуманитарном классе, не сможет перейти в физико-математический, так как нагрузка по профильным предметам очень разная.
Мы придерживаемся мнения, что нужно разрабатывать такую модель обучения, которая позволит ребенку выстраивать индивидуальный план с позиции максимальной вариативности.
– У вас в ходе эксперимента получилось обеспечить вариативность образования?
И.Г.: Что-то, безусловно, удалось. Мы придерживаемся мнения, что любой эксперимент, даже самый маленький, в школе должен быть точечным и аккуратным, потому что мы работаем с детьми, и навредить им не имеем права. На наш взгляд, таким точечным, промежуточным экспериментом, предтечей перехода на индивидуальные учебные планы, у нас стала работа в естественно-научных классах в старшей школе, когда мы делили класс на две группы. Одна группа – будущие медицинские работники, другая – те, кто хочет связать свою жизнь, допустим, с биохимией.
Медицинская академия, которая работала с нашими учащимися-десятиклассниками, поставила себе задачу информировать будущих абитуриентов о том, что представляет собой современная медицина. И это правильно. Потому что к экзаменам можно подготовиться и в 11 классе, а вот выбор направления обучения надо сделать раньше. Наши ученики побывали в клиниках и анатомических музеях. С ними разговаривали практикующие врачи, объясняя, что самое главное для медика – это чувство сострадания. Если оно есть, человек может быть врачом. Если нет – лучше заняться чем-то другим. В результате из «медицинской» группы класса ушли несколько человек.
Это, конечно, только прообраз индивидуальных учебных планов, так как слишком невелика та вариативность, которую мы предлагали детям в рамках этого учебного плана.
Игровой момент – самое главное в занятиях с малышами |
Е.К.: Говоря о вариативном образовании, надо помнить, что главная цель здесь – ребенок, которому мы должны максимально помочь. Мы хотим научить его выбирать. И тут приходится учитывать, что нынешнему поколению сложнее ориентироваться, нежели тем, кто оканчивал школу семь–десять лет назад. Меняется ситуация в стране, растет уровень ответственности за принятые решения.
Трудно поворачиваются к новым знаниям и методикам педагоги, много лет проработавшие в школе. Мы пробуем плавно и постепенно стимулировать учителей на создание собственных элективных курсов (вот она – вариативность!). Пытаемся объяснять, что от того, насколько интересный курс они придумают, будет зависеть, выберет его ребенок или нет. А это уже прямая связь с заработной платой. Ведь элективные курсы не тарифицируются. Поэтому от количества желающих пройти тот или иной курс будет зависеть и зарплата педагога. Фактически учителя к этому еще не готовы, поэтому наша задача – не только подготовить содержание образования, его вариативность, но и подготовить учителя.
Решаем и другие вопросы. Например, перевели в нынешнем учебном году школу на работу в одну смену. Сначала это казалось нереальным, потому что у нас полторы тысячи учащихся. Но стали ставить параллельно несколько уроков физкультуры, занятий по технологии, элективные курсы по выбору разместили после обеда. Теперь у нас школа полного дня, дающая возможность детям после обеда выбирать занятия по душе.
– Может ли в проводимых экспериментах помочь педагогическая наука? Когда в начале девяностых ученые пришли в школу, состоялось продуктивное сотрудничество…
И.Г.: Наша гимназия давно и плодотворно сотрудничает с учеными-практиками, с теми, кто работает в школе, видит ее сложности и может помочь.
Сейчас мы вышли на новый уровень взаимодействия с педагогической наукой в лице Уральского отделения РАО. Связано это вот с чем. Одной из серьезных проблем сегодня, на наш взгляд, является вопрос статусного образовательного учреждения – гимназия или лицей. Ведь гимназия – это образовательное учреждение, которое дает универсальное образование и готовит к учебе в университете. Нам в свое время идея универсальности показалась близкой потому, что в наше образовательное учреждение нет специального отбора. Мы берем всех. Но при этом предлагаем детям образование на более высоком, нежели в обычной массовой школе, уровне.
Мы с нетерпением ждали стандартов для гимназий и лицеев, которые так и не появились. Более того, ни в одном нормативном документе, вышедшем за последние годы, нет словосочетания «образование повышенного уровня». Есть профильное, есть базовое. А что представляет собой образование повышенного уровня – не разъясняется. Как быть в этом случае гимназиям и лицеям? Мы задавали эти вопросы преподавателям академий повышения квалификации, которые приезжали с нами работать, но ничего внятного не услышали. Потому что в концепции профильного обучения написано, что разнообразие образовательных учреждений будет пересматриваться, а гимназии и лицеи займутся только профильной школой. А ведь это означает, что нарушится непрерывность, преемственность образования, которую мы у себя, например, выстраивали годами!
Когда появилось типовое положение об образовательных учреждениях, то мы прочитали, что гимназия – это образовательное учреждение, в котором реализуются программы гуманитарного цикла, а в лицеях – естественно-научного. Как быть с такими заявлениями? Из-за подобных нормативных документов школа оказывается крайней. Самая большая сложность в том, чтобы помочь нам сейчас найти свое место в образовании. С этой проблемой мы обратились в Уральское отделение РАО и попросили нас выслушать. Сейчас мы начинаем совместную работу по новой модели статусного образовательного учреждения и говорим о том, что наша гимназия должна стать базовой площадкой в Уральском регионе.
И у ученых к нам интерес возник не просто так. Они увидели и оценили наш опыт. Многое из того, о чем сейчас начинают говорить на федеральном уровне, у нас уже отработано. Поэтому можно идти с учеными дальше. Искать что-то, пробовать, нащупывать свой путь...
– А как вы сами видите свое будущее?
Е.К.: Наша задача – обеспечить многопрофильность, универсальность образования. Поэтому в основу своей работы мы положили принцип интеграции гуманитарного и естественно-научного знания. Например, у нас есть такой предмет, как «Философские основы физики». В этом направлении и будем продолжать работать. В том числе – вместе с учеными.
И, конечно, будем сохранять ту творческую атмосферу, которая есть в нашей гимназии. Недавно, например, дали каждому ребенку зачетную книжку. В нее проставляются баллы, полученные за то или иное выполненное задание. В этой же книжке ребенок формулирует для себя задачу на год по творческой или спортивной деятельности. Это дает ребенку возможность видеть свой рост, свой путь продвижения к той или иной цели.
Еще раз повторю: наша задача – помочь ребенку почувствовать себя успешным. А для этого любое дело надо выбрать по собственному желанию и делать его с душой. Мы пытаемся соответствовать поставленной высокой планке и учить этому своих воспитанников.
Беседовала Яна САРТАН
|