О классном журнале замолвите слово...
Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика
Вопросы оценки знаний – сложнейшая педагогическая проблема. Оценки и отметки – та тема, которую учителя готовы обсуждать бесконечно. Тем более что школьная отметка – результат не только работы ученика. В ней соединяются характер и стиль работы учителя, его отношение к ученику, настроение педагога.
В начале этого года мы уже обращались к теме оценивания: тогда мы писали об опыте работы лицея-интерната, в котором применяется 55-балльная проверочно-оценочная шкала («УШ» №3/2005). Сегодня мы попробуем рассмотреть некоторые методики, которые позволяют получить информацию по конкретной школе об оценочной деятельности педагогов.
То, что существующая отметочная система оценивания знаний и умений учащихся во многом субъективна, – не новость. Для более детального рассмотрения данной проблемы определимся с понятиями и приведем классификацию ситуативных оценок:
Устанавливать степень, уровень, качество чего-либо. В педагогике – взаимодействие педагога (либо какой-то технической системы) с учащимися, в результате которого появляются отметка либо оценка или и то и другое.
Цифра, количество баллов, которые являются следствием оценивания деятельности учеников. Это обозначение оценки знаний учащихся.
Мнение об уровне, значении чего-нибудь. В узком смысле это вербальные или невербальные реакции учителя, которыми он оценивает деятельность учеников. В широком смысле – отметка и сопровождающие ее ситуативные оценки.
Необходимость оценки знаний отмечают все участники образовательного процесса: учителя, ученики и родители. И именно поэтому актуальность изучения процесса оценивания отмечалась всегда. Ведь без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным: чем чаще обратная связь, тем точнее процесс управления.
Попробуем сформулировать несколько основополагающих утверждений.
Оценки и отметки – неотъемлемая составная часть учебного процесса.
- Без оценки каждый процесс усвоения невозможен.
- Отметки и экзамены необходимы, поскольку они стимулируют не только успеваемость, но и другие качества детей.
- Оценка учителя оказывает большое влияние на взаимоотношение между учителем и учеником.
- Контроль и оценка служат делу подготовки к жизни.
Оценки и отметки – лишь одно из множества других педагогических средств.
- Оценки и отметки взаимосвязаны с уроками в целом.
Оценки и отметки способствуют развитию учащихся.
Важнейший принцип оценивания – объективность:
- Одинаковые оценки характеризуют одинаковую успеваемость учащихся, близкую к целям учебных программ.
- Разные учащиеся получают при одинаковой успеваемости одинаковые оценки.
- В основе оценки лежит фактическая успеваемость, а не субъективные мнения, возможности, условия учебы.
Проблемы объективности оценки:
- Объективность «любой ценой» сводит оценку к сухому сравнению требуемого и достигнутого, нет учета воздействия оценки на ученика.
- Нет единого мерила установления знаний учащихся: осуществляем контроль и оценку преимущественно того, что хорошо «поддается замеру».
- Оценивание успеваемости требует при выборе отметки учитывать реальный уровень развития учащихся и класса, предвидеть последствия оценки.
Выставление оценок носит конкретный характер:
- Решения об оценках всегда ориентируются на совершенно конкретную ситуацию.
- Решающий критерий в оценивании – стимулируется или тормозится развитие каждого ученика в отдельности и класса в целом.
- Оценки, направленные на стимулирование развития, включают в себя «болезненные» решения и связанные с ними последствия.
Все эти утверждения характеризуют функции процесса оценивания и их реализацию, которые представлены на схеме в приложении.
Выставляя оценку, наверное, не следует думать о том, как я буду выглядеть в глазах коллег и администрации, а чаще следует думать о том, что ребенок будет делать сегодня и завтра после этой отметки: возьмется ли он за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным. Сегодня, на наш взгляд, именно в этом и заключается «объективность» и «справедливость» отметки.
Каждый учитель оценивает деятельность учащихся исходя из своих интуитивных представлений: нет четких, научно выверенных положений, которыми педагоги могли бы руководствоваться. В любой школе не существует однозначных, конкретных и четких критериев оценок – в этом и состоит одна из основных проблем, которая определяет актуальность изучения процесса оценивания.
На основе изучения психолого-педагогической литературы мы выделили некоторые методики, которые позволяют получить информацию по конкретной школе об оценочной деятельности педагогов, осмыслить проблему оценивания знаний учащихся с целью дальнейшего развития практики оценки знаний и повышения качества и эффективности уроков.
Первая методика – опросник, который поможет вам уточнить некоторые моменты в организации оценочных ситуаций и определить приоритетные стили общения педагогов школы с учащимися. Сам опросник и методика его обработки представлены в приложении. Эта методика, конечно же, в значительной мере условна. Стиль общения – очень сложный феномен. Но несмотря на это полученные показатели отражают общие тенденции в педагогическом коллективе к определенному стилю общения. Это информация к размышлению, ответы на некоторые вопросы заставляют руководителя задуматься о частных проблемах, связанных с оценкой.
Следующая методика – изучение классного журнала с его ежедневными и итоговыми отметками. Классный журнал – это не только финансовый документ, но и естественная форма мониторинга успеваемости. Анализ выставленных отметок в классном журнале позволяет определить степень «участия» личности учителя в выставлении отметок и делает процесс оценивания предметом управления со стороны завуча.
Заместитель директора по УВР с помощью этой методики выявит тенденции оценочной деятельности своих учителей и, владея информацией о субъективном подходе учителя к отметке, будет способен управлять процессом их объективизации.
Данное исследование можно провести в рамках каждого методического объединения и обсудить результаты на очередном заседании или во время работы педагогического совета.
Исследование первое.
Учебный год – логически завершенный цикл, имеющий устойчивый ритм. Этот ритм в каждой школе задан учебными четвертями или триместрами. Учебная четверть (триместр) – фаза учебного года, имеющая свою структуру. Четверть (триместр) – логически завершенный вид учебной деятельности, имеющий начало, середину и конец (три равные части).
Разделите четверть (триместр) на три равных отрезка.
Посчитайте среднюю оценку для каждой части четверти (триместра). Это вычисление проводится для каждого учителя.
Полученные данные занесите в общую таблицу.
Таблица
Для наглядности по данной таблице можно построить график: ось ОХ – части триместра; ось ОУ – средняя оценка. Для каждого учителя – своя кривая.
Сравнение средних баллов у каждого учителя хорошо бы провести не за одну четверть или триместр, а хотя бы за две. Результат, как правило, неожиданный: в каком бы, сильном или слабом, профильном или смешанном, классе ни преподавал конкретный учитель, динамика изменения среднего балла у него будет одинакова (у одного учителя в 1 части четверти более высокий средний балл, затем резко снижается, а к концу четверти опять возрастает). Этому факту можно было бы дать и другую интерпретацию: так учатся ученики – они сначала стараются, потом им надоедает или силенок не хватает, а потом они подтягиваются. Но чем тогда объяснить разную динамику успеваемости у разных учителей, работающих в этом же классе? Для каждого учителя построенный график устойчив. Это свидетельствует и о стиле общения данного учителя, и о приоритетной функции оценки у этого учителя.
Исследование второе.
Личность учителя со всеми ее слабостями и силой «видна» при определении «плотности» выставления отметок. У каждого учителя есть своя устойчивая динамика и своя градация учащихся класса: «сильный», «слабый», «средний».
Каждый учитель выделяет в классе, где он работает, «сильных», «слабых» и «средних» учащихся (достаточно провести исследование для 1–2 классов)
Посчитайте количество оценок (сколько всего штук) у «сильного», «слабого» и «среднего» ученика (проведите подсчет в среднем по формуле: количество оценок у всех слабых разделить на количество слабых учеников в данном классе, аналогично для сильных и средних).
Полученные данные занесите в общую таблицу.
Таблица
Это исследование позволяет рассмотреть еще один аспект – построение учителем оценочной ситуации, его установку и ориентацию на систему своих ожиданий в отношении ученика. Как правило, в любом педагогическом коллективе представлены три типа ориентации.
Социальная. Учителя с таким типом ориентации при выставлении отметок сравнивают знания и умения учащихся с установленными нормами. Хвалят способных учащихся даже тогда, когда их учебные результаты ухудшаются, и не реагируют на рост достижений отстающих учеников. Они оценивают выполненные задания, не вникая в процесс работы.
Индивидуальная. Учителя с преобладающим данным типом ориентации сравнивают текущий ответ учащегося с прошлым ответом, с прошлым состоянием его учебной деятельности. Они дают отрицательную оценку способным ученикам при снижении успешности их работы, а повышение качества работ отстающих оценивают положительно.
На личный успех. Учителя, ориентированные на личный успех, выставляют отметку лишь как иллюстрацию своих профессиональных успехов.
У каждого учителя своя устойчивая динамика оценивания и своя градация учащихся класса «сильный», «слабый» и «средний». За один и тот же ответ у учителей разного типа один и тот же ученик получит разные отметки. Как правило, у «сильных» учащихся оценок во много раз больше, чем у «средних» и «слабых».
Исследование третье.
Позволяет провести изучение ориентации учителя на определенную функцию оценивания учащегося.
Посчитайте количество выставленных оценок одним учителем за 1 четверть (триместр) в конкретном классе (сколько всего штук).
Посчитайте количество (сколько штук) выставленных «2», «3», «4» и «5».
Вычислите процентное отношение каждой оценки (по формуле: «количество «2» умножить на 100% и разделить на общее количество оценок).
Полученные данные занесите в таблицу.
Таблица
Качественный разброс оценок (дисперсия) дает интересную информацию. У каждого учителя имеется устойчивый показатель, который характеризует приоритетную функцию оценивания у конкретного учителя.
Данная методика изучения классного журнала позволит администрации школы выявить особенности выставления отметок каждым учителем, поможет составить график индивидуального контроля, оказания помощи, проведения бесед, что является одним из направлений научно-методической работы в школе.
В заключение сформулируем общие психолого-педагогические требования к организации оценочных ситуаций в учебном процессе:
- Ориентация на индивидуальную относительную норму в оценке, когда точкой отсчета становится ученик, специфика его развития, особенности его учебной деятельности.
- Оптимистический взгляд на учащихся – ожидание учебных успехов от каждого ученика, положительное подкрепление даже небольшого продвижения в усвоении материала.
- Использование оценок как обратной связи – необходимой для ученика информации об эффективности его работы, а не как средства жесткого контроля, давления.
- Контроль не только за результатом, но и за процессом учебной работы школьника, как можно более частое использование развернутой содержательной оценки, данной на основе такого контроля.
- Включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу и работу одноклас¬сников, совместная выработка критериев оценки.
- Эмоциональная включенность учителя, не допускающая равнодушия к ученику, поиск оптимальных форм поощрения и осторожное использование отрицательных оценок.
- Создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации независимо от того, какую оценку получает ученик.
Елена СОВЕТОВА,
директор ГОУ СОШ № 901, г. Москва
В Приложении вы найдете анкету-опросник, которая поможет педагогам вашей школы проанализировать стиль своего общения с учащимися посредством оценивания.
Рекомендуемая литература по данной теме:
Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. – М.: Педагогический поиск, 2000;
Безрукова В.С., Кололеева Н.А. Школьная отметка и управленческая деятельность завуча //Научно-практический журнал «Завуч» № 2, 2001;
Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка. /Под ред. Божович Е.Д. / Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.
Приложение
АНКЕТА-ОПРОСНИК (для педагогов)
Уважаемый учитель!
Для анализа поставленной проблемы – оценивание знаний учащихся – просим вас ответить на предложенную анкету.
Прочтите ряд суждений. После каждой фразы даны 3 суждения о правомерности заключенной в ней мысли. Пожалуйста, подчеркните те суждения, с которыми вы согласны. Постарайтесь выполнить эту работу за 5 минут.
1. Отметка выражает мнение учителя о знаниях ученика.
- Да, только мнение учителя.
- Оценка может отражать и мнение класса.
- Не знаю.
2. Если ученик долго не успевает по какому-нибудь предмету, учитель уже, к сожалению, не в состоянии ему помочь.
- Согласен.
- Не обязательно.
- Не знаю.
3. Школьнику нужно объяснить, продвинулся ли он в своих знаниях по сравнению с его предыдущими результатами.
- Нужно.
- Не обязательно.
- Не нужно.
4. Похвала по ходу выполнения задания приносит больше пользы, чем отметки за всю сделанную работу.
- Согласен.
- Не согласен.
- Не знаю.
5. Достигается нужный воспитательный эффект, если сравнивать учеников, имеющих разную успеваемость.
- Согласен.
- Не согласен.
- Не знаю.
6. Во время опроса учитель ориентируется на мнение ученика, следит за ходом его рассуждений и старается развить его мысли.
- Как правило.
- Редко.
- В этом нет необходимости.
7. Отметка должна быть «заработана» учеником, она не может даваться авансом.
- Согласен.
- Не согласен.
- Не знаю.
8. Невыученный урок должен соответственно оцениваться, ученик не имеет права отказываться от ответа.
- Да, это справедливо.
- Нет, это не верно.
- Это спорный вопрос.
9. Можно использовать умение школьников оценивать свою работу и работу товарищей.
- Регулярно.
- Изредка.
- Нет, на это никогда не остается времени.
10. Оцениваться должен результат выполненного учеником задания.
- Да, это достижение результата – объективный критерий оценки.
- Нет, важно учесть и нестандартные способы решения.
- Не знаю.
11. Во время урока положительные и отрицательные оценки действий ученика должны уравновешивать друг друга.
- Да, не следует увлекаться чем-то одним – похвалами или замечаниями.
- Нет, положительных оценок должно быть больше.
- Нет, полезнее преобладание отрицательных оценок.
12. Когда ученик отвечает не очень уверенно, ему следует вовремя помочь.
- Обязательно.
- Не обязательно.
- Помогать во время опроса не нужно.
13. Активность школьников на уроке – еще не показатель продуктивности их работы.
- Нет, это взаимосвязанные моменты.
- Да, поэтому видимую активность не стоит высоко оценивать.
- Да, активность и продуктивность работы не всегда совпадают.
14. Оценивая работу ученика, нужно учитывать не только имеющийся результат, но и старания, труд, вложенный в эту работу.
- Это нужно делать только в начальных классах.
- Такой учет необходим во всех классах.
- Не знаю, нужно ли это делать вообще.
15. В условиях современной школы щадящие отметки исключены.
- Да, это проявление процентомании.
- Нет, это гуманно по отношению к детям.
- Трудно сказать.
16. Если из-за отметки возник конфликт, авторитет учителя предполагает сохранение выставленной отметки, хотя настаивать на ней нужно выдержанно и аргументированно.
- Согласен.
- Не согласен.
- Не знаю.
17. Полезно противопоставлять учебные результаты учащихся, имеющих одинаковые способности и разное отношение к учению.
- Не согласен.
- Согласен.
- Не знаю.
18. Если на уроке обсуждается спорный вопрос, спокойное и четкое объяснение учителя предпочтительнее, чем шумная дискуссия в классе.
- Да.
- Нет.
- Не всегда.
19. Выставляя отметку, следует объяснить ученику, за что она поставлена.
- Да, всегда.
- Да, иногда.
- Нет, это ученик должен понимать сам.
20. Учитель находит время, чтобы поговорить с каждым учеником о его успеваемости, успехах и недоработках.
- Изредка.
- Всегда.
- Практически это недостижимо.
Анализ
результатов анкетирования
Сумма баллов является количественным показателем оценочных ситуаций и стиля общения учителя и учащихся.
- Сумма менее 28 баллов. Стиль общения оценивается как авторитарный. Учителя этого типа создают оценочные ситуации, имеющие отрицательный эмоциональный фон, и редко используют содержательную оценку. Этот стиль нуждается в коррекции.
- Сумма 28 – 33 балла. Стиль общения квалифицируется как демо¬кратический. Ориентация учителя на результативность обучения сочетается с ориентацией на личное развитие учащихся. Есть основания считать такой стиль общения с детьми оптимальным в условиях современной школы, что, безусловно, не гарантирует ошибок учителю в отдельных оценочных ситуациях.
- Сумма 34 – 40 баллов. Стиль общения считается либеральным. У учителя преобладает стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в классе. Однако следует иметь в виду, что стиль дает прекрасные результаты только при высоком уровне профессионального мастерства педагога. Если же этот уровень не является максимально высоким, существует реальная опасность потери возможностей управления ходом урока в классе.
|