Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2005

Опыт

Часть II
Объекты управления образовательным учреждением,
или Беспокойное хозяйство-2

Начало см. № 2–9, 13–21, 23, 33–37, 39, 42–46/2004; № 1–7/2005

§ 7. Создание учебного плана образовательного учреждения

Разработка учебного плана ОУ становится основой программно-технологического обеспечения учебного процесса, поскольку этот документ представляет собой единый для всего образовательного учреждения технологический подход к объединению столь важных для нас вопросов:

Мы уже знакомы с учебным планом образовательного учреждения, ведь именно он являлся основой для формирования расстановки кадров и тарификации педагогических работников. При этом мы рассматривали данные вопросы при условии, что учебный план в образовательном учреждении уже составлен и утвержден, и пользовались готовыми цифрами, не задумываясь о том, как же собственно «наполняется» учебный план? А вот теперь наступило время с этим вопросом разобраться.

Сериал «Гримасы директорских будней»

Знакомы ли тебе такие фразы:
— Я не могу с таким количеством часов проходить программу, добавьте, пожалуйста, хоть один урок…
— Наш предмет профильный, мы имеем право…
— Почему в математическом классе у детей столько часов истории и литературы? Они же не гуманитарии… (или, наоборот, у гуманитариев столько часов математики и физики, зачем им столько?)…
— А давайте уберем ОБЖ, и у нас будет еще один час…
— Вы же говорили, что класс будет гуманитарный, а у них и математика, и физика, и химия, и биология… (А это уже голос родителей)…
И учителя, и родители, которые читали закон «Об образовании», обращаются к праву образовательного учреждения самостоятельно разрабатывать и утверждать учебные планы, не зная другой законодательной стороны медали…
Но руководитель ОУ не «слуга двух господ» и поэтому обязан соблюдать государственные требования.

Ну как не вспомнить легендарную фразу товарища Саахова из к/ф «Кавказская пленница»:
— А я на то сюда и поставлен, чтобы блюсти гасударственные интересы…

И первое, с чего мы начнем составление учебных планов, это ознакомление с системой государственных требований. И исходить здесь мы будем из обязательного для всех ОУ правового постулата:

ФЗ «Об образовании»:
Ст. 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения:
п. 1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности В ПРЕДЕЛАХ, установленных

$ законодательством РФ,
$ типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида,
$ уставом образовательного учреждения.

Поэтому, в первую очередь, еще до составления Устава ОУ и последующих ежегодных учебных планов, руководитель должен сделать себе «обязательную правовую прививку», которая будет способна уберечь его от нарушения законодательства. Мы много говорили об этом, разбирая предыдущие блоки деятельности руководителя ОУ. Но и в вопросе выполнения требований к содержанию образования закон так же неумолим.

ФЗ «Об образовании»:
Ст. 7. Государственные образовательные стандарты:
п. 1. В РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.
РФ в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке

" обязательный минимум содержания основных образовательных программ,
" максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,
" требования к уровню подготовки выпускников.

Таким образом, первая и неукоснительно исполняемая функция руководителя заключается в соблюдении государственных требований к формированию учебного плана образовательного учреждения, который должен включать выполнение требований:

" к структуре образовательных областей и перечню учебных дисциплин;
" к обязательному выполнению минимума часов, отведенных на изучение предметов данной образовательной области;
" к максимально допустимому объему учебной нагрузки обучающихся.

Эти требования полностью включаются в примерные учебные планы, издаваемые федеральными и региональными органами управления образованием.

Иногда происходит путаница в голове руководителя, когда он слышит слово «примерный»: то ли бери для примера и делай по-своему; то ли это пример как обязательный алгоритм действия. Поэтому для лучшего понимания сути данного документа принимай его второе название, которое чаще всего употребляется в нормативной лексике образования: БАЗИСНЫЙ учебный план. Тогда все становится на свои места: это обязательный базис требований к составлению учебного плана образовательного учреждения.

Таким образом, мы можем наблюдать, как рождается структура учебного плана ОУ, включающая следующие обязательные элементы:

Теперь остается дело за малым: надо воспользоваться Примерным (базисным) учебным планом и с учетом структуры классов в образовательном учреждении составить учебный план ОУ, при этом всегда помнить, как «Отче наш»:

Типовое положение об общеобразовательном учреждении:
п. 41 абз. 4: В учебных планах ОУ, имеющего государственную аккредитацию, количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин (циклов предметов), не должно быть меньше количества часов, определенных примерным учебным планом.

Итак, руководствуясь Федеральным примерным (базисным) учебным планом для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.02.1998 г. № 322), каждый регион с учетом специфики территории формирует региональный примерный учебный план, который и становится основой для разработки учебных планов образовательных учреждений.

Для образовательных учреждений Москвы действует ежегодно утверждаемый Московский региональный базисный учебный план для образовательных учреждений и специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов, который представляет собой значительный по объему информации документ, включающий:

Совет:
Читать ВСЕ внимательно и вдумчиво!
  1. Московский базисный учебный план;
  2. Пояснительную записку к Московскому региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений;
  3. Финансово-экономическое обеспечение Московского регионального базисного учебного плана;
  4. Приложения базисных учебных планов для специальных (коррекционных) ОУ. Базисный учебный план представляет собой распределение минимальной нагрузки по предмету (циклу предметов) на одного ученика в неделю и для общеобразовательных учреждений г. Москвы Он выглядит так:

В работе с такой таблицей тебе пригодятся следующие формулы и подсказки:

Подсказка 1. ЧАСЫ ШКОЛЬНОГО КОМПОНЕНТА могут использоваться, как следует из Пояснительной записки к Московскому региональному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений:

И тогда с учетом такого распределения работают следующие формулы:

Для закрепления материала давай потренируемся и сделаем несколько упражнений.

Задача № 1. Рассчитать возможные варианты распределения часов школьного компонента в 9-м классе для 6-дневной учебной недели.

Ход решения.

1. Максимальный объем аудиторной нагрузки Макс. = 35, базовый компонент учебного плана Баз. = 31. Тогда максимально возможное количество часов школьного компонента, реализуемого в урочной нагрузке, ШК (урочн.) = 35 – 31 = 4.
2. Итоговое количество часов к финансированию ИТОГО (фин.) = 37, используемые часы на урочную нагрузку Баз. + ШК (урочн. )= 31 + 4 = Макс. = 35. Тогда минимальное количество часов школьного компонента, реализуемого во внеурочной нагрузке, ШК (внеурочн.) = 37 – 35 = 2.
3. Возможные варианты распределения часов школьного компонента на урочную и внеурочную нагрузку:
ШК (урочн.)/ ШК (внеурочн.) = 4/2, 3/3, 2/4, 1/5, 0/6.

Задача № 2. Рассчитать возможные варианты распределения часов школьного компонента в 9-м классе для 5-дневной учебной недели.

Ход решения.

1. Максимальный объем аудиторной нагрузки Макс. = 32, базовый компонент учебного плана Баз. = 31. Тогда количество часов школьного компонента, реализуемого в урочной нагрузке, ШК (урочн.) = 32 – 31 = 1.
2. Итоговое количество часов к финансированию ИТОГО (фин.) = 37, используемые часы на урочную нагрузку Баз. + ШК (урочн. ) = 31 + 1 = Макс. = 32. Тогда количество часов школьного компонента, реализуемого во внеурочной нагрузке, ШК (внеурочн.) = 37 – 32 = 5.
3. Возможные варианты распределения часов школьного компонента на урочную и внеурочную нагрузку:
ШК (урочн.)/ ШК (внеурочн.) = 1/5, 0/6.

Задача № 3. Рассчитать возможные варианты распределения часов школьного компонента в 9-м классе для введения дополнительных подгрупп для занятий по русскому языку в связи с необходимостью включения индивидуальных темпов прохождения учащимися программы в рамках 6-дневной учебной недели.

Ход решения.

1, 2. См. решение задачи № 1.
3. В связи с тем, что разделение на подгруппы не приводит к превышению максимального объема аудиторной нагрузки, используем 1 час из школьного компонента, реализуемого во внеурочной нагрузке. Тогда часы школьного компонента распределяются следующим образом:
ШК (урочн.) = 35 – 31 = 4 + 1 гр. = 5 час;
ШК (внеурочн. )= 37 – 35 = 2 – 1 гр. = 1 час.

Задача № 4. Рассчитать возможные варианты распределения часов школьного компонента в 11-м классе в связи с необходимостью уменьшения перегрузки учащихся выпускных классов и предоставления учащимся одного льготного дня в рамках 6-дневной учебной недели.

Ход решения.

1. Максимальный объем аудиторной нагрузки Макс. = 36, а минимальный (?!) не должен быть меньше базового, т.е. l 29. Следовательно, один льготный день учащимся по скользящему графику можно будет предоставлять.
2. Итоговое количество часов к финансированию ИТОГО (фин.) = 38, используемые часы на урочную нагрузку l Баз. Следовательно, на внеурочную деятельность (консультации и профильные факультативы) может быть отведено 38 – 29 m 9 часов.
3. Возможные варианты распределения часов школьного компонента на урочную и внеурочную нагрузку в 11-м классе:
ШК (урочн.)/ ШК (внеурочн.) = 7/2, 6/3, 5/4, 4/5, 3/6, 2/7, 1/8, 0/9.

В дальнейшем практика будет подкидывать тебе много вариантов решения задач на школьный компонент. И я надеюсь, что они впредь не вызовут у тебя больших сложностей.

И одна из таких индивидуальных задач связана с составлением учебного плана гимназий, как впрочем и учебного плана лицеев, гимназических и лицейских классов, школ с углубленным изучением отдельных предметов, в которых присутствуют компоненты углубленного или расширенного содержания образования.

Для решения таких задач в региональном примерном учебном плане существуют приложения, отражающие эти повышенные компоненты. В Московском региональном базисном учебном плане для образовательных учреждений представлена любимая всеми директорами вышеперечисленных типов школ «ТАБЛИЦА 2», поскольку в ней, в двух ниже приведенных строках таятся все секреты учебных планов этих школ:

Следуя уже известным тебе технологическим приемам использования школьного компонента, в образовательных учреждениях с углубленным и расширенным содержанием образования учебные планы имеют возможность бoльшего насыщения и урочной, и внеурочной нагрузки учащихся.

Для закрепления материала решим аналогичную вышеприведенной задачу.

Задача № 1*: Рассчитать возможные варианты распределения часов школьного компонента в 9-м классе гимназии (естественно, только в рамках 6-дневной учебной недели).

Ответы:

1. Максимально возможно использовать ШК (урочн. ) = 37 – 31 = 6.
2. Минимально возможный ШК (внеурочн.) = 39 – 37 = 2.
3. Возможные варианты распределения часов школьного компонента на урочную и внеурочную нагрузку:
ШК (урочн.)/ ШК (внеурочн.) = 6/2, 5/3, 4/4, 3/5, 2/6, 1/7, 0/8.

Конечно, вариантов при таком спектре возможностей в таких школах и классах больше. А раз эти права вышеназванные образовательные учреждения имеют, то и спрос с них, как правило, гораздо выше.

Поэтому вновь и вновь напоминаю:

Подсказка 2. Поскольку примерный (базисный) учебный план уже содержит такие обязательные компоненты, как образовательные области и перечень учебных предметов и дисциплин, входящих в эти области, тебе остается для структурирования учебного плана ОУ только:

( неукоснительно точно перенести в учебный план каждого типа класса часы базового компонента,
( затем распределить школьный компонент учебного плана каждого типа класса в урочную (аудиторную) и во внеурочную (внеаудиторную) нагрузку.

При этом школьный компонент может быть условно представлен в следующей структуре:

Под «индивидуальным для ОУ» компонентом мы будем понимать ту часть школьного компонента, которая в соответствии с заявленными образовательными целями и задачами ОУ способствует их реализации. И часы эти, как правило, в образовательных учреждениях присутствуют во всех ступенях. Например, если в ОУ «взят курс» на усиление экологического направления, то дополнительные часы отводятся на блоки естественно-научных дисциплин, а, например, с гимназическим направлением будет связано усиление гуманитарной, культурологической, языковой подготовки во всех классах. О профильном компоненте мы будем говорить уже либо в старших классах, либо определять начало профильной подготовки в классах, завершающих вторую ступень. И часы, отведенные на профильный компонент, будут представлены в зависимости от профиля класса или группы.

( А теперь, с учетом вышеизложенного, все часы скрупулезно подсчитать, разработав удобную для себя и своих коллег табличную схему учебного плана.

Мы уже использовали несколько вариантов таких схем, когда вели речь о расстановке кадров и тарификации; чтобы не путаться и в дальнейшем разработать для себя более удобные подходы, я предлагаю тебе сейчас понять взаимосвязи в схемах разных вариантов, учитывающих учебный план как источник основной информации.

Таким образом, хочется тебе это делать или нет, но придется (хотя бы в начале своей управленческой деятельности) работать с учебными планами каждого класса, чтобы проследить выполнение базового и регионального компонентов и разумно распорядиться часами школьного компонента исходя из целей и задач школы, класса, группы и ученика, обучающегося в данном классе.

В таком случае учебный план для каждого типа класса в ОУ удобно представить в виде следующей таблицы:

Ну как тебе, уже познавшему тарификационную стихию, такой поворот событий? Не ожидал? То-то же. Я ведь предупреждала, что расслабляться, пока все не узнаешь в учебном плане до мельчайших подробностей, нельзя…

Подсказка 3. А теперь давай учиться составлять такой учебный план. На первых порах я подсказываю, хотя ты уже многое и сам сможешь сделать.

Итак, этап I: определяем содержание базового компонента учебного плана.

Для этого, используя Примерный (базисный) учебный план, определяем предметные составляющие образовательных областей, которые будут раскрывать содержание образовательной модели данного класса в соответствии с целями и задачами образовательной ступени в данном образовательном учреждении.

Этап II: распределяем урочную часть школьного компонента.

Потренировавшись в решении задач на школьный компонент, ты легко определишь количество часов школьного компонента, который может быть использован в аудиторной нагрузке класса: на усиление базовых предметов, на преподавание предметов регионального учебного плана, на развитие индивидуальных направлений ОУ, на профильное обучение. Чувствую, что у тебя возник очень правильный вопрос:

— Где же взять столько часов на все это?
Отвечу фразой из старого к/ф: «Думай, Ананий, думай…»

И теперь все начинай считать. Сначала часы в учебном плане ученика, а затем, суммируя все, в том числе групповые занятия, получаем необходимую нам для расстановки и тарификации информацию. Но главное, чтобы учебный план ученика не превышал максимально возможного для данного класса объема аудиторной нагрузки:

Этап III: распределяем внеурочную часть школьного компонента.

Зная объем аудиторной нагрузки, теперь ты можешь приступать к расчету часов школьного компонента, используемого во внеурочном блоке. При этом, если возникает потребность увеличить данную часть учебного плана, ты помнишь, что это можно сделать только уменьшая использование школьного компонента в урочном блоке:

А вот теперь о самой интересной подсказке. Предположим, что Z2 = 3, и на занятия по выбору (консультации и факультативы) мы отводим 2 часа, на проектную деятельность — 1. Это означает, например, что в неделю один ученик может посетить две консультации и имеет 1 час для работы над проектом под руководством педагога. При этом выбор консультационного предмета должен осуществляться самим обучающимся из спектра предметов учебного плана, а ОУ может только регламентировать количество предлагаемых консультаций (аналогично, и факультативов).

Таких прямых указаний в Пояснительной записке Московского регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений нет. Зато есть следующая важная информация:
Обучающийся имеет ПРАВО ВЫБОРА предметов и видов деятельности, вплоть до участия в формировании индивидуальной образовательной программы. С целью оптимизации учебной нагрузки обучающихся, создания наиболее благоприятных условий для их развития следует максимально использовать возможности перевода обучающихся на индивидуальный учебный план.

Поскольку занятия по выбору, выделенные отдельной строкой в учебном плане, являются одним из подходов к формированию индивидуального учебного плана обучающихся, то образовательное учреждение в свою очередь имеет право предложить обучающимся перечень консультационных и факультативных занятий для данного класса (параллели), установив в учебном плане количество групп, соответствующее этому перечню занятий по выбору.

При этом необходимо грамотно составить очень важный для ОУ документ: Пояснительную записку к учебному плану ОУ № ___ на ____ учебный год. Без него твои устные разъяснения и ссылки на права обучающихся не будут иметь никакой юридической, а тем более финансовой силы.

Что касается проектной деятельности, то на это в Пояснительной записке Московского регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений есть прямое разрешение:

«Организация учебной деятельности в проектной форме финансируется в зависимости от количества групп, определяемых образовательным учреждением». Следовательно, конкретизация этой позиции для образовательного учреждения также должна быть отражена в Пояснительной записке учебного плана ОУ.

Этап IV: коротко и ясно: ИТОГО к финансированию.

Но это только на первый взгляд кажется, что здесь все ясно и понятно. Итак, что же это означает: итого к финансированию? Безусловно, что это — жесткая позиция в строке Примерного (базисного) учебного плана, суммирующая базовый и школьный компонент. С другой стороны, под финансированием мы понимаем всю сумму часов, включая разделение класса на подгруппы по часам базового компонента и индивидуальные занятия по школьному компоненту, которая, в свою очередь рассчитанная в тарификационной ведомости, и должна подлежать финансированию. Как же быть? Давай определимся в термине. Жесткая строка Примерного (базисного) учебного плана «Итого к финансированию» станет более точной и понятной, если ты добавишь такое ее смысловое продолжение:

Подсказка 4. И теперь, когда ты научился составлять и считать учебный план класса… J тебе предстоит составить учебные планы ВСЕХ классов в образовательном учреждении… L. А для этого возвращаемся к вопросу о структуре классов в ОУ и выписываем себе их по ступеням образования, учебным параллелям и типам классов. Например:

Определив структуру классов и уровни программ, ты получаешь полный перечень учебных планов, которые необходимо составить:

— Тепло ль тебе, девица? Тепло ль тебе, красная?
— Ты что, сдурел, старый!
(А это мой любимый диалог из к/ф «Морозко».)

А составив учебный план каждого класса, можно приступать к объединению всех данных в СВОДНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН, который будет удобен в работе над расстановкой и тарификацией:

Осваивай компьютер, что я могу тебе про все это еще сказать…

Обрати внимание на следующий пункт в разделе «Финансово-экономическое обеспечение» Московского регионального базисного учебного плана:
п. 2.4. Образовательные учреждения вправе перераспределять количество оплачиваемых учебных часов между классами внутри ступени обучения при условии сохранения общего количества часов на данную ступень и при соблюдении санитарно-гигиенических правил.
Поскольку санитарно-гигиенические правила жестко лимитируют предельно допустимую аудиторную нагрузку обучающихся, то перераспределить образовавшиеся резервные часы как дополнительный урок в другой класс или параллель одной ступени вряд ли получится. А воспользоваться перераспределением неиспользованных часов можно будет:

а) для необходимого разделения на группы по предметам, что, естественно, не увеличит нагрузку обучающихся, а, наоборот, будет способствовать оптимизации использования резервных часов учебного плана;
б) для включения во внеурочный блок школьного компонента в другом классе, в другой параллели этой же ступени дополнительных групп на занятия по выбору.

Главное, чтобы эти часы, коль скоро они заложены в финансировании, «работали» и приносили пользу, на деле применяя принципы индивидуализации и дифференциации образовательной программы учреждения. Но все эти перераспределения должны быть обязательно проведены либо через приказ ОУ «Об изменении учебного плана», либо отражены в Пояснительной записке к учебному плану образовательного учреждения.

Продолжение следует

Публикация статьи произведена при поддержке сайта www.SexAndThecityTV.ru. Посетив сайт www.SexAndThecityTV.ru, Вы найдете всю информацию про сериал Дневники Керри, рассказывающий историю жизни молодой Керри Бредшоу, еще до того, как она встретила своих подруг Саманту, Шарлотту и Миранду, известных по знаменитому сериалу «Секс в большом городе». К Вашим услугам как возможность бесплатно смотреть все серии сериала онлайн, так и скачать их на свой компьютер, а регулярно добавляемые эпизоды позволят увидеть самые последние экранизации практически сразу после их премьеры.

Рейтинг@Mail.ru