Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2005

Книжная полка

На "первый-второй" рассчитайсь!

В нашу редакцию почти случайно попала книжка «Муниципальная система физической культуры школьников: организационно-педагогические условия формирования» С.С. Филиппова и В.В. Жгутовой. Издание свежее, 2005 года, вышедшее в издательстве «Советский спорт». Учитывая нынешнюю актуальность вопросов, связанных с физической культурой подростков, мы решили обратить внимание директора школы (или же его заместителя), а также специалистов управлений образования на это издание.


 
Помимо анализа нынешнего состояния физического развития школьников, в книге проанализированы организационно-педагогические условия управления физической культурой школьников в ОУ. Кроме того, здесь впервые определено научно-педагогическое содержание понятия «взаимодействие при организации физической культуры школьников». Авторы монографии детально исследовали структуру досуговой деятельности учащихся и установили отношение школьников, педагогов и родителей к организации физической культуры. При этом авторы понимают, что предложенная в книге модель муниципальной системы физической культуры школьников не может претендовать на свою завершенность, и выражают надежду, что их исследования будут полезны в качестве ориентира для создания подобных моделей в других городах или регионах страны. Несомненным плюсом книги являются приложения, помещенные в конце. Это и образец анкеты для родителей, и пример типового положения о спортклубе школы. Мы же решили опубликовать тот небольшой фрагмент книги, в котором речь идет как раз об изучении структуры досуга учащихся, для которого были разработаны специальные анкеты для детей, директоров школ, учителей физкультуры и родителей. Думаем, что на этом примере вы можете попробовать сами проанализировать интерес школьников к физкультурно-спортивной деятельности, определиться со своей позицией, а также выработать план ближайших действий.

Редакция

Изучение структуры досуга школьников как основа организации физической культуры

Прежде всего нас интересовала структура досуга школьников, их интерес к физкультурно-спортивной деятельности как одного из направлений работы с детьми по месту жительства, их готовность принять участие в организации досуговой деятельности.

Анкетный опрос был проведен в восьми школах Василеостровского района Санкт-Петербурга. Было опрошено 699 школьников 6–9-х классов. Ниже мы рассмотрим некоторые полученные результаты.

…Что касается занятий спортом в свободное время, то здесь складывается следующее положение. Включенность в физкультурно-спортивную деятельность девочек и мальчиков с 6 по 8 класс увеличивается: с 38 до 40,2% и с 48,5 до 55,4% соответственно. В 9 классе процент занимающихся спортом уменьшается.

Изменение структуры свободного времени учащихся 9-х классов зафиксировано и по другим видам досуга. Одна из причин – что в 9 классе школьникам предстоит сдавать экзамены и учеба требует больше времени.

Возрастные особенности, влияющие на предпочтение в выборе видов досуговой деятельности, в том числе и на занятия спортом, необходимо учитывать при формировании муниципальной системы физической культуры детей и подростков.

Остановимся несколько подробнее на организации физкультурно-спортивной деятельности школьников.

…В таблице 1 представлены результаты, показывающие месторасположение спортивных секций, которые посещают школьники.

Таблица 1

Месторасположение спортивной секции, которую посещают школьники (в % от числа занимающихся)

Анализируя полученные данные, прежде всего следует обратить внимание на то, что школьники, как мальчики, так и девочки, занимаются спортом в разных местах. Некоторые участники опроса занимаются спортом в нескольких местах, поэтому сумма в столбцах превышает сто процентов. Нужно отметить, что серьезных различий в выборе мест занятий физической культурой и спортом у девочек и мальчиков не обнаружено. Теми и другими отдается предпочтение занятиям в спортивных секциях в школе, в детско-юношеской спортивной школе, по месту жительства и в подростковых клубах. Больших отличий в выборе мест занятий в зависимости от возраста также не выявлено.

В зависимости от возраста увеличивается процент занимающихся девочек в коммерческих физкультурно-спортивных организациях – с 5,3% в 6-м классе до 66,7% в 9-м классе.

В результате опроса установлено, что 56,6% респондентов не занимаются спортом или занимаются им редко. Для вовлечения этой категории в физкультурно-спортивную деятельность необходимо знать, что мешает школьникам заниматься спортом.

Основной такой причиной, по мнению респондентов, является отсутствие свободного времени. Ее указали в анкетах больше всего как мальчиков, так и девочек. Второй по значимости причиной, мешающей занятиям спортом, оказались занятия другими делами. В этом случае ее указали несколько больше девочек, чем мальчиков. Таким образом, две названные респондентами причины показывают, что школьники отдают предпочтение другим видам деятельности и занятиям спортом существует определенная конкуренция со стороны других видов досуговой деятельности. Сочетать занятия спортом с другими видами деятельности респондентам не удается.

В то же время значительная часть респондентов (от 10 до 26%) не задумывались над тем, почему они не занимаются спортом. А от 1,6 до почти 12% респондентов утверждают, что никто не вовлекает их в эти занятия. Значительный процент респондентов не занимается спортом, так как нет секции по любимому виду спорта. На наш взгляд, две последние причины можно отнести к пассивности родителей, друзей, педагогов школы, прежде всего учителя физической культуры, которые не подсказывают школьнику, чем и где ему лучше заниматься.

Для создания условий занятия спортом, формирования муниципальной системы физической культуры школьников нужно располагать информацией о том, где бы они предпочли заниматься спортом. Ответы на этот вопрос представлены в таблице 2.

Таблица 2

Расположение спортивных секций, где бы хотели заниматься школьники (в % от числа незанимающихся)

Из предложенных в анкете вариантов наибольший выбор получили спортивные занятия в своей школе, по месту жительства и в подростковых клубах. При этом больше мальчиков, чем девочек, хотели бы заниматься в школе и по месту жительства, а больше респондентов среди девочек 7-го и 9-го классов отдали предпочтение занятиям в подростковом клубе. Таким образом, если учитывать интересы школьников, формируя их потребности в физкультурно-спортивной деятельности, то нужно строить работу по развитию досуговой деятельности детей, приближая ее к месту жительства учащихся.

При формировании муниципальной системы физической культуры школьников необходимо знать, какие виды спорта следует развивать. В анкете респондентам было предложено назвать виды спорта, которыми они хотели бы заниматься. Естественно, что на нее отвечали те школьники, которые не занимаются спортом.

…Данные показывают, что на протяжении десяти лет при опросах школьники отдают предпочтение плаванию. В нашем исследовании установлено, что респонденты, уже занимающиеся спортом, тоже хотели бы дополнительно заниматься плаванием в бассейне.

…Как показал опрос, значительный и постоянный интерес у школьниц вызывают теннис и спортивные танцы – виды спорта, которые у девочек по количеству отданных голосов заняли третье и четвертое места после плавания. Эти виды спорта активно развиваются, хорошо пропагандируются в средствах массовой информации, привлекательны своей красотой, динамичностью. В целом же у девочек первая пятерка выбранных видов спорта выглядит так: плавание, спортивные игры, теннис, спортивные танцы и конный спорт, а у мальчиков: футбол, плавание, спортивные игры, теннис и хоккей.

…Полученные в ходе опроса результаты отражают интересы школьников к различным видам спорта. Изменения, произошедшие в период с 1992 по 2002 год, позволяют говорить о том, что все больше видов спорта попадает в орбиту интересов школьников. Некоторые виды спорта, выбранные респондентами, являются новыми для нашей страны; все больший интерес проявляется к экстремальным видам спорта. Здесь необходимо подчеркнуть, что удовлетворение интереса школьников к таким видам спорта требует от физкультурно-спортивных организаций значительной гибкости и динамизма в работе. Поэтому не случайно, на наш взгляд, одной из причин желания респондентов заниматься в коммерческих физкультурно-спортивных организациях можно назвать стремление именно этих организаций идти навстречу желаниям потребителей.

Анализ организационно-педагогических условий
управления физической культурой школьников в образовательном учреждении

Анализ научной литературы, нормативно-правовых документов показал, что образовательные учреждения являются центром развития физической культуры как в учебное, так и внеучебное время. Успешность развития физической культуры школьников в образовательном учреждении определяется рядом организационно-педагогических условий. Не является секретом, что от отношения администрации образовательного учреждения во многом зависит, как функционирует система школьной физической культуры.

…С целью выяснения отношения администрации образовательных учреждений, учителей физической культуры к вопросам организации физического воспитания учащейся молодежи среди них был проведен анкетный опрос. Он проводился в двух районах Санкт-Петербурга: в Адмиралтейском районе были опрошены 21 директор школы и 24 учителя физической культуры и в Василеостровском – 23 директора школы и 35 учителей физической культуры.

В ходе опроса установлено, что в большинстве школ проблемы физической культуры школьников заслушиваются на педагогических советах в течение учебного года (см. табл. 3). Принимая управленческие решения, педагогический совет, директор школы направляют развитие физической культуры школьников в определенное русло.

Таблица 3

Регулярность заслушивания вопросов физического воспитания учащихся на педагогических советах школы, %

Еще одним органом управления в школе, способствующим развитию физической культуры и спорта среди учащихся, является методическое объединение учителей по формированию здорового образа жизни школьников и учителей. В его состав могут входить учителя биологии, химии, истории, географии, физической культуры, ОБЖ и т.д. Такие объединения не только взаимодействуют в ходе решения главной задачи по формированию здорового образа жизни детей и взрослых, расширяя в этих целях межпредметные связи, но и способствуют развитию физической культуры и спорта во внеурочное время как важные составляющие укрепления здоровья. В ходе опроса были получены результаты, представленные в табл. 4, показывающие, насколько целесообразно, с точки зрения респондентов, создание такого методического объединения в школе.

Таблица 4

Мнение респондентов о целесообразности организации в школе методического объединения по формированию здорового образа жизни учащихся и учителей, %

Из содержания таблицы видно, что учителя физической культуры в большей степени, чем директора школ, заинтересованы в создании таких объединений. Вместе с тем ряд директоров и учителей не видит в этом необходимости вообще.

На наш взгляд, каждая школа самостоятельно определяет целесообразность существования методического объединения по формированию здорового образа жизни детей и взрослых. Но объединение усилий учителей в таком важном деле, как формирование здорового образа жизни детей, нам кажется, необходимо.

Помимо роли администрации, педагогического коллектива успех развития физической культуры школьников, на наш взгляд, зависит от социального окружения, в первую очередь от родителей детей. Одной из форм участия родителей в физическом воспитании детей может служить их включенность в организацию и проведение школьных физкультурно-спортивных мероприятий. Опрос директоров и учителей физической культуры показал, что родители учащихся начальной школы чаще принимают участие в организации и проведении данных мероприятий, чем родители учащихся средней и основной школы. Причины такого положения требуют специального исследования, но можно заключить, что по мере взросления детей роль родителей в их физическом воспитании заметно уменьшается.

Еще один очень важный аспект был изучен в ходе анкетного опроса директоров школ и учителей физической культуры – это социализация ребенка средствами физической культуры и спорта.

…Более эффективному включению детей и подростков в сферу физической культуры и спорта, приобщению к их ценностям будет способствовать, на наш взгляд, создание или, точнее, возвращение в образовательные учреждения таких организационных форм, как общественные объединения физкультурно-спортивной направленности, например спортивные клубы.

…Однако хорошо известно, что любая идея, насаждаемая насильно и «сверху», обречена на отторжение. Поэтому в нашем исследовании мы предприняли попытку изучить отношение к этому вопросу со стороны участников образовательного процесса в школе. Опрос, проведенный среди директоров школ и учителей физической культуры, показал, что респонденты неоднозначно относятся к организации детского общественного объединения физкультурно-спортивной направленности (см. табл. 5).

Таблица 5

Отношение к целесообразности создания в школе детского общественного объединения физкультурно-спортивной направленности, %

Если две трети опрошенных директоров школ видят в создании названных объединений необходимость, то такого же мнения придерживается только одна треть учителей физической культуры. Вместе с тем категорически против создания таких объединений выступает незначительная часть респондентов школ и 54,2% учителей физической культуры не определились в своем отношении к данному вопросу. Эта категория, на наш взгляд, требует более обстоятельного разъяснения задач и направлений деятельности рассматриваемых объединений, чтобы у директоров и учителей сложилось более четкое представление о них.

Еще одним важным обстоятельством, влияющим на развитие физической культуры школьников, является учет причин, препятствующих детям заниматься, в частности, массовым спортом.

В анкете респондентам было предложено высказать свое мнение о том, что мешает учащимся школы заниматься спортом.

Мнения директоров школ и учителей физической культуры по данному вопросу несколько различаются. С точки зрения руководителей образовательных учреждений, основной причиной, мешающей учащимся заниматься спортом, является отсутствие кадров. Почти 62% респондентов данной категории назвали эту причину. А среди учителей таких оказалось 29,2%.

И директора, и учителя физической культуры назвали одной из основных причин, существенно тормозящих развитие школьного спорта, отсутствие спортивного инвентаря и оборудования – 57,2% и 45,8% соответственно. Еще одной причиной половина учителей физической культуры и треть директоров школ считают отсутствие свободного времени у учащихся.

Следует обратить внимание на то, что каждый четвертый учитель физической культуры, который все-таки ближе к школьнику, чем к администрация, отметил пассивность учащихся к спортивным занятиям. В то время как только около 5% директоров отметили эту причину в качестве препятствующей занятиям спортом.

Почти каждый пятый из опрошенных директоров школ отметил недостаточную организаторскую работу педагогического коллектива, не способствующую эффективной физкультурно-спортивной деятельности школьников. Повышение уровня организационной работы среди педагогического коллектива, на наш взгляд, можно рассматривать как важный фактор совершенствования деятельности в этом направлении.

Рейтинг@Mail.ru