Урок на Марсе
У проектной деятельности в московской средней общеобразовательной школе № 1129 счастливая судьба. Проекты здесь полюбили сразу и, видимо, навсегда. Скоро школа отметит двадцатилетие, и почти все эти два десятка лет – год за годом, проект за проектом – выстраивалась совершенно особая система обучения.
Сегодня в нашей рубрике «Технологии» опыт этой школы покажет, в чем помогают проектные технологии; где их можно применять; какие требования выдвигаются к педагогическому коллективу и ученикам и как в общем виде должен выглядеть любой проект.
«Я вижу, что им это по душе»
«Наша задача – научить учиться», – считает заместитель директора по УВР школы № 1129 Марина Сельденкова. Сегодня мало вооружить учащихся знаниями. А работа над проектом позволяет школе решать новые, поставленные ей современной жизнью задачи. Ученик учится самостоятельно приобретать знания и использовать их для решения новых познавательных и практических задач. Кроме того, в ходе проектов приобретаются коммуникативные навыки и умения, так как работа идет в разнообразных группах и исполняются разные социальные роли (лидера, посредника, исполнителя и т. д.). Дети овладевают практическими навыками исследовательской работы: собирают необходимую информацию, учатся анализировать факты, рассматривая их с разных точек зрения, выдвигают гипотезы, делают выводы и заключения. Что касается осуществления проектов с другими странами, то не обойтись как минимум без знания иностранных языков.
Проектное обучение активизирует деятельность школьников, потому что оно личностно ориентировано; по мере выполнения работ возрастает степень увлеченности; помогает учиться собственный опыт и опыт других; приносят удовлетворение результаты своего труда.
Проектная деятельность – вещь универсальная. Ее с успехом можно распространить на учебный процесс, внеклассную работу, экстернатное обучение и проведение итоговой аттестации.
Начнем с применения проектов на уроках.
Наталья Орлова – учитель английского языка. Работая с младшими школьниками по проекту «Сказка на английском языке», Наталья Владимировна отмечает, что ребята легче осваивают иностранную речь, инсценируя тексты, готовя открытки, поделки, сравнивая через Интернет свои «языковые» силы с навыками сверстников из тех стран, где английский язык тоже является иностранным:
– Мы с коллегами начинали свою проектную деятельность с изучения того, что подходит для детей этого возраста – все-таки знания пока небольшие. Решили действовать на основе обычного учебника для начальной школы. Потом обсудили это с ребятами. Предложили и родителям на собрании. Те одобрили: «Путь попробуют наши ребята…» Мне кажется, проектная методика позволяет ученикам применить на практике те знания, которые они получают на уроках, развивается фантазия, самостоятельность. Я вижу, что им это по душе.
Проект «CASIO» – школьный калькулятор» – проект для средней и старшей школы. Он развивает интерес к предмету через игровые формы работы, учит обосновывать факты, обеспечивает сознательное усвоение материала. Вот только один урок с использованием калькулятора: задача о вкладчике, который подсчитывает начисленные проценты; определение высоты кабинета с использованием подобия треугольников; составление режима дня для своего возраста с подсчетом калорий, затраченных за день… Интересно, что у учителя на контроле оказывается не только степень усвоения материала, но даже информация о том, когда у каждого ребенка в течение урока наблюдался самый высокий интерес к происходящему согласно специальному «графику интереса».
Проект по исследованию планеты Марс «Дети в космосе» – урочно-внеурочный. Он проходит через такие предметы, как астрономия, физика, информатика, история, экология и литература. После школьных занятий Марс продолжает тревожить пытливые умы: дети готовят сайты, участвуют в общешкольных конференциях и видеоконференциях с зарубежными партнерами по проекту, ездят на «круглые столы» за границу. Одним словом, не упускают что-либо редкое и интересное, в том числе наблюдение в интернет-телескопе города Санда-Сити в момент приближения Марса на самое близкое расстояние к Земле.
Воспитание детей в школе тоже ведется с помощью проектных методик.
Названия проектов для учеников 5–11 классов говорят сами за себя: «Ветеран живет рядом», «Судьба семьи в судьбе страны»…
По мнению педагогов, мощное воспитательное воздействие на детей оказывает программа «НАЛТОКС». С начальных классов до выпускных учитель биологии ведет проект по позитивной профилактике наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения. К примеру, на занятиях отрабатывается навык отстаивать свое мнение, сказать слово «нет». И не всегда это «нет» адресовано наркотикам. Случаи для занятия выбираются, так сказать, на злобу ученического дня: отказать в списывании математики или в прогуле урока…
Есть проект «Шаг в будущее». Его ведет психолог. Здесь ребята работают над выбором наиболее правильного для них профессионального пути.
Проект «Памси», который сейчас получает в России большое распространение, пришел из Америки. Это психологическая программа для детей, только пришедших в школу. Малышей учат жить в коллективе, правильно реагировать на замечания, владеть собой… Американская методика благодаря сотруднику московской школы № 1129 получила измененное воплощение, став авторской методикой психолога из России, и вошла в учебный план.
Ученики всей школы, педагоги, технический персонал и родители подключены к проекту «Моя безопасная школа». Он призван сделать школу и школьную жизнь безопасной, сохранить жизнь и здоровье всех, кто учится и работает в школе, их родных и близких.
Последние несколько лет учащиеся школы из 9-х и 11-х классов все более активно выбирают проект как форму итоговой аттестации. Проекты бывают по отдельному предмету (география, астрономия, физика, история, биология, иностранный язык и др.) и интегрированные (например, география–информатика, когда учебная задача представляется с учетом современных информационных технологий, чтобы аудитория ее лучше восприняла).
Учителя требуют от учеников демонстрации понимания выдвинутой проблемы, анализа поиска решения и влияния различных факторов на ход работы над проектом. Педагоги уверены: все это готовит ребят к будущей жизни, где проблемы возникают очень сложные.
Помимо этого, полностью подтверждаются исследования ученых, согласно которым дети, слушая учителя, запоминают до 30 процентов информации; после конспектирования – до 60 процентов, а после подготовки к публичному представлению в виде сайта или доклада в памяти остается около 90 процентов информации.
Дать прочные, глубокие знания по каждому предмету и чтобы при этом выпускник школы не страдал от перегрузки – невозможно. В межпредметных проектах и интегрированных курсах школьники учатся находить общие моменты в разных предметах.
Уже упоминавшиеся «Дети в космосе» – проект из этого числа.
Проект «Современная политическая карта мира» связал географию, обществоведение и информатику.
Учитель французского языка и географии Татьяна Косенкова объединила в проекте «От замков Чехии и Франции к дворцам России» географию, обществоведение, МХК и информатику:
Директор Алла Шушковская:
«Все начинается с учителя…»
|
|
– Приятно работать с мотивированными детьми, – признается Татьяна Владимировна. – Но проекты – эта та уникальная возможность, которая предоставляется учителю, дать шанс любому ребенку проявить языковые, творческие или технические способности. Младшие школьники рисовали картинки, разыгрывали сценки. Учащиеся средней школы писали творческие работы, переводили, составляли словари, участвовали в видеоконференциях с иностранцами.
Кстати, о возрастных ограничениях участия в проектной деятельности. Их попросту нет. Скажем, в единый проект вовлечена вся школа, тогда как те же самые дети участвуют и в других проектах, но уже разделившись по возрастным группам.
Тематика проектов может касаться теоретического вопроса школьной программы с целью углубления знаний, с учетом учебной ситуации по предмету, интересов и способностей учеников. Иногда тема предлагается самими учениками – при этом они ориентируются как на чисто познавательные, так и на творческие, прикладные интересы.
Хорошая традиция
…В 1988 году, когда ни о какой моде на проектную деятельность и речи не шло, школа № 1129 попала в советско-американский эксперимент «Школьная электронная почта», проходящий в нескольких школах Москвы и учебных заведениях одного американского штата. Электронная почта тоже не имела такого широкого хождения, как сейчас, и являла собой первые разработки в этой области. Тем не менее уже на следующий год школьники приступили к проекту по защите лесов, который впоследствии был успешно завершен.
Параллельно с этим проектом с конца 80-х годов в школе разрабатывались и реализовались экологический, исторический, спортивный, туристический, художественный, литературный проекты, видеопроект, проект по иностранному языку, «Памси» и др.
К началу нового тысячелетия хорошая традиция у школы не иссякла:
«Лего-проект» – 1–4 классы,
«Сказка на английском языке» – 4-й класс,
«Памси» – 1–4 классы,
«Электронный атлас растений московского района Крылатское» – 2–4 классы,
«От замков Чехии и Франции к дворцам России» – 2–10 классы,
«Культура народов мира» – 7–10 классы,
«Дети в космосе» – 2–11 классы,
«Природные катастрофы» – 8–10 классы,
«Экологический проект» – 8–10 классы,
«Международный молодежный парламент» – 8–9 классы,
«Умей сказать «нет» – 1–11 классы,
«Casio» – школьный калькулятор» – 5–10 классы,
«Шаг в будущее» (осознанный выбор профессии) – 9 класс,
«Нам дороги эти позабыть нельзя» – 5–11 классы,
«Судьба семьи в судьбе страны» – 5–11 классы,
«Ветеран живет рядом» – 5–11 классы,
«Я снимаю кино» (проект по созданию фильмов) – 10–11 классы.
«Мы от спроса задыхаемся!»
Проектная деятельность началась в школе с международного общения. И с тех пор оно не прекращается. Япония, Тайвань, Индия, Иран, США, Словакия, Турция, Италия, Великобритания, Австралия – неполный список стран, выступающих партнерами по образовательным проектам.
Колоссальный импульс проектная работа получила, когда школа включилась в IEARN (International Education and Resourse Network) – образовательную ресурсную программу в Сети www.iearn.ru.
Непременный атрибут международных проектов – видеоконференции. Самые первые из них – в 80-е гг. – назывались люмофонными конференциями. В память о том времени в школе решили сохранить раритетную технику – люмофон. Связь осуществлялась посредством телефона и модема, статичное черно-белое изображение выходило на маленький экран, а высокая себестоимость не позволяла общаться столько, сколько хотелось.
Теперь, в век высоких технологий, видеоконференция в школе – будничное явление: в последние годы их проводилось по две в год, а сегодня – по 3–4 в неделю.
На какие цели они направлены?
– Мы учим их общаться на иностранном языке, – рассказывает заместитель директора по внеклассной и внешкольной воспитательной работе Ольга Прохоренко. – Даже для учеников, которые хорошо говорят на нем в классе, первый контакт с носителем языка – шок. Помню, заговорили иностранцы с одиннадцатиклассниками, а у тех ступор. Поначалу заставить детей отвечать на вопросы трудно. Но постепенно это проходит. Встречи у старшеклассников бывают на очень серьезные темы. Когда я первый раз увидела перечень предлагаемых тем, меня как учителя иностранного языка охватил ужас, потому что рассуждать на английском языке о терроризме, чеченских проблемах может не каждый старшеклассник. Например, американцы проявили огромный интерес к убийству Масхадова. Наши дети держались достойно. А проводить видеоконференцию ради самой видеоконференции, не в рамках какого-то проекта, – неразумно да и быстро надоедает.
Педагоги школы хорошо изучили детскую психологию и знают, что для младших школьников переписка через Интернет не так привлекательна, как для старшеклассников. Им нужно что-то предметное: они без ума от игрушек, открыток, приходящих к ним от друзей из-за рубежа. Видеоконференции тоже «предметны» – детям видны реальные партнеры.
Иногда общение приводит к серьезным проектам. В другой раз – к самым простым: недавно учительница английского языка итальянской школы предложила поговорить на темы, которые в данный момент изучались на уроке: культура двух стран, еда и одежда.
– Технически осуществить видеоконференцию просто, если не сказать примитивно, – уверяет Ольга Эдуардовна. – Почти в каждой школе найдутся камера, кабельное соединение (модем все-таки затрудняет связь) и выход на экран. Правда, возникает такой неприятный момент: подготовились, собрались, а со связью проблемы. Обидно… Но мы к этому готовы.
Партнеров школа ищет через сайт www.global-leap.com . Зарегистрировавшийся пользователь получает доступ в базу данных. Вариантов работы два.
Можно задать необходимые параметры и получить список школ, которые занимаются той же тематикой, что и ваша школа. После чего связаться с координатором, договориться о теме и начать работать.
Второй вариант – оставить свои данные: рассказать о школе, проектах и описать, каких партнеров вы ждете.
– Пока школ из России зарегистрировано мало, а спрос по видеоконференциям большой, – советует обратить внимание Ольга Прохоренко. – Мы не успели зарегистрироваться, а нас сразу попросили о трех видеоконференциях. Скажу честно: мы от спроса задыхаемся! Для общения нужно время, незанятые дети, соответствующая работа.
Статья подготовлена при поддержке компании «Объединенные Технологии». Если вы решили приобрести сварочный аппарат фирмы «fujikura» волоконно-оптических линий связи, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Объединенные Технологии». На сайте, вы сможете приобрести сварочный аппарат fujikura fsm 60s, по оптимальной цене. В компании «Объединенные Технологии» работают только высококвалифицированные сотрудники по строгим стандартам качества.
Нет проблемы – нет проекта
– Мы обычная общеобразовательная школа, – говорит директор Алла Абрамовна Шушковская всем тем, кто пытается отыскать причины успеха в неком особом статусе учебного заведения. – Просто мы работаем во имя детей. И это тем более успешно, чем более целенаправленно, системно проводится педагогическое руководство.
Об этой позиции узнает любой зашедший в школу: при входе взгляд сразу падает на стенд с фразой: «Все начинается с учителя» (а в школе № 1129 «все начинается» с «Отличников просвещения РФ», «Почетных работников общего образования РФ», «Заслуженных учителей РФ», победителей конкурса профессионального мастерства).
Использование проектной технологии, с одной стороны, предполагает отход от авторитарного стиля обучения. С другой – хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. А для этого учитель должен:
– владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельность работы учащихся;
– уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
– устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом, деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
– уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
По опыту школы, нельзя войти в класс и объявить: «Сегодня мы начинаем использовать в учебном процессе проектную технологию». Учеников нужно постепенно готовить для предстоящей работы, так как для участия в проектной деятельности ученики должны:
– знать и владеть основными исследовательскими методами (поиск источников информации, сбор и обработка данных, видение и выдвижение новых проблем, гипотез и методов их решения);
– владеть коммуникативными навыками;
– уметь самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения проблемы.
Помимо перечисленных требований к участникам проекта следует добавить:
– обязательность выполнения заданий в указанные сроки;
– взаимопомощь в работе;
– равноправие и свобода в выражении мыслей и идей;
– уважение чужого мнения.
Типология проектов:
– исследовательские (требуют хорошо продуманной структуры проекта, его целей, актуальности для всех участников, его социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки материалов);
– творческие (не имеют, как правило, детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается по ходу работы, но можно договориться о планируемых результатах – совместно выпущенной газете, видеофильме, экспедиции и т. д.);
– приключенческие, игровые (в таких проектах структура тоже только намечается и остается открытой до окончания проекта; участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта – литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения);
– информационные (этот тип проекта изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, а анализ и обобщение этих фактов предназначены для широкой аудитории; структура такого проекта может выглядеть следующим образом: цель проекта, его актуальность, методы получения и обработки информации, результат, презентация);
– практико-ориентированные (четко обозначенный результат деятельности учащихся прослеживается сразу и должен ориентироваться на социальные интересы участников проекта; здесь очень важна координационная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных или индивидуальных усилий в подготовке и организации презентации конечных результатов).
Если в проекте доминирует предметно-содержательный аспект, то можно спланировать следующее разделение проектов:
– литературно-творческие (совместное обсуждение книги, творчества отдельного писателя, написание литературных сочинений);
– естественно-научные (чаще бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную проблему);
– экологические (исследовательские проекты, требующие привлечения научных методов и интегрированных знаний);
– лингвистические (очень популярны, так как они затрагивают проблемы изучения родного и иностранного языков, что всегда вызывает живой интерес участников внутренних и международных проектов);
– культурологические (связаны с историей, культурой и традициями разных стран);
– спортивные (объединяет ребят, увлекающихся определенными видами спорта);
– географические (могут быть исследовательские и приключенческие, связанные с организацией и проведением экспедиций);
– исторические (позволяют исследовать самые разнообразные исторические проблемы и факты, прогнозировать развитие политических событий, анализировать развитие социальных, политических событий прошлого и настоящего);
– музыкальные (объединяют любителей музыки).
С учетом особенностей координации идет деление на проекты:
– с открытой, явной координацией (в таких проектах координатор участвует с собственной функцией, ненавязчиво направляя работу участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта);
– со скрытой координацией (в этих проектах координатор не обнаруживает себя, а выступает полноправным участником проекта).
И, наконец, по количеству участников проекты бывают личностные, парные, групповые.
В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы – нет проекта. Выбор проблемы – очень важная часть работы. Необходимо правильно сформулировать ее и сузить, рассматривая ситуацию, в которой она находится, задавая каждый раз вопрос «почему?» и сужая, конкретизируя поле рассмотрения ситуации:
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
1-й – погружение в проект;
2-й – организация деятельности;
3-й – осуществление деятельности;
4-й – презентация результатов.
Инна АЛЕЙНИКОВА
|