Сегодня все возможно.
За исключением хорошего
Уже с начала пресс-конференции «Актуальные проблемы реформирования российской системы образования» стало понятно, что самым насущным затруднением является экономическое: каких бы сторон образования ни касались вопросы журналистов, при ответах то и дело слышался звон монет, выпадающих из прорех в государственных карманах.
В информационное агентство «РИА-новости» были приглашены заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Олег СМОЛИН и ведущий научный сотрудник МГУ
им. Ломоносова Андрей КОЛГАНОВ.
Смолин и Колганов – политик и экономист, которые всегда говорят что думают. А мысли их занимает то, что они видят с позиций профессионалов.
Олег Смолин как законодатель оценил происходящее сегодня ссылками на российское законотворчество. По словам Олега Николаевича, если давать прогноз современной образовательной политике, то наиболее точно его выразят слова «сегодня все возможно, за исключением хорошего».
«В августе прошлого года Госдума, не приходя в сознание, приняла Закон № 122, – иронизирует политик. – Среди прочего закон очень сильно затрагивал интересы образования. Если давать политические оценки этой образовательной политике, то она, бесспорно, несоциальная. Закон резко ограничил социальные гарантии, которые хоть плохо, но все же действовали.
Напомню, что, в частности, этим законом был отменен мораторий на приватизацию в системе образования, компенсационные выплаты на питание для школьников, учащихся ПТУ и ссузов, льготы на проезд для малообеспеченных детей и целый ряд других законодательных актов. И это тогда, когда минимальная заработная плата в России – 720 рублей. Кстати, в московском приюте для бездомных животных на одну кошку денег отводится почти вдвое больше…»
Ссылаясь на мировой опыт, Смолин подчеркнул, что наша образовательная политика преимущественно идет в сторону, противоположную той, куда направляется образовательная политика наиболее развитых в индустриальном отношении стран.
Андрей Колганов, согласившись с этим, все же одну общемировую тенденцию считает для нас пока неприемлемой, хотя она-то как раз в России присутствует: «Да, в мире существуют тенденции, связанные с ростом и коммерциализацией образования. Но какова разница в подходах к этой коммерциализации?
Если в развитых странах коммерческая сторона образования усиливается, то уровень доходов населения там таков, что подавляющее большинство населения имеет возможность это образование получить.
Кроме того, за рубежом существует развитая система поддержки малообеспеченных учащихся: благотворительные фонды, гранты образовательных организаций, различные формы государственных субсидий и система образовательных кредитов на мягких условиях. Это, разумеется, не полноценное решение проблемы, но значительное ее смягчение.
Если мы будем применять принцип коммерциализации образования у нас в стране, где не существует такой системы поддержки, то мы фактически отсечем от высококачественного образования большую часть населения».
Объяснение тому, почему в России на образовании собираются зарабатывать, в то же время мало вкладывая в него, Андрей Колганов видит в отсутствии стратегии национального экономического развития: «Конечно, образование в первую очередь – не отрасль бизнеса, а сфера культурного воспроизводства нации, и забыть об этом – значит лишить себя полноценного общества.
Но при этом образование является и ценнейшим ресурсом роста экономики. А у нас оно рассматривается как растратчик государственного бюджета, и потому его пытаются умерить. Государство пока не имеет сколько-нибудь серьезных долгосрочных ориентиров. А соответственно не может определить и место образования в этом процессе. В результате все те, кому поручается подготовка документов по реформе образования, действуют кто во что горазд. И я боюсь, что наши реформы будут соответствовать даже не известному высказыванию Виктора Черномырдина, а фразе «хотели как всегда, а получилось еще хуже».
Инна АЛЕЙНИКОВА
|