Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2005

Школа и общество

Не сиюминутные проблемы, а стратегические задачи

Опыт создания управляющих советов в Республике Карелия и их перспективы были признаны на семинаре одними из наиболее удачных. Как понимают здесь эту проблематику? Какие видят перспективы? Об этом рассказывает региональный координатор школьных УС, советник министра по развитию образования республики Александр МИХАЙЛОВ.

– В эксперимент по созданию УС мы включились практически сразу, были на самом первом установочном семинаре. Идея УС для Республики Карелия очень близка, потому что у нас достаточно давно разрабатывается принцип общественно-государственного управления школой. Он стал первым шагом к изменению ситуации в системе образования, причем не только на уровне школы. Когда стало понятно, что одной из задач модернизации является задача демократизации школы, выращивание новых общественных отношений вокруг образовательных учреждений, а также изменение качества образования с точки зрения образовательных результатов, мы пришли к необходимости создания УС.

До тех пор, пока мы только декларируем тезис о том, что все – учащиеся, родители, педагоги – являются субъектами образовательного процесса, но не находим на шкале субъективизации реального места каждому учащемуся, родителю и учителю, субъективизация никогда не состоится. В связи с этим мы считаем, что управляющие советы – это не просто самоуправляющий орган, а такая организация, где в управление не играют, а занимаются им, выстраивая новые отношения. Причем в образовании эти новые отношения надо именно выращивать, так как извне они не придут. И одним приказом этого добиться тоже не удастся. Школа сама должна продемонстрировать образцы такого выращивания. Ведь УС берут на себя государственные функции в рамках существующего законодательства. Вот в таком контексте мы и строим свой региональный проект по управляющим советам.

В настоящее время в республике созданы УС в четырех школах. Еще есть две школы, в которых обсуждается эта идея. Возможно, нам несколько легче продвигать идеи УС, потому что масса школ в республике находится, так сказать, в проектной культуре. Например, у нас реализуется мегапроект «Взаимодействие родителей и образовательных учреждений в реализации общественного заказа на образование»; мы активно сотрудничаем по этой линии с коллегами из Финляндии.

Мы всеми силами стараемся активнее включать в жизнь школы родителей, открыть школу вовне. Сегодня говорят о потребности в образовательных услугах. Однако у наших родителей нет потребительской культуры в силу того, что они не знают своих прав, которые зафиксированы в нескольких законах, начиная с Семейного кодекса, Закона «Об образовании» и так далее. Ведь когда в школе возникают конфликтные ситуации, родители зачастую просто не знают, что можно перейти в правовое поле и разрешить эту конфликтную ситуацию.

С другой стороны, мы и школы готовим к тому, чтобы они могли гибче и быстрее перестраиваться под общественный заказ. У школы должна быть возможность маневрировать внутри учебных планов за счет школьного компонента, дополнительных образовательных услуг. Естественно, что не все школы могут предложить большой спектр услуг: ведь образование не находится в сфере одной школы. Каждая школа является носителем нескольких образовательных программ. И если школы будут взаимодействовать в сети согласно определенным нормативным положениям, все от этого только выиграют. Эту мысль мы тоже сейчас пытаемся проводить через уже созданные УС.

Как позиционировать в школе управляющий совет? Думаю, самый продуктивный путь такой: надо выстроить взаимоотношения между УС и руководителем школы, найти те общие задачи, которые можно совместно решать, не выбирая при этом, кто главнее. Другое дело, что есть осторожные управленцы, и пока нет никакого регионального или федерального закона об УС, а есть одни рекомендации министерства, они не станут ничего делать. Ведь как в Госдуме трактовался вопрос о появлении УС? Вот у вас в школе появится УС, и он будет решать вопрос о вашей компетенции и ставить перед учредителем вопрос, работать вам директором или нет. Понятно, что многие боятся такого подхода.

Однако УС – это хороший ресурс, потенциал. Ведь директор не может и не должен быть и педагогом, и финансовым менеджером, и правоведом, и в случае правильной работы и подходов никаких проблем возникнуть не должно. Разумеется, пока шишек не наделаешь – ничего не получится, но бояться УС не стоит.

Разграничьте полномочия между УС и собой как директором школы, оставьте оперативное управление за школьной администрацией, объясните своему совету, что он не должен заниматься мелкими, сиюминутными вопросами, что он должен браться за решение стратегических задач. Вы увидите, насколько интереснее, легче и одновременно насыщеннее станет ваша директорская жизнь.

Материал подготовила Яна САРТАН

Рейтинг@Mail.ru