Управляющий совет: «крыша»
или партнер?
На семинар «Управляющие советы
общеобразовательных учреждений: первые
результаты и перспективные задачи»,
состоявшийся в столице, собрались директора школ
и председатели управляющих советов из пяти
регионов России, а также Москвы и Московской
области.
В числе вопросов, вынесенных на обсуждение,
значились следующие: обсуждение хода
эксперимента по становлению управляющих советов
(УС), анализ практики первых УС, их проблем и
выявление интересных прецедентов.
Полгода
работы по созданию и развитию деятельно-
сти УС в семи пилотных регионах показали, что они
постепенно включаются в процесс управления
школой, осваивая отведенное им поле
деятельности. При этом с каждым следующим шагом
УС все лучше понимают свои возможности, меру
ответственности и осознают свою полезность.
Наша газета не раз обращалась к теме
управляющих советов («УШ» № 38/2004, № 1/2005). Все наши
публикации свидетельствовали о том, что советы,
хотя и непросто, но находят свое место в школе. Но
особая тема –отношения УС с директором школы.
Этой проблематике на семинаре было уделено
отдельное внимание. Представителям регионов
было предложено проанализировать развитие этих
отношений на примере своей школы и оценить их
примерно по следующим критериям:
разграничение полномочий между
директором и УС;
взаимодействие в решении конкретных
задач;
допускаются ли разногласия между
директором и УС;
как УС и руководитель ОУ видят друг
друга (что УС для директора и кто директор для УС);
зоны разногласий и консенсуса (по
какой теме чаще бывают согласия и несогласия);
особенности психологии общения;
ожидаемые и неожиданные эффекты от
УС;
преодоленные страхи и опасения.
Если вы решитесь на создание УС в своей
школе, эти ориентиры могут помочь вам заранее
понять, к чему стоит быть готовым, а впоследствии
– более детально рассмотреть и скорректировать
ситуацию, складывающуюся у вас с УС.
Пока же мы предлагаем вам мнения тех,
кто уже полгода работает над созданием УС в своих
школах. О трудностях, проблемах, реальных
решениях, степени ответственности директора во
взаимоотношениях с УС, о том, с чего стоит
начинать работу в этом направлении, говорят те,
кто уже рискнул сделать первые шаги.
Владимир Дюков, родитель,
председатель УС школы № 145, г. Красноярск:
– У нас в школе весьма четко
разграничены полномочия между управляющим
советом (УС) и директором школы. В нашем
управляющем совете директор не является
руководителем, мы полностью самостоятельны. Но
когда мы только принимали решение о создании УС,
то провели массу встреч и совещаний с директором
и решение об УС принимали вместе.
На сегодняшний день в нашем УС 18
человек, из которых: 6 родителей, 3 учителя, 3
школьника, директор школы, представитель
учредителя и 4 кооптированных члена. При этом
учащиеся имеют право полного голоса при
голосовании.
Мы довольно быстро поняли: управляющий
совет не тот орган, который должен решать мелкие
задачи. Осознав, что представляем собой именно
орган стратегического управления школой, мы
создали несколько комиссий: по политике и
стратегии развития ОУ, финансово-хозяйственную,
согласительную и информационную. В наших
ближайших планах – разработка трех программ:
краткосрочной на следующий учебный год,
среднесрочной на два года и долгосрочной – на
пять–десять лет вперед.
При этом, как нам кажется, отношения УС
с директором школы можно выстраивать, выяснять и
т.д. У нас они именно складывались. Складывались
благодаря тем общим делам, которые мы проводили
вместе с директором.
Александр Седельников,
председатель УС школы № 143, г. Красноярск:
– Наш УС не претендует на выполнение
работы директора школы, не считает себя
организатором и руководителем школьной
деятельности. УС ищет и разрабатывает такие
нормы деятельности системы школьного
управления, взаимоотношений участников
образовательного процесса в школе, которые
разворачивают школу в направлении развития.
На данный момент наши школьные
управляющие считают отведенное уставом школы
поле своей компетенции достаточным для
планирования развития школы, мотивации всех
участников образовательного процесса и для
непрерывного контроля развития с точки зрения
коллективно выработанных целей.
Любовь Овчаренко, директор
основной Суоярвской школы, Республика Карелия:
– Пока говорить о каких-то
значительных эффектах от управляющего совета не
приходится. Мы начали работу по созданию
управляющего совета с единственного вопроса,
адресованного родителям: что нужно улучшить в
школе, чтобы вашему ребенку было интереснее
учиться? Мне было любопытно, чем готовы управлять
наши родители. В результате выяснилось, что в
основном они готовы взять на себя решение
проблем материально-технического обеспечения, а
также досуга.
Пока наш управляющий совет
представляет собой бабий батальон, как я его
называю. Но тем не менее первое большое дело мы
для себя наметили. Дело в том, что наша школа была
построена 1938 году и мы до сих пор живем с
выносными туалетами. Понятно, что для всех – и
учащихся, и педагогов – это крайне неудобно.
Поэтому первый шаг будет сделан на ниве ремонта и
создания в школе нормальных гигиенических
условий.
Что касается разногласий, то
единственное, чего я боюсь как директор, так это
непоследовательности со стороны федерального
Минобразования. Мы часто переживаем его
скоропалительные решения: сегодня министерство
внедряет, а завтра забывает. Мы-то, работающие в
школе, к этому привыкли, а вот как родители
отнесутся к непоследовательным шагам со стороны
министерства, не знаю.
Лариса Устинова, директор лицея №
26, г. Подольск, Московская область:
– Когда нас в октябре 2003 года
пригласили на российско-британский семинар по
созданию управляющих советов, я, честно говоря,
думала: а нужно ли мне это? Потому что вот уже 15
лет в нашей школе продуктивно работает совет
председателей родительских комитетов и совет
старшеклассников. И все-таки, мы решили пойти на
эксперимент. В нашем УС 23 человека, хотя и совет
старшеклассников, и совет председателей
работают по-прежнему. Два человека – президент и
вице-президент совета старшеклассников – вошли
в УС. Туда входят и 11 родителей – по одному
представителю от каждой параллели, а также
четверо учителей, трое кооптированных членов
(наши выпускники).
Я провела работу по объяснению смысла
деятельности УС. Сначала объясняла по
громкоговорящей связи в школе, потом ходила по
параллелям с разъяснениями и обращениями к
родителям. У нас очень большая школа, бывают
выпуски по 200– 230 человек. И именно потому, что
школа огромна, мы не могли собрать общее
собрание. Каждая параллель выдвигала своего
кандидата.
Тем директорам, которые только
начинают работу по созданию УС, хочу сказать, что
надо набраться терпения и в первое время
выступать в роли учителя: у родителей есть масса
идей, но большинство из них не понимают школьной
жизни в целом, не разбираются в финансовой
стороне вопроса. И я каждый вечер понедельника
провожу разъяснительную работу.
Но польза от УС определенно есть. У нас,
например, в городе была дана установка, чтобы
школу охраняло только одно охранное предприятие
– «Витязь», которое берет за одного ребенка 45
рублей в месяц. Мы же пока берем по 30 рублей и за
счет этих денег и дохода от платных
образовательных услуг можем себе позволить и
видеокамеру наблюдения, и «тревожную кнопку», и
тройные входные пластиковые двери. Я пояснила,
что сама такие вопросы не решаю, а решает их у нас
в школе УС, и пригласила инициаторов нового
решения на заседание УС. В ходе заседания члены
УС отказались переходить под охрану «Витязя».
Таким образом, данный вопрос был закрыт, и
сегодня наши родители по-прежнему платят по 30
рублей, а многим школам в городе пришлось
подчиниться и нанимать охрану в «Витязе». В
общем, для меня УС – это «крыша»!
Тамара Мещерская, директор лицея
«Дубна», г. Дубна, Московская область:
– Нашему УС всего полгода. По своему
опыту могу сказать, что в школе обязательно надо
определить место для постоянных заседаний
совета, где могут храниться необходимые
документы, бумаги, законодательные акты. Вторая
вещь, которую я сделала, – пригласила юриста,
чтобы он провел консультацию для всех членов УС.
После этой встречи были разрешены многие
практические вопросы. Третий мой совет
директорам – уделять большое внимание
предварительному отбору членов в УС. Чем
скрупулезнее будет проделана эта работа, тем
легче будет работать впоследствии.
Пока благодаря деятельности УС у меня
появилось ощущение стены за плечами. Я чувствую,
если в школе планируется какое-то грандиозное
или важное мероприятие, одна я не останусь и
сообща с УС мы решим все вопросы.
|