Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2005

Опыт

Часть II
Объекты управления образовательным учреждением,
или Беспокойное хозяйство-2

Начало см. № 2–9, 13–21, 23, 33–37, 39, 42–46/2004; № 1–6/2005

Теперь о том, что так пугает руководителей ОУ – об АНАЛИЗЕ УРОКА. Этому вопросу посвящено много интересной и нужной научно-методической литературы.

Обязательно читай ее и не думай, что это — «методички для завучей»: это для тебя та же литература по работе с кадрами, только по теме «Методическая работа».

Конечно, для тебя, учителя определенного предмета, будет неимоверно трудно анализировать «противоположный» тебе по духу, стилю, содержанию, преобладающим формам занятий урок по другому предмету. Как быть в этой ситуации? Вот тут-то и наступает звездный час дидактики и психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. Ничего не будет зазорного в том, что ты, как специалист другой отрасли знаний, не сможешь проанализировать методическую составляющую урока, это сделают без тебя председатель методического объединения или другой коллега-предметник, но если твое мнение о дидактическом и психолого-педагогическом обеспечении не услышит учитель, значит… тебе пора этому серьезно учиться.

Бытует мнение, что анализ урока подобен препарированию…

Конечно, если поэтический образ урока как сердца образовательного процесса разбирается нами с анатомической точки зрения, то такое мнение имеет основания. И подобно врачу, знающему работу этого органа не по поэтическим строкам и приносящему реальное исцеление больному, руководитель, соприкасаясь с сердцем школы – уроком, должен помимо поэтики и красоты увидеть его реальную работу и жизнеспособность. Поэтому «препарирование урока», которым мы занимаемся, разбирая сущностные дидактические основы, становится для нас необходимым действием, поскольку, проверяя на эффективность каждый элемент урока, мы должны способствовать улучшению его работы.

И коль скоро прозвучало слово «элемент», значит, мы вновь используем понятие «система» и «системный подход» к педагогическому анализу урока, для которого уже известная нам схема приобретает такое толкование:

а цель урока — это те РЕЗУЛЬТАТЫ, которых мы планируем достичь на данном уроке, используя дидактические, методические и психологические приемы:

И с учетом таких походов при педагогическом анализе урока ты, как руководитель образовательного учреждения, просматриваешь урок сквозь призму дидактических проблем, связанных с технологической подготовкой педагога в части структурирования урока, т.е. выделения не только в своем плане, но и по ходу урока четких, целевых, взаимосвязанных элементов (этапов).

Воспользуемся известной и проверенной годами технологией системного подхода к педагогиче¬скому анализу урока Ю.А. Конаржевского, выделяющего узловые этапы комбинированного урока и «кассеты типов уроков»:

И тогда при педагогическом анализе в первую очередь выявляются цели урока, которые стали основанием отбора именно этой модели урока, содержания учебного материала, основных методов и форм его реализации. Когда цели ясны и выбранная модель урока им соответствует, предстоит поэтапный «разбор полетов», поскольку каждый этап несет определенную, только ему присущую функцию на уроке.

Обращай внимание не только на формальное наличие этапов урока, сколько на логику и взаимосвязанность этих элементов, поскольку именно этот «педагогический узор» делает ткань урока прочной. И переходы от одного этапа к другому должны быть ясными и, главное, нужными детям. Поэтому часто употребляют такой термин – «актуализация этапа», когда педагог, объясняя детям, что предстоит сделать сейчас, во-первых, дает им целевую установку к деятельности, а во-вторых, актуализирует их знания, умения и навыки, необходимые для предстоящей работы.

Итак, разбор полетов мы продолжим, проверяя, эффективно ли срабатывают основные элементы нашего сложного механизма урока:

Таким образом, эффективность урока в оценке его руководителем будет зависеть не только от качества отбора учителем содержания учебного материала и адекватности методов и форм, применяемых на этом уроке, не только от того результата усвоения знаний, который показывают обучающиеся, но и от затрат ресурсов участников образовательного процесса. А именно этот аспект становится основным, например, в решающей борьбе с перегрузкой учащихся.

Сериал «Гримасы директорских будней»

Предлагаю так хорошо известные и повсеместно встречающиеся эпизоды «эффективности» трех из возможных этапов комбинированного урока:

Этап 1. Организационный:

— В начале урока опаздывают дети, опаздывает учитель (?!!!)… 10 минут решаем, кто должен привести доску в порядок, кто отсутствует и по какой причине, собираем тетради с домашним заданием, раздаем тетради с оценками, на проявление интереса к получаемой оценке прибавим еще 3–4 минуты…

Итого 13–14 минут, при этом организационный эффект а 0, а затраты временных ресурсов составляют 28–30% от реального времени урока.

Этап 2. Проверка домашнего задания:

— Быстренько за 15 минут напишем самостоятельную работу по материалу домашнего задания…

Встречные вопросы детей:

— А оценки за предыдущую самостоятельную?

— Когда проверю, тогда и скажу…

Итого 15 минут, при этом обучающий эффект а 0, поскольку дети не имеют возможности проверить правильность своих учебных действий, ведь результаты предыдущей работы еще не ясны, а результаты этой работы будут им известны позднее.

— У доски работает три ученика, два ученика пишут на первой парте тест, с одним учеником учитель беседует по материалам домашнего задания, остальные… имеют «счастливую передышку» в 15 минут.

Итого 15 минут, при этом обучающий эффект будет порядка 20% (из расчета на шестерых учащихся из 30), а для остальных, чье внимание этим этапом урока не потревожено, а 0. Так что КПД этого этапа не будет больше 60%.

Этап 3. Информация о домашнем задании:

— Параграф такой-то и такой-то. Ничего, что мы одну тему разобрали, а другую не успели… Это вам как самостоятельное опережающее изучение… Упражнения такие-то, такие-то… Письменно! Я проверю!

Итого 1 минута. Но кто посчитал при этом временные затраты детей, которые вечером другого дня, перезваниваясь по телефону, уточняют параграфы и упражнения; затем читают новый текст. Обучающий эффект такой «самостоятельности», конечно, имеет место, но он никак не связан с профессиональными умениями учителя, а зависит только от авторов учебника. А эффективность такого обучения… Даже не буду заниматься какими-либо расчетами… А вот тетради учащихся с домашним заданием я бы в этом случае посмотрела…

Затрачиваются силы, время, внимание, растрачивается интерес, и не побоюсь этого слова, но эксплуатируется положение ученика как «подчиненного воле» учителя, а эффективность обучения, к сожалению, не имеет даже тенденции к повышению.

Поэтому учить учителя надо целенаправленности урока, подчинению каждой минуты каждого этапа достижению той цели, которую он перед собою и обучающимися ставит. Но, чтобы время не утекало без пользы и урок был эффективен для каждого ученика, необходимо его тщательно продумывать не только как урок по предмету в параллели, а как урок для определенного класса и для конкретных детей в этом классе.

Сколько сломано копьев в дебатах между руководством и учительством о том, имеют ли право администраторы требовать план урока у учителя. Складывается ощущение, что в этих самых планах, как «иголка в яйце, что в подвешенном кащеевом сундуке», хранится святая святых – достоинство и уважение учителя! Разрубить этот конфликт можно и нормативно, и этически. Если в должностной инструкции учителя эта позиция будет отражена, приказом директора подкреплена, решением педагогического совета утверждена… За годы работы наблюдения по данному вопросу сложились две «директорские» теоремы. Есть прямая теорема, она звучит так:

И есть обратная теорема, которая на практике еще никогда ни одного директора не подводила:

Поэтому лучше будет, если ты как руководитель и твоя команда методических помощников не будете спрашивать с учителей план ради плана, а будете учить коллег работать с планом так, чтобы он стал неотъемлемой частью подготовки их к уроку, их главным и старательным помощником в деле эффективности каждого урока.

Но для того чтобы коллеги приняли управленческую установку на эффективность уроков, необходимо, с одной стороны, их этому научить, а с другой стороны, именно этот аспект выделить в позиции внутришкольного контроля как основной; для этого нужно договориться об общих чертах схемы анализа урока в образовательном учреждении.

Существует много разных и интересных моделей педагогического анализа урока. В своей практической жизни руководителя ты будешь с ними знакомиться — и когда увидишь интересующие тебя книги, пособия, и когда методист по предмету придет к твоему коллеге на урок, и когда сам на различных семинарах будешь посещать открытые уроки.

В 1988 году в Москве был проведен потрясающе интересный экспериментальный набор группы резерва руководителей образовательных учреждений для обучения с отрывом от производства на учебный год! Тридцать молодых и, как начальству казалось подающих надежды «резервистов» были посажены за парты и учились управленческому ремеслу, и восхищались управленческим искусством организатора этого курса Т.И. Шамовой и опытных директоров образовательных учреждений столицы. И для многих из нас, кто по большому счету был очень далек от тонкостей дидактики, были настоящим открытием, наряду с основными блестящими курсами по управлению школой, уникальные лекции Т.К. Чекмаревой, посвященные педагогическому анализу урока. Наши мудрые наставники, начав формирование основ деятельности руководителя с педагогического анализа урока, сумели дать нам исключительную установку на то, что школа начинается с аналитической деятельности руководителя.

Всем Мастерам подготовки управленческих кадров для образовательных учреждений, у которых мы учимся, которые умеют помочь нам в трудных лабиринтах управления найти свою путеводную нить Ариадны, кого мы помним и любим и к кому, хотя и не так часто из-за загруженности нашей жизни, приходим поделиться своими успехами!

Итак, сколько бы ни было тебе предложено вариантов педагогического анализа урока, каждый будет хорош, но ты обязательно выберешь свой, удобный тебе и твоим коллегам в работе. Но об одной общей позиции не забывай: урок дает учитель, и он его тоже анализирует; урок дается детям, и они его оценивают; урок видит директор, который должен видеть и работу учителя, и работу учащихся и всегда оценивать свою работу по анализу этого урока.

Из «простого», казалось бы, анализа урока вытекает несколько важных направлений и путей возможного изучения занятия:

Путь 1: педагогический анализ урока как дидактической системы, выбранная учителем модель которой с учетом содержательного и методического оснащения определяет достижение поставленных целей.

Путь 2: педагогический анализ урока как элемента системы повышения уровня профессионального мастерства педагога, включающего его умение конструировать занятие с учетом дифференцированных подходов к классу (группе) и индивидуальных особенностей обучающихся и анализировать эффективность урока и полученные результаты.

Путь 3:педагогический анализ урока как оценка выбранной педагогом системы коммуникаций, поле взаимодействий которой включает различные векторы: постановка системы требований, обоюдно принимаемых сторонами образовательного процесса; сорадование успехам учеников со стороны учителя и одноклассников и т.д.

Путь 4: педагогический анализ как оценка, с одной стороны, образовательного потенциала класса (группы) обучающихся, а с другой стороны, как получение обратной связи, диагностируемой непосредственно через суждения и оценки обучающихся и опосредованно через системы таких показателей, как включенность детей в решение задач урока, интерес, проявляемый ими к предмету, их «отзывчивость» на разные формы деятельности на занятии и т.д.

Сериал «Гримасы директорских будней»

Существуют в практике нашей жизни директорские «уловки», когда учитель, не проявляя особой радости от возможного присутствия «постороннего» на занятии, честно говорит, что он сегодня не в лучшей своей форме, при этом ответ директора или завуча звучит, как правило, так:

– А я не к вам иду на урок, а к детям, хочу посмотреть их работу…

Таким образом руководитель попадает, как бы помягче сказать, в глупое положение, доказывая тем самым, что в его восприятии учитель на уроке сам по себе, а дети сами по себе…

А потом на педагогическом совете будем долго пространно говорить о «необходимости повышения эффективности урока посредством качественного взаимодействия между учителем и учащимися»…

Конечно, у каждого посещения урока есть своя цель, но один из предложенных четырех возможных путей анализа получаемой информации становится первым, лидирующим, а все остальные так или иначе выстраиваются «ей в хвост». Но они все равно будут присутствовать как обязательный компонент педагогического анализа урока.

При наличии такого большого количества информации, которую получает директор во время посещения урока, и для того, чтобы картина урока была видна во всех ее ракурсах, необходимо представить себе наиболее удобную схему для фиксирования этой информации и выделения элементов ее анализа.

Здесь трудно советовать, потому что каждый, кто занимается анализом урока, записывает себе информацию в удобной для него форме. Или просто ведет протокол урока с пометками на полях, или в общей схеме этапов урока выделяет особым цветом наиболее проблемные зоны и участки урока, или разрабатывает свою схему, включающую необходимые ему к анализу элементы и конструкции.

Прими все возможные советы от опытных коллег и сделай свою, удобную тебе форму фиксирования материалов урока и ведения анализа получаемой информации.

Я же, в свою очередь, могу посоветовать тебе свой вариант.

Эх! Хорошо в стране СОВЕТОВ жить!

Схема эта большая и занимает два листа, которые необходимо соединить между собой, как разворотный лист ученической тетради. «Шапка» такой схемы представляет собой следующие важные компоненты:

Заполнение такой схемы можно вести поэтапно. Если ты в течение урока не можешь пока уверенно обозначить диагностируемые цели урока и этапов, определить соответствие содержания используемым методам и формам организации деятельности обучающихся, оценить результативность и эффективность занятия, то это вполне можно сделать при подготовке к совместному разговору с учителем по итогам посещенного урока при одном условии: протокол урока заполняется с фотографической точностью. При этом ты четко должен фиксировать два существенных аспекта и выделять в ходе урока действия учителя и действия учащихся. Это тем более важно, что при разговоре с учителем ты сможешь очень точно обо значить его проблемные зоны, поскольку, как правило, даже при детальном продумывании своего урока педагоги четко прорабатывают план своих действий, не прогнозируя действия детей.

Сериал «Гримасы директорских будней»

Частенько сталкиваемся мы с такой педагогической картинкой:

– Что случилось? Не понимаю, я же «обкатала» этот урок на 7«Б» и 7«В» классах, а в 7«А» тот же урок не получился…

Ответ простой: продумана деятельность учителя, но не были спрогнозированы действия учащихся. В 7«Б» и 7«В» классах это оказалось не столь заметным для учителя, а в 7«А» отсутствие прогноза действий детей и коррекции плана действий учителя показали очевидную необходимость такой технологии при подготовке урока.

И чтобы помочь учителю увидеть включенность детей в урок, прими еще один совет.

По ходу урока и его этапов заполняй готовую трафаретку, которая схематично изображает класс и парты, за которыми сидят учащиеся.

И тогда после урока эта схема представит собой карту включенности (или отключенности!) детей в учебную деятельность, показав которую учителю после урока ты можешь оказать ему существенную помощь, потому что, как правило, эта картинка нечетко фиксируется учителем в течение занятия. А затем нужно сравнить оценки, поставленные учащимся за работу на уроке, с полученной схемой…

А если проводить анализ результативности урока глазами детей, то заранее попроси у учителя в конце урока 5 минут на заполнение детьми такой таблицы, анализ которой станет серьезной информацией к размышлению и тебе как руководителю, и учителю для самоанализа проведенного урока:

Итак, занимаясь «препарированием» урока на составляющие, мы детально анализируем каждый из этапов урока, определяя в итоге его эффективность, учитывая и результаты, и «трудозатраты», которые становятся показателями достижения поставленной цели на каждом этапе.

И тогда алгоритм подведения общих итогов посещенного урока можно представить в таком схематичном варианте, который завершает заполненную по ходу урока таблицу:

Ну, куда нам деться от знаменитого слогана референдума: «Да! Да! Нет! Да!»?

Полученные тобою как руководителем ответы на данные вопросы по итогам урока не могут и не должны стать учителю приговором, это только твои мысли и выводы по увиденному уроку. А теперь надо выслушать мнение самого учителя, отмечая его знания и умения в части самоанализа урока. Затем по ходу разговора поправить в своей итоговой части «да» на «нет», или «нет» на «да». И уже только теперь приступить к совместному «разбору полетов».

Всегда помни о том, что «в небе», т.е. в экстремальных условиях полета, был «летчик», а ты как руководитель находился «на земле», и разбор полета должен пройти так, чтобы летчику вновь и вновь захотелось подняться в небо…

И подводя итоги темы, себе как руководителю нелишне напомнить, что все это делается не только из добрых побуждений и желания повышать уровень профессионального мастерства педагогов, но и:

ФЗ «Об образовании»,

Cт. 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения:

К компетенции образовательного учреждения относятся:

п. 4. …ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за уровень квалификации кадров.

п. 5. Организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса.

ТЕМА 1.3.
ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Трудно «взвешивать» меру ответственности, за что же больше отвечает руководитель: за обеспечение образовательного учреждения соответствующими квалифицированными кадрами или за выполнение учебных программ?

А впрочем, ряд этот можно продолжить или, наоборот, начать сначала: с нормативно-правового и финансового обеспечения, обеспечения безопасности детей и сотрудников…

Общий ответ будет здесь полностью уместен: руководитель отвечает за все в целом и за отдельные поименно обозначенные вопросы обеспечения образовательного учреждения:

ФЗ «Об образовании»:

Ст. 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения:

п. 2. К компетенции образовательного учреждения относятся:

6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;

7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;

8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков.

п. 3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников...

Воспользовавшись крылатой фразой Пушкина, приоткроем тайны обозначения следующей системы обеспечения образовательного процесса:

И коль скоро образовательному учреждению дано право самостоятельно осуществлять образовательный процесс (ФЗ «Об образовании»: Ст. 32, п. 1) в соответствии с установленными в РФ образовательными уровнями (цензами) ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФЗ «Об образовании»: Ст. 27, п. 5), мы должны тщательным образом разобраться в структуре данного вопроса, поскольку хоть самостоятельность и хорошее дело, но тогда и спрос с образовательного учреждения будет установлен по высшей планке.

В совсем незапамятные времена, хотя это и было в прошлом ХХ веке, наша система образования лишала образовательное учреждение самостоятельности не только в решении вопросов формирования программ, но и возможности самостоятельно менять сроки и темы единых для всех школ уроков по всем программам. И получалось, что от Калининграда до Магадана мы все должны были «шагать в ногу» с требованиями, спущенными сверху. И главный вопрос проверок, поэтому они и были очень частыми, заключался в определении четкого соответствия сроков и тем каждого проведенного урока, что проверялось не только по журналам, но и по тетрадям учащихся. Вот откуда нам, учителям, с одной стороны, привита стойкая аллергия к любым проверкам. А с другой стороны, мы научились за эти годы вести уроки, раскрывая детям неведомые жесткой программой смыслы, выстраивать прохождение учебного материала в соответствии с темпом, в котором нуждались дети, а писать в журнале и тетрадях (!) так, как этого от нас требовали многочисленные инспекторы. Сейчас, когда такое давление на школу снято, и образовательные учреждения получили долгожданную самостоятельность, надо помнить о совсем недавней истории и быть благодарными этому времени перемен.

Однако самостоятельность не означает анархию. И, следовательно, некий иерархический порядок в данном вопросе обязательно должен быть. И он основан на том, что:

Помнишь знаменитый диалог милиционеров из кинофильма «Бриллиантовая рука»:

— А что, если?..

— Не стоит…

— Тогда может быть нужно…

— Не нужно…

— Разрешите хотя бы...

— Вот это попробуйте, вам поручена эта операция, так что действуйте…

И поскольку нам на самом деле государством поручена организация качественного образования, мы и будем этот государственный заказ выполнять. И первым аспектом направления программно-технологичес¬кого обеспечения является определение (в рамках утвержденных в Уставе ОУ ступеней образования) структуры образовательного учреждения: параллелей, классов и групп.

ФЗ «Об образовании»:

Ст. 13. Устав образовательного учреждения:

1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:

п. 4: цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ.

Логика представляемого выбора определяет следующие пошаговые действия:

И теперь, когда в общих чертах понятны первые шаги, которые ты как руководитель должен сделать в определении программно-технологического обеспечения ОУ, приведу пример формирования структуры классов из жизни нашей с тобой любимой школы.

Для гимназии № 1514 г. Москвы это уже история. История, которая развивалась на твоих глазах. Сначала ты учился и заканчивал школу № 52 с углубленным изучением математики, а работать пришел учителем физики уже в гимназию № 1514, где на твоих глазах происходили (да и до сих пор происходят!) шумные педагогические советы по вопросу формирования структуры классов. Отставим в сторону мотивы и мотивировки всех сторон животрепещущего спора «физиков и лириков», который, кстати, в истории нашей школы не затихает уже 45 лет.

Представим себе, что на каждом этапе формирования структуры школы и классов мы делали на память фотографии, только эти фотографии будут сродни рентгену: они показывают, абстрагируясь от эмоций и воспоминаний, только структуру, своеобразный скелет опорного аппарата образовательного учреждения. Расположив эти схемы в хронологическом порядке, получаем такую историческую картину:

Преобразование структуры ОУ из школы с углубленным изучением математики шло в двух направлениях: усиления традиционного профиля с 8-го класса и создания новых классов в старшей ступени с повышенной гуманитарной подготовкой. А с 1993 года, когда школа получила статус гимназии, начались преобразования, связанные с поиском путей формирования новой структуры ОУ, адекватной задачам этого вида образовательных учреждений и выполняющей социальный заказ родителей, учащихся, педагогов:

Вот так, методом проб и ошибок, удач и прогнозов, шаг за шагом мы обретали индивидуальные черты структуры.

Теперь очередь за тобой. И от твоего отношения к пониманию этого вопроса во вверенном в твои руки ОУ зависит история нашей № 52, нашей № 1514…

Определив тип и структуру классов и групп в ОУ, мы можем приступать к следующему аспекту — программно-технологическому обеспечению организации образовательного процесса, соединив ступени образования и образовательные программы, соответствующие задачам образования каждого уровня.

ФЗ «Об образовании»:

Ст. 15. Общие требования к организации образовательного процесса: 1. Организация образовательного процесса в ОУ регламентируется:

— УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения);

— Годовым календарным УЧЕБНЫМ ГРАФИКОМ;

РАСПИСАНИЯМИ ЗАНЯТИЙ,

разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru