Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2005

Книжная полка

Калюжный А.А.
ПСИХОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ

М.: ВЛАДОС, 2004

Слово «имидж», хотя и имеет буквальный перевод – «образ», в последние годы прочно утвердилось в русском языке. Все-таки образ мы привыкли воспринимать как нечто складывающееся само собой, тогда как формирование имиджа требует кропотливой целенаправленной работы. Уже и профессия особая появилась – имиджмейкер, специалист по созданию выигрышного образа (созданию, надо думать, там, где его нет, – иначе зачем его создавать?). Услугами новоявленных экспертов уже активно пользуются политики и бизнесмены, которым жизненно необходимо отлакировать свой не слишком презентабельный образ. А нужен ли имиджмейкер учителю?

Адриан Декурсель мудро заметил: «Чтобы выглядеть приличным человеком, прежде всего нужно быть им». Перефразируя афоризм, можно сказать: «Чтобы предстать хорошим учителем, необходимо им быть». Фактически, если не обращать внимание на модную терминологию, этой многогранной проблеме и посвящена книга профессора Калюжного. И речь в ней идет не о том, с помощью каких уловок казаться тем, кем не являешься, а о том, какими достоинствами должен обладать хороший учитель и как эти достоинства следует демонстрировать.

В этом состоит главное, причем весьма выигрышное отличие данной книги от всевозможных популярных руководств по «имиджелогии». Есть и еще одно отличие, которое, увы, возможно порадует не всех. От книги на такую тему естественно было бы ожидать ее конкретно-практической направленности, но этого ожидания она не оправдывает. Автор, как и подобает серьезному ученому, всесторонне исследует поставленную проблему со ссылками на многочисленные источники, рассматривает разные составляющие учительского имиджа, однако почти не предлагает практических рекомендаций – что и как следует делать. Книга, написанная в обстоятельной академической манере, не будь у автора ученой степени, вполне могла бы быть представлена на ее соискание. Это несколько сужает круг потенциальных читателей, так как большинство все-таки заинтересовано именно в практических советах. Впрочем, вдумчивому читателю непосредственные рекомендации могут и не потребоваться – они естественным образом вытекают из всего содержания книги.

Нельзя сказать, будто практический аспект в книге отсутствует вовсе. Целый раздел, названный «Диагностика педагогического имиджа», содержит разнообразные методики самопроверки и упражнения по самосовершенствованию. Но, к сожалению, их описание не сопровождается указаниями на то, как следует расценивать данные того или иного опросника и что является успешным результатом конкретных упражнений. В силу этого эффективность самостоятельного использования предложенных методик представляется спорной. Книга адресована руководителям образовательных учреждений. Но не рассчитывает же автор, что директор школы станет проводить на педсовете психологическое тестирование или тренинг! Эти функции (если руководитель сочтет их целесообразными) правильнее поручить школьному психологу. Хотя, конечно, и директору необходимо отдавать себе отчет, что именно следует поручить, а самое главное – зачем. По прочтении этой книги он может чувствовать себя вполне компетентным в данном вопросе.

Сергей СТЕПАНОВ

Рейтинг@Mail.ru