Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2005

Опыт

Школа нового дня

«К этому направлению мы были предрасположены «генетически»

От школы ждут решения новых задач – организационных, экономических и педагогических. Только кардинальные изменения системы смогут выполнить социальный заказ – помочь ученику стать личностью, успешно адаптирующейся к постоянно усложняющейся динамике общественных преобразований.
МОУ Гимназия № 12 города Саранска всегда так или иначе отвечала и продолжает отвечать на вызовы эпохи. Ожиданий учеников, родителей, руководителей в сфере образования и сотрудничающих со школой ученых здесь стараются не обманывать. Например, в гимназии чутко уловили, какие качества личности, интересы, ценности и, конечно, знания наиболее актуальны для современных учеников. О том, как меняется в соответствии с этим школьная жизнь, нам рассказала директор Наталья ДОЛМАТОВА.

– Наталья Владимировна, в 1961 году школа № 12 первой из школ республики начала осваивать учебный план с углубленным изучением английского языка. Наверное, это во многом определило судьбу учебного заведения – тут не боятся браться за инновации?

– Тогда началось осуществление замысла создания гуманитарно-лингвистической гимназии. Понадобилось три десятилетия, чтобы появились предпосылки для перехода в новый статус, – произошло это в 1991 году. За последние полтора десятилетия были разработаны и внедрены организационные, экономические и управленческие принципы современной инновационной школы, а также концептуальные основы образовательного процесса, которые обеспечивают подготовку выпускников с универсальным языковым образованием и развитыми коммуникативными умениями.



«Перед нами, как и перед многими другими, стояли вопросы:
куда мы движемся, что такое инновационная школа?..»

Углубленное лингвистическое образование выступает не только одним из направлений реализации гимназического учебного плана, но и становится системообразующим стержнем концепции развития личности. Оно же стало основой для получения дальнейшего образования в любом направлении – гуманитарном, естественно-математическом, техническом.

– А каков новый виток инновационной деятельности?

– Несколько лет назад перед нами, как и перед многими другими, встали вопросы: куда мы движемся, что такое инновационная школа, как довести новые идеи до воплощения, какое место в инновационной деятельности должна занимать административная команда, партнеры и попечители, как добиться эффективности инновационных усилий и в чем вообще смысл инновационной деятельности?..

В последние годы научно-методической темой, над которой работает коллектив гимназии, стал коммуникативно-деятельностный подход к развитию образовательной среды. Этот подход – междисциплинарный и интегративный, поскольку он опирается на актуализацию многих знаний (философия, информатика, лингвистика, психология и т. д.). Коммуникативно-деятельностный принцип исходит из приоритета активной сознательно-креативной позиции учащегося. Его коммуникативная составляющая направлена на развитие соответствующих качеств личности гимназиста, компетенций, позволяющих самостоятельно овладевать новыми знаниями и видами деятельности, свободно общаться посредством языковых средств и современных информационных технологий.

Мировые процессы глобализации, динамизм современной общественной жизни требуют формирования у молодого поколения широкомасштабного пластичного мышления, повышения социальной мобильности, высокой коммуникативной культуры. Поэтому в образовательном процессе существенно повышается роль коммуникативной составляющей преподаваемых дисциплин.

Под коммуникативной средой гимназии мы понимаем совокупность условий, составляющих среду обитания и общения школьника с другими учащимися и педагогами посредством речевых, текстовых и компьютерных средств. Специально организованная среда является необходимым условием и средством полноценного развития языковой личности гимназиста. Впрочем, создаваемая нами среда не ограничивается школьными стенами. Гимназия находится в центре города, ее окружают образовательные, культурно-просветительские и спортивные учреждения: Мордовский государственный университет (гимназия входит в учебный округ университета), драматический и музыкальный театры, филармония, городской Центр культуры, музей изобразительных искусств, краеведческий музей, библиотеки и др. Кроме того, гимназия является многонациональным учебным заведением: среди ее учащихся русских – 71 процент, мордовцев – 20 процентов, татар – 8 процентов, что подчеркивает актуальность разработки проблемы кросскультурной коммуникации и воспитания толерантности.



«ЗУНы – только часть результата образования.
Нас ждет новая модель будущего…»

Овладение коммуникативными (прежде всего языковыми) умениями – фактор не только социальный, но и личностно значимый: он способен определить судьбу молодого человека. Поэтому одним из главных педагогических условий процесса становления гуманитарно образованной личности мы видим воспитание в ней стремления к расширению и развитию речевых и когнитивных навыков, к высокой коммуникативной культуре. Мы считаем своей задачей сформировать осознание гимназистом, педколлективом и родителями того, что способность к свободному общению посредством родной и иноязычной речи, современных средств коммуникации, присущих информационному обществу, – это необходимое условие комфортного существования личности, ее самореализации. Немаловажную роль мы отводим также высокой самооценке и стремлению к успеху в учебе и в разрешении различных жизненных ситуаций.

Коммуникативная компетентность учащегося, формируемая в рамках этой среды, отражает практическое овладение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций, умение использовать коммуникативные средства, сроить взаимоотношения с людьми.

Мы руководствуемся концепцией развития речи гимназиста как одной из ведущих видов его деятельности. Мы также считаем одним из идейных источников своего проекта концепцию диалога культур (М.М.Бахтин, В.С.Библер и др.), согласно которой языковая коммуникация рассматривается нами как диалог равноправных субъектов. Опираясь на психологическую концепцию А.Н.Леонтьева и его анализ общения как деятельности и рассматривая общение прежде всего как коммуникативную деятельность, мы считаем, что естественная и заслуживающая развития потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке.

При механистическом, авторитарном подходе коммуникация воспринимается как однонаправленный процесс передачи информации от источника информации к ее получателю. А коммуникативно-деятельностный подход, исповедуемый нами в рамках гуманистической образовательной парадигмы, меняет понимание этого явления, и коммуникация выступает как совместная деятельность (взаимодействие) участников коммуникации. Таким образом, целью коммуникативного процесса является не передача информации в одном направлении, а установление обратной связи с получателями, не воздействие, а взаимодействие.

– Назовите, пожалуйста, педагогические условия, соблюдение которых, судя по итогам вашей опытно-экспериментальной работы, способствует формированию коммуникативной компетентности гимназиста.

– Внедрение в учебно-воспитательный процесс предметов и видов деятельности коммуникативной направленности (риторика, второй иностранный язык, а также целый комплекс соответствующих спецкурсов для старшеклассников).

Также важно развитие коммуникативной направленности традиционных предметов учебного плана.

Кроме этого, совершенствование речевой культуры преподавателей гимназии.

Разработка для родителей рекомендаций по формированию коммуникативной культуры членов семьи.

И, наконец, подготовка гимназиста к жизни в условиях современного общества через овладение информационными технологиями познания и общения.

– Недавно на базе гимназии проводился семинар для директоров школ, посвященный проблемам развития коммуникативной образовательной среды в гимназии лингвистического профиля…

– Да, к нам приезжали команды педагогов, 45 директоров школ, коллеги из академической среды, работники городского управления образования…

– Видимо, опыт вашего учебного заведения, которое носит звания «Лучшая школа Мордовии» и «Школа года города», высоко ценится. Чем больше всего интересовались ваши гости?

– Спрашивали о причинах, побудивших нас выбрать данное стратегическое направление. Мы видим две главные причины.

Во-первых, это естественное для нас направление движения, мы к нему «генетически» предрасположены: лингвистическая школа самим профилем образования обеспечивает развитие коммуникативных навыков и личностных качеств.

Вторая причина восходит к социально-экономическим условиям, определяющим будущее наших выпускников, которых мы обязаны не только вооружить разносторонними знаниями, но и подготовить к реальной жизни в стремительно меняющемся мире. Наша цель – повысить адаптируемость выпускников, дать им дополнительную возможность избежать психических травм, вероятность которых повышается в новых общественных условиях. Им очень понадобится накопленный в стенах школы позитивный коммуникативный опыт.

Под коммуникативной компетенцией мы подразумеваем набор базовых способностей личности учащегося, таких, как способность использовать возможности взаимодействия с другими людьми для совместного решения учебных, профессиональных или личных проблем, способность участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем. Это также терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить компромиссы, умение соотносить свои интересы с интересами других.

Современная школа призвана формировать целый ряд компетенций (учебная, профессиональная и др.). Однако коммуникативную компетенцию мы считаем ведущей, потому что ее можно применить в любой профессии или деятельности; наряду с ней у учащегося формируются важнейшие личностные новообразования: представления, идеи, черты характера, интересы и ценности; в процессе общения наилучшим образом происходит осознание личностью своих особенностей и возможностей; кроме того, успех человека в любой деятельности вне взаимодействия с другими людьми и общественного признания теряет всякий смысл.

С этой точки зрения ЗУНы – только часть результата образования. Нас ждет новая модель будущего, в которой заложена быстрая смена технологий, а следовательно, необходимость адаптироваться к новым условиям, быть мобильным (прогнозируется, что будущему поколению придется менять свою квалификацию, переучиваться в среднем каждые 5 лет). Важным становится не столько само учение, сколько воспитание способности к учению. Не образование на всю жизнь, а образование и самообразование в течение всей жизни.

Мы осознаем вероятность критики в наш адрес. Поэтому сразу оговоримся, что, во-первых, мы не отказываемся от высокого уровня знаний, умений и навыков, а лишь заостряем внимание на том, что ученик должен уметь использовать эти знания в реальной жизни. Во-вторых, умение жить, учиться и работать сообща – это не возрождение советского коллективизма в вульгарном его понимании, а веление нашего времени, времени глобализации и поликультурности, которое заставляет приспосабливаться к условиям экономической свободы и сложной социальной динамики. Это порождает новый тип человека – более открытого, деятельного, готового к конкурентной борьбе, ответственного за свои планы и решения.

У наших коллег возникают вполне обоснованные вопросы: а в чем, собственно, заключается уникальность нашего проекта? Ведь те же самые задачи призвана решать любая школа, а компьютерными коммуникациями учащиеся соседнего естественно-математического лицея овладевают, очевидно, более углубленно.

В ответ мы высказываем несколько соображений: коммуникативная образовательная среда в нашей гимназии организована по системному принципу, пронизывает все стороны жизни, содержание образования и внеучебную деятельность гимназиста; овладение информационными технологиями у нас нацелено на формирование способности свободно и квалифицированно общаться и обмениваться информацией посредством компьютерных сетей.

Самым благоприятным периодом для формирования коммуникативной сферы личности, мировоззрения и самосознания являются отрочество и юность. Следовательно, именно в старшем звене воздействие на процесс формирования коммуникативной культуры личности наиболее эффективен. Однако опыт убедил нас в необходимости системного подхода к эксперименту, что диктует потребность в во¬влечении в процесс создания коммуникативной образовательной среды начального и среднего звена школы. В раннем и подростковом возрасте закладываются очень важные основания для формирования высокой коммуникативной культуры языковой личности гимназиста. Поэтому мы решаем проблему формирования коммуникативной компетенции последовательно, в течение всех лет обучения в гимназии, с обеспечением преемственности на всех ступенях обучения. Как показывает опыт, в случае невовлеченности в процесс остальных участников, несформированности единого инновационного коллектива инновационные усилия обречены на неудачу.

Участие в семинаре учителей-предметников и данные ими открытые уроки и внеклассные мероприятия показали, что многие традиционные предметы учебного плана имеют значительную коммуникативную составляющую. Так, в процессе изучения математики обращается особое внимание на умение мыслить логически, формулировать сложные абстрактные понятия, выстраивать классификации предметов и явлений, отделяя существенные признаки от несущественных.

Та же педагогическая установка действует при изучении истории и обществознания: умение свободно и осмысленно участвовать в дискуссии формирует высокую политическую культуру и сознательную гражданскую позицию, необходимые для успешной социальной коммуникации. К тому же это важно для развития ученического самоуправления как части коммуникативной образовательной среды гимназии.

Смысл изучения языка – родного и иностранного – определяется его коммуникативной функцией: развитие у учащихся способности свободно выражать свои и понимать чужие мысли и чувства. В частности, анализ и самостоятельное создание текстов – особенно в диалоговом формате – замечательное средство развития коммуникативных умений. Иноязычное образование в лингвистической гимназии предоставляет уникальную возможность формирования коммуникативной компетентности гимназиста. Понимание чужой культуры и менталитета ведет к формированию диалогического мышления, к восприятию представителя иной культуры не как «чужого», а как «другого». Познающий чужую культуру лучше и глубже постигает свою собственную, в большей степени осознает себе ее носителем.

Организация и структуризация единой коммуникативной образовательной среды осуществляется в первую очередь посредством максимального воздействия на речевое развитие ребенка. Важнейший компонент этой среды – совокупность текстов, возникающих в стенах гимназии (законы школьного самоуправления, газеты, доклады, сценарии праздников и т.п.).

Конечно, разговор с коллегами на семинаре не ограничился констатацией достигнутых результатов эксперимента. Команда педагогов гимназии осознает, что несвоевременный мониторинг проблем может привести к неадекватной самооценке. Экспертный анализ и общественное обсуждение проекта, в частности на фестивалях инновационных школ, выявляют слабые стороны. Они связаны как с организационными и финансовыми трудностями, сопровождающими любой инновационный процесс, так и с труднопреодолимой инертностью педагогического мышления.

Стоят препятствия на пути понимания всеми педагогами и партнерами, вовлеченными в эксперимент, стратегических целей и конкретных задач проекта.

Могу отметить труднопреодолимую инерцию направленности содержания образования на пассивное восприятие и накопление учащимися знаний при недостатке внимания, уделяемого формированию исследовательских умений и навыков.

Учебные перегрузки ограничивают возможности проявления творческой активности учащихся.

Недостаточно отработана система поощрения учащихся и оплаты труда педагогов, активно занимающихся научно-исследовательской деятельностью.

Боремся и с трудностями привлечения более значительных внешних ресурсов развития – грантов, спонсорских средств и др.

Подготовила
Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru