Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2005

Школа и власть

Школа для чиновников?

Как стало ясно из беседы с Евгенией Леонидовной, ее управленческая деятельность во многом основывается на опыте и позициях руководителей школ Екатеринбурга. А это значит, что проблемы управления качеством образования и качество управления образованием находятся здесь, как говорится, в одной упряжке.

Вот что рассказывает об этом заместитель начальника управления образования Екатеринбурга Наталья ДАВЫДОВА:

– В Екатеринбурге сегодня реализуется проект «Городская школа – стандарт «Пять звезд», являющийся составной частью стратегического плана развития города на период до 2015 года, утвержденный мэром Аркадием Чернецким. Это говорит о том, что над вопросом качества управления образованием мы думаем постоянно. К этой сфере мы относим и материальные проблемы, и кадровые аспекты, и дидактические и методические вопросы. Ведь проект предусматривает разработку и реализацию системы мер, направленных на сохранение доступности и обеспечение постоянного повышения качества общего образования, на подготовку детей и подростков к самостоятельности в определении перспектив своего профессионального, жизненного и личностного развития.

Очевидно, что вопросы управления качеством образования и качества управления образованием взаимосвязаны и все происходящее сегодня в системе образования «крутится» именно вокруг этих значимых позиций. Что должно давать образование и как понимают это чиновники и директора? Какого качества образования мы пытаемся достичь в целом и чего желает достичь директор в одной, отдельно взятой школе? Что тревожит сегодня руководителей ОУ и в чем они надеются быть услышанными? Круг этих вопросов и стал основой «круглого стола» с екатеринбургскими директорами.

Директор МОУ гимназия № 2
Татьяна БЕТЧЕР:

– Можно управлять содержанием образования, качеством, ресурсами. На мой взгляд, основная задача органов управления образованием – это в первую очередь управлять ресурсами. Судите сами. Если система образования будет обеспечена ресурсами и ресурсы будут сориентированы на эффективность образования, то только тогда можно будет управлять качеством. Пока ресурсов нет, получается бумажное управление и бумажная отчетность.

Приведу простейший пример. Сейчас говорят о компетентностном подходе в оценке качества образования. Но компетенция – это прежде всего практическая реализация знаний и умений. У нас же не может быть никакой практической реализации, так как в школах отсутствует достойная лабораторная и производственная база, позволяющая на практике проверить достигнутые знания и умения. И только благодаря федеральной и городской программам компьютеризации школ единственное, что мы сейчас можем проверить, – это компетенцию в области информационных технологий. Но этим же все не исчерпывается! Так что, мне кажется, одна из главнейших проблем как школьных, так и управленческих – это эффективное использование образовательных ресурсов.

Директор МОУ гимназия № 9
Валентина ЖЕЛТОНОЖКО:

– Продолжая тему ресурсов, хотела бы особо остановиться на кадрах. Каким бы ни было качество управления, оно станет нулевым, потому что управлять скоро будет некем. Причины острейшей проблемы с учительскими кадрами всем известны. Они начинаются со статуса учителя в обществе и заканчиваются материальными вопросами, которые все время стыдливо отодвигаются на второй план. Система повышения квалификации учителей тоже оставляет желать лучшего. Ведь даже те кадры, которые пока есть, мы не поддерживаем и не бережем.

Что касается качества управления образованием, то оно во многом зависит от личности, которая руководит и в школе, и в системе управления на любом (районом, городском, областном) уровне. А достаточно ли компетентны сегодня те, кто управляет? Складывается впечатление, что не совсем. Особенно в Москве. Кому, к примеру, пришла «светлая» мысль запретить школам иметь свои счета? Кто-то думает, что мы зарабатываем миллионы?

Нам, директорам, все ужесточают условия выживания, а мы снова и снова выкручиваемся, пытаемся говорить о качестве, делать что-то в жутких условиях. Этот процесс не может быть бесконечен!

Директор МОУ СОШ№ 175
Марина ВЯТКИНА:

– Меня, начинающего директора, преследуют в школе трудности кадрового характера. Тот высокопрофессиональный коллектив, который работает в школе, к сожалению, не привык к нынешним условиям, а потому не может адекватно адаптировать детей к сегодняшним реалиям. Эта проблема мне кажется наиболее серьезной. Поэтому думаю, что уважительное отношение к педагогу – это та задача, которую должно взять на себя государство. Но пока мы наблюдаем совсем иные действия в этом направлении…

Директор МОУ СОШ № 213 «Континент»
Алексей КРЫЛОВ:

– Когда мы сегодня говорим об управлении качеством, то находимся в самом замечательном периоде. То понимание качества, которое у директоров есть, – это единственный ресурс, который позволяет обеспечить, в частности, свободу выбора ученика и свободу выбора родителей. Мы вправе как управленцы определить, какие критерии качества станут приоритетными. И это значит, что мы подсознательно начинаем формировать ту самую ситуацию выбора, когда родитель должен задуматься: «А в какое же образовательное учреждение я хочу отдать своего ребенка?».

Другое дело, что мы должны признать: успеваемость – это успеваемость, а качество образования – это качество. Эти два понятия разные, и смешивать их нельзя. И, скажем, в случае, когда мы говорим о личности ученика, в понятие качества в первую очередь должна входить функциональная грамотность, т.е. способность применять, преобразовывать, анализировать имеющуюся информацию. А управление качеством сегодня должно базироваться не только на разработке неких программ, но и на долгой стратегической задаче.

Директор МОУ гимназия № 144
Валентина БЕРЕЖИНСКАЯ:

– Нынешняя ситуация в стране подсказывает нам, что принципы подхода к качеству образования уже не могут быть такими, как раньше. Очевидно, что в школе необходим личностный подход к обучению. Все наши отметки – это уже ерунда. Педагогу нужно вести ребенка от класса к классу и сравнивать его с самим собой, а в условиях классно-урочной системы, наших единых учебных планов это трудно.

Школу и чиновников должно волновать не то, сколько медалей выдано детям, а то, что каждый год школа проводит операцию «Судьба» и это очень ответственно. Ведь медалисты – это дети, которые не терпят посредственности с первого класса! А сегодня одни разговоры о модели ученика...

Состоялся ли выпускник, конкурентоспособен ли он на рынке труда – вот в чем состоит качество образования. Об этих принципиальных подходах школе нельзя забывать ни на один день!

Директор МОУ лицей № 130
Николай КОТОРОВ:

– Какие бы программы по управлению качеством образования сегодня ни реализовывали, без государственной поддержки мы не сможем довести их до конца. Вспомните о тех изменениях, которые действуют в Законе «Об образовании» с января нынешнего года. Государство сняло с себя ответственность за все гарантии и проблемы, о которых мы сейчас говорим. А готовы ли муниципалитеты России, на чьи плечи все это сброшено, решать эти проблемы? Этого никто не выяснял.

О том, как заботится государство об образовании в других странах, нам известно. Приведу один, классический для меня пример. После посещения одной немецкой школы я разговаривал с ее директором. Меня заинтересовал вопрос о порядке в школе: везде ковры, чистота, все блестит. Я спросил, сколько у него в школе человек, убирающих все помещения? Он был удивлен и ответил, что у него в штате школы нет таких людей. В процессе разговора выясняется, что их муниципалитет заключил договор со специальной фирмой, присылающей по окончании занятий в школе бригаду, которая все убирает. Вот показательный пример заботы государства о школе и ее руководителе. Директор там главная педагогическая фигура, отстраненная от уборки, покупки краски, лампочек, решения проблем с техперсоналом и т.д.

Если мы говорим о программе управления качеством образования, то 90 процентов нашего управленческого времени должно идти на реализацию этой программы. Но если я уделяю ей внимание сегодня на десять процентов времени, завтра на пять, а послезавтра – ноль, то я никогда не реализую ее.

Государство отпустило образование на волю волн. Сегодня никто не говорит о месте, роли и оптимальности труда руководителя ОУ. Директор стал той фигурой, которую можно до бесконечности загружать всеми проблемами подряд. Наш функционал безразмерен и беспределен. А так хочется, чтобы директор в нашем городе, в другом, в России в целом был бы поставлен выше хозяйственной текучки, и мог бы сосредоточиться на образовании и его качестве. Пока же мы заполняем тысячи формальных бумаг и пишем столько же формальных отчетов. В итоге школа сегодня существует для чиновников.

Директор МОУ гимназия № 212
Расим НАЗИПОВ:

– Могу сказать, что мы заслуживаем того отношения со стороны общества и властей, которое позволяем сами. Мы позволяем относиться к школе так, как сейчас к ней относятся. То же самое с учителем, с директором. Так что плакаться? Мы сами избрали эту власть, которая сейчас принимает такие решения. Надо заставить себя уважать, и только тогда власть начнет уважать нас. И лишь тогда директор не будет заниматься вкручиванием лампочек и добычей краски для летнего ремонта, а станет заниматься управлением.


Начальник управления образования Чкаловского района
г. Екатеринбурга Татьяна ОНОХОВА:

– В формулировке «качество образования» я вижу две составляющие – качество и образование. И мне кажется, что, говоря об этом, нужно помнить о цели образования и его результате. В моем представлении цель – это запрограммированный результат, а результат – это реализованная цель. И если мы достигаем за¬программированного результата, то есть цели, мы сработали качественно.

Какие результаты в образовании мы должны выделять? Я считаю, что каждое ОУ должно определить, какие результаты образования для него наиболее важны. Для себя я называю пять таких результатов:

  • знания, умения, навыки, социальная компетентность;
  • личностное развитие ребенка (на сегодняшний день это, возможно, даже важнее «зуновской» составляющей);
  • уровень профессиональной компетентности педагогов;
  • изменение престижа ОУ в социуме.

Последнее, наверное, как квинт¬эссенция всего перечисленного.

Добавлю, что как бы мы ни спорили с учеными, еще один результат образования состоит в отслеживании отрицательных последствий и эффекта образования. То есть если мы добились высочайшей успеваемости, но при этом 90 процентов детей у нас больны, то грош цена всем нашим достижениям.

Поэтому главное для директора – поставить цель и ясно понимать, к какому результату ты хочешь прийти и каким результатом будешь доволен. К сожалению, далеко не все директора осознают эту цепочку. Многие руководители школ только-только учатся писать образовательные программы, где указываются желаемые цели, результаты и способы их измерения.

Говоря же о качестве управления, нужно иметь в виду два критерия: качество и эффективность, насколько эффективно управление для достижения желаемого результата. Поскольку я чиновник молодой, работаю всего два года в этой должности, первое, что мы сделали в своем районе с директорами, – это разработали программу развития образовательных учреждений. В ней мы сформулировали три основные задачи: доступность, новое качество образования и эффективность управления. Также мы работаем и над критериями эффективности управления. Ведь вопросы качества управления образованием и эффективности управления тесно взаимосвязаны.

Рейтинг@Mail.ru