Что день грядущий…
Анализ планов развития дошкольного и общего школьного образования
Обозначенные в докладе Министерства образования и науки РФ
«О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» (озвучен на заседании Правительства РФ в январе нынешнего года) положения вызвали разную реакцию тех, кто так или иначе связан с системой образования. Сегодня анализ этого доклада представляет Программа АРО «Помощь детям-сиротам в России»1.
В докладе продекларирована следующая общая цель модернизации российской системы образования: приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг.
Системные цели
и задачи
Формирование современной системы непрерывного профессионального образования:
- переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами;
- переход к профильному обучению в старших классах;
- модульные программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- единая система зачетных единиц (накопление данных о результатах образования и профессиональной подготовки в целом);
- общенациональная система оценки качества образования.
Повышение качества профессионального образования:
- переход на двухуровневую систему высшего образования (оба уровня должны стать самостоятельными уровнями подготовки кадров);
- переход на нормативное подушевое финансирование на всех уровнях профессионального образования;
- повышение доступности качественного профессионального образования для малоимущих граждан, в том числе за счет усиления адресности оказания социальной поддержки обучающихся, включая предоставление стипендий, создания прозрачной системы конкурсного приема в учреждения профессионального образования;
- расширение сети подготовительных отделений в высших учебных заведениях;
- обеспечение государственных приоритетов в профессиональном образовании путем использования механизмов размещаемого на конкурсной основе государственного задания на подготовку специалистов определенного профиля;
- реструктуризация системы начального и среднего профессионального образования;
- введение «предшкольного» образования (нулевой класс);
- развитие общественно-государственных институтов оценки качества образования;
- реструктуризация сети общеобразовательных учреждений, в том числе расположенных в сельской местности2.
Предполагаемые мероприятия
в дошкольном образовании
Состояние сферы
Сеть дошкольных учреждений с 1995 по 2004 г. в среднем по России сократилась на 27%, в некоторых субъектах до 35%. Вместе с тем начиная с 2000 г. начался медленный рост детей до 6 лет. К 2004 г. в большинстве крупных городов проблема обеспечения работающих матерей с детьми услугами ДОУ вновь стала актуальной. В настоящее время уровень охвата детей дошкольными учреждениями составляет 59%. При этом только 55% детей 5-летнего возраста посещают ДОУ. В период 2002–2004 гг. размер бюджетного финансирования из расчета на 1 воспитанника в ДОУ увеличился на 31%, соответственно возрос и размер родительской платы, что способствует дальнейшему снижению доступности услуг ДОУ для малообеспеченных семей.
Институциональные преобразования
В целях обеспечения равенства стартовых возможностей детей из разных социальных групп при приеме в школу предполагается введение обязательных образовательных программ «предшкольного образования» (классы «раннего развития», подготовительные классы, специальные образовательные услуги в ДОУ). Предшкольное образование не носит обязательного характера.
Министерство в своей концепции не задает жесткий формат реализации этой образовательной услуги. Отмечается лишь, что она должна осуществляться преимущественно в игровой форме. Реализоваться же может либо в «нулевых классах» ОУ, либо в ДОУ.
В целях снижения рисков недополучения услуг ДОУ для детей из малоимущих семей предлагается внедрить следующий подход к их финансированию:
- финансирование дошкольных образовательных программ должно осуществляться субъектом РФ по утвержденным им нормативам путем предоставления целевой субсидии муниципальным образованиям;
- содержание ребенка в ДОУ: социальные услуги должны финансироваться на долевой основе муниципальным образованием и родителями. Причем родительская плата должна осуществляться в зависимости от доходов семьи; будет ли она дифференцированной от доходов семьи или будет установлена, как всегда, нижняя планка – прожиточный минимум, пока не установлено.
Мнение эксперта
Если Минобразования и науки РФ не примет как обязательную методику расчета нормативов финансирования образовательных услуг ДОУ из средств субъектов РФ, при введении программ предшкольного образования возрастет риск внутриотраслевого перераспределения средств, связанного с разграничением полномочий по финансированию отрасли. В ряде субъектов РФ данная образовательная услуга для удобства распределения финансовых средств и контроля за их расходованием может быть закреплена за общеобразовательными учреждениями. Конкуренция за деньги по осуществлению образовательных услуг вызовет дальнейшее сокращение сети учреждений ДОУ, которые в этих субъектах будут финансироваться только из средств местных бюджетов. Правильный (с точки зрения обеспечения доступности граждан к образовательным услугам) посыл по выравниванию стартовых возможностей детей при поступлении в школу может быть нивелирован неудачным внедрением: предшкольное образование в ОУ – дополнительные затраты (специальные педагоги, организация дополнительного питания, послеобеденного сна и т.п.). Вместе с тем предшкольные классы не являются обязательными и не несут задачи социализации детей, поэтому они не достигнут для детей из семей социального риска тех результатов, которых аналогичные программы достигли бы в учреждениях ДОУ.
Для ДОУ в подобных программах подготовки к школе нет новизны, но проблема заключается в том, что надо восстановить сеть ДОУ и сделать эту услугу более доступной. Предоставление социальной поддержки малообеспеченным семьям и детям из семей социального риска в виде целевого дифференцированного пособия или ваучера для посещения ДОУ может стать выходом. Но и развитие сети, и осуществление программ социальной поддержки детей доступны только для самодостаточных муниципальных образований. Скорее всего в дотационных регионах с дотационными муниципальными образованиями пойдут по первому пути организации предшкольного образования со всеми вытекающими отсюда рисками.
Предполагаемые мероприятия в общем школьном образовании
Введение профильного образования:
- Повышение гибкости системы образования в расчете на потребности отдельных потребителей (индивидуализация образования).
- Свободный выбор старшеклассниками набора необходимых предметов (профильные модули).
Снижение недельной нагрузки учебного плана и индивидуализация занятий учащихся и расширение для них возможности выбора образовательных программ дает возможность развитию официальных дополнительных платных услуг.
Интеграция системы общего образования с дополнительным и предшкольным в целях усиления воспитательной составляющей и повышения социального и культурного потенциала у детей с ослабленными внутрисемейными отношениями. Для этого предполагается:
- внесение изменений в стандарты начального, основного общего и среднего (полного) общего образования; изменения в стандарте связаны, во-первых, с уменьшением Базисного учебного плана; во-вторых, с позицией, что будут подлежать стандартизации только условия обучения;
- развитие модели «школы полного дня»;
- отработка различных механизмов финансирования дополнительного образования учащихся ОУ.
Мнение эксперта
Снижение нагрузки в школе на 25% приведет к увеличению платных образовательных услуг в рамках обязательной образовательной программы; это снизит доступность к качественному универсальному образованию детей из малообеспеченных семей, детей из семей социального риска, детей-сирот и увеличит разрыв в стартовых возможностях выпускников школ, что будет поддерживать дальнейшее расслоение общества.
|