Вы не задумывались над загадочным
явлением – почему так редки россияне (взрослые и
не очень), любящие послушать классическую музыку?
Даже если говорить не обо всей России, а сравнить
только жителей Москвы с жителями других столиц?
Где истоки? Оказывается, рядом. Все просто.
Припомните себя – школьника. На уроках вы
слышали от учителя много высоких слов о музыке
великих композиторов, а дома ежедневно наблюдали
картину: как только в настенном громкоговорителе
возникали звуки, походившие на классику,
домочадцы молнией кидались на звук к
выключателю. И наступала тишина минут на десять,
а потом громкоговоритель включался вновь.
Действительно, слушание музыки из этого, еще
недавно традиционного для россиян источника
информации мучительно для любого
здравомыслящего человека. Не менее мучительно
слушать и звуки из школьных патефонов и
магнитофонов. Эти источники просто физически
были не приспособлены для передачи звука скрипки
и других музыкальных инструментов, исправно
преобразовывали его в грохот и скрежет. В
результате полученного отрицательного опыта
большинство школьников автоматически
приобретали за годы учения еще один прочный
инстинкт самосохранения – от классической
музыки. И передали его своим детям – сегодняшним
школьникам. Исключением оставались лишь те, кто
достаточно рано услышал классическую музыку
«живьем». Но таких школьников в России было
немного.
Кстати, вы давно интересовались
качеством звуковой аппаратуры, используемой у
вас в школе на уроках пения или на уроках
культуры? Не наличием, не количеством и
мощностью, а именно качеством звучания? У редкого
директора школы доходят до этого руки. И это
понятно: ему сегодня не до музыки.
А теперь
давайте посмотрим на то, чего абсолютно «не
замечают» заезжающие в наши школы иностранные
гости (это – оговоренное с инструктором при
въезде в Россию «табу») и высокие комиссии. Да и
мы не замечаем, потому что просто считаем, что так
и должно быть. Или вообще ничего не считаем,
потому что привыкли. Речь о школьном туалете.
Почувствуйте разницу – на уроке учитель
рассказывает об абстрактном гуманизме и
гуманистичности, а на переменке школьник вполне
конкретно ощущает гуманное отношение
администрации школы к нему. Тут же, за стенкой, в
соседнем помещении. И родители его, кстати,
иногда ощущают. Как неизбежность.
Чтобы не видеть всего этого безобразия
– разбитых стекол, поломанных кранов, отсутствия
лампочек, дверок, шпингалетов и воды, привычных
луж и спрятанных в каждом темном углу тряпочек, –
педагоги придумывают себе отдельные туалеты. И
передают ключ от них из рук в руки – чтобы, не дай
бог, кому чужому не достался. Впрочем,
учительские туалеты не многим отличаются от
ученических. Тот же гуманизм, единый для всех.
Вы видели когда-нибудь глаза
российского учителя, попавшего впервые в
заграничную школу или колледж? Вы знаете, на
каком этапе командировки впервые «круглеют» его
глаза, глаза человека, вполне подготовленного и
уже видевшего все эти современные учебные классы
по телевизору? Правильно: тогда, когда он
заглядывает в школьный туалет. Нашего учителя
удивляет там все – и сверкающие краны, и всегда
присутствующее жидкое мыло, и бумажные
полотенца, и зеркала, и празднично сверкающие
стены, и то, что сам директор школы не стыдится
зайти туда вместе со школьниками…
Фигурально выражаясь, если театр
начинается с вешалки, то заграничная школа для
нашего педагога – с туалета. Вряд ли мы погрешим
против истины, если скажем: практически все
российские школьные управленцы хотя бы раз
попадали в такой туалет. И у всех «округлялись»
глаза. И все мечтательно цокали языками. И что?
Компьютерные классы и лингафонные кабинеты
скопировали и накупили. Мультимедийные
проекторы, дорогущие окна и двери скопировали. А
туалет? Пообсуждали, поудивлялись – и забыли. Не
укладывается иностранный туалет в голове
школьного управленца.
А вот эти
иностранцы считают туалеты важной деталью
общественной жизни. Они их используют и в
рекламных целях. Отгадайте, где должен
находиться туалет в супермаркете? У входа, под
лестницей? Дудки. Иностранцы помещают туалет в
центре торгового зала, причем так, чтобы попасть
туда можно было лишь пройдя мимо важнейших
витрин с товарами. И туалет, будучи бесплатным,
приносит прибыль. Какая, спросите вы, прибыль
школе от туалета? Рассказать?
Неужели добротный туалет непосилен
для бюджета районного управления образования?
Что важнее для воспитательного процесса –
унитаз или компьютер? Мы полагаем – компьютер,
ведь он дороже и непонятней. Что дороже для
будущего России – мультимедийный проектор,
хранящийся в сейфе директора школы для важных
случаев, или оплата десятка кусков мыла и
лампочек да пары поломанных за месяц
водопроводных кранов? Что мешает сделать
решительный шаг? Неужели родной российский
менталитет?
Здесь уместна старая студенческая
притча об архитекторе, который всю свою жизнь
прожил в сарае. Так вот, когда ему дали эшелон
хрусталя и попросили выстроить дворец, то он
создал хрустальный сарай. В российском школьном
туалете главные лица – пенсионерка-уборщица из
соседней развалюхи да хозяйственник-отставник,
певец казармы. А попробуйте отгадать: кто «рулит»
в школьном туалете США или, скажем, Германии?
Правильно, специализированная фирма. Так же как и
в школьном компьютерном классе.
Где российский школьник получит
большее воспитание – на уроке или в туалете?
Вопрос. А может, именно там, в туалете, истоки
нашей современной российской культуры? Мне
показывали в Китае школу, где у каждого школьника
есть свой личный унитаз в своей личной туалетной
кабинке. Как думаете – для чего? Эту огромную
многоэтажную школу содержат серьезные китайцы.
Кстати, умывальники эти серьезные китайцы
сделали для своих детей общими. Скажете –
сэкономили? Нет, просто так проще контролировать
– кто из школьников моет руки, выходя из туалета,
а кто – нет.
Может, гранты нам придумать типа:
«Лучшим школам района – по туалету»? Так засмеют
ведь коллеги иностранные.
Когда-то давно в Новосибирском
государственном университете были построены
студенческие общежития блочного типа. С
множеством туалетов. Естественно, немедленно
возникли у бывших школьников проблемы с
чистотой. И тогда ректорат университета выдвинул
лозунг: «Унитаз – лицо студента». И, знаете,
помогло. Умные люди были математики, все
просчитали. Может, и сейчас попробовать в
масштабах России что-то вроде «туалет – лицо
директора школы»?
Игорь Морев