Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2005

Позиция

Мельницы-невидимки для школьных донкихотов

Школьная повседневность полна удивительных феноменов. Удивительных – для иностранных коллег. И не замечаемых нами с фирменным российским упорством. Иногда эти феномены так и уходят из нашей жизни, оставшись незамеченными, а иногда – живут долго. Иностранные гости благородно обходят их своим вниманием, «не замечают», как и мы. Говорят, что им даже рекомендуют – перед поездкой в российскую школу – так поступать.
Поговорим о двух из них.

Вы не задумывались над загадочным явлением – почему так редки россияне (взрослые и не очень), любящие послушать классическую музыку? Даже если говорить не обо всей России, а сравнить только жителей Москвы с жителями других столиц? Где истоки? Оказывается, рядом. Все просто. Припомните себя – школьника. На уроках вы слышали от учителя много высоких слов о музыке великих композиторов, а дома ежедневно наблюдали картину: как только в настенном громкоговорителе возникали звуки, походившие на классику, домочадцы молнией кидались на звук к выключателю. И наступала тишина минут на десять, а потом громкоговоритель включался вновь. Действительно, слушание музыки из этого, еще недавно традиционного для россиян источника информации мучительно для любого здравомыслящего человека. Не менее мучительно слушать и звуки из школьных патефонов и магнитофонов. Эти источники просто физически были не приспособлены для передачи звука скрипки и других музыкальных инструментов, исправно преобразовывали его в грохот и скрежет. В результате полученного отрицательного опыта большинство школьников автоматически приобретали за годы учения еще один прочный инстинкт самосохранения – от классической музыки. И передали его своим детям – сегодняшним школьникам. Исключением оставались лишь те, кто достаточно рано услышал классическую музыку «живьем». Но таких школьников в России было немного.

Кстати, вы давно интересовались качеством звуковой аппаратуры, используемой у вас в школе на уроках пения или на уроках культуры? Не наличием, не количеством и мощностью, а именно качеством звучания? У редкого директора школы доходят до этого руки. И это понятно: ему сегодня не до музыки.

А теперь давайте посмотрим на то, чего абсолютно «не замечают» заезжающие в наши школы иностранные гости (это – оговоренное с инструктором при въезде в Россию «табу») и высокие комиссии. Да и мы не замечаем, потому что просто считаем, что так и должно быть. Или вообще ничего не считаем, потому что привыкли. Речь о школьном туалете. Почувствуйте разницу – на уроке учитель рассказывает об абстрактном гуманизме и гуманистичности, а на переменке школьник вполне конкретно ощущает гуманное отношение администрации школы к нему. Тут же, за стенкой, в соседнем помещении. И родители его, кстати, иногда ощущают. Как неизбежность.

Чтобы не видеть всего этого безобразия – разбитых стекол, поломанных кранов, отсутствия лампочек, дверок, шпингалетов и воды, привычных луж и спрятанных в каждом темном углу тряпочек, – педагоги придумывают себе отдельные туалеты. И передают ключ от них из рук в руки – чтобы, не дай бог, кому чужому не достался. Впрочем, учительские туалеты не многим отличаются от ученических. Тот же гуманизм, единый для всех.

Вы видели когда-нибудь глаза российского учителя, попавшего впервые в заграничную школу или колледж? Вы знаете, на каком этапе командировки впервые «круглеют» его глаза, глаза человека, вполне подготовленного и уже видевшего все эти современные учебные классы по телевизору? Правильно: тогда, когда он заглядывает в школьный туалет. Нашего учителя удивляет там все – и сверкающие краны, и всегда присутствующее жидкое мыло, и бумажные полотенца, и зеркала, и празднично сверкающие стены, и то, что сам директор школы не стыдится зайти туда вместе со школьниками…

Фигурально выражаясь, если театр начинается с вешалки, то заграничная школа для нашего педагога – с туалета. Вряд ли мы погрешим против истины, если скажем: практически все российские школьные управленцы хотя бы раз попадали в такой туалет. И у всех «округлялись» глаза. И все мечтательно цокали языками. И что? Компьютерные классы и лингафонные кабинеты скопировали и накупили. Мультимедийные проекторы, дорогущие окна и двери скопировали. А туалет? Пообсуждали, поудивлялись – и забыли. Не укладывается иностранный туалет в голове школьного управленца.

А вот эти иностранцы считают туалеты важной деталью общественной жизни. Они их используют и в рекламных целях. Отгадайте, где должен находиться туалет в супермаркете? У входа, под лестницей? Дудки. Иностранцы помещают туалет в центре торгового зала, причем так, чтобы попасть туда можно было лишь пройдя мимо важнейших витрин с товарами. И туалет, будучи бесплатным, приносит прибыль. Какая, спросите вы, прибыль школе от туалета? Рассказать?

Неужели добротный туалет непосилен для бюджета районного управления образования? Что важнее для воспитательного процесса – унитаз или компьютер? Мы полагаем – компьютер, ведь он дороже и непонятней. Что дороже для будущего России – мультимедийный проектор, хранящийся в сейфе директора школы для важных случаев, или оплата десятка кусков мыла и лампочек да пары поломанных за месяц водопроводных кранов? Что мешает сделать решительный шаг? Неужели родной российский менталитет?

Здесь уместна старая студенческая притча об архитекторе, который всю свою жизнь прожил в сарае. Так вот, когда ему дали эшелон хрусталя и попросили выстроить дворец, то он создал хрустальный сарай. В российском школьном туалете главные лица – пенсионерка-уборщица из соседней развалюхи да хозяйственник-отставник, певец казармы. А попробуйте отгадать: кто «рулит» в школьном туалете США или, скажем, Германии? Правильно, специализированная фирма. Так же как и в школьном компьютерном классе.

Где российский школьник получит большее воспитание – на уроке или в туалете? Вопрос. А может, именно там, в туалете, истоки нашей современной российской культуры? Мне показывали в Китае школу, где у каждого школьника есть свой личный унитаз в своей личной туалетной кабинке. Как думаете – для чего? Эту огромную многоэтажную школу содержат серьезные китайцы. Кстати, умывальники эти серьезные китайцы сделали для своих детей общими. Скажете – сэкономили? Нет, просто так проще контролировать – кто из школьников моет руки, выходя из туалета, а кто – нет.

Может, гранты нам придумать типа: «Лучшим школам района – по туалету»? Так засмеют ведь коллеги иностранные.

Когда-то давно в Новосибирском государственном университете были построены студенческие общежития блочного типа. С множеством туалетов. Естественно, немедленно возникли у бывших школьников проблемы с чистотой. И тогда ректорат университета выдвинул лозунг: «Унитаз – лицо студента». И, знаете, помогло. Умные люди были математики, все просчитали. Может, и сейчас попробовать в масштабах России что-то вроде «туалет – лицо директора школы»?

Игорь Морев

Рейтинг@Mail.ru