В ожидании
модульной архитектуры
Компьютер придуман для учителей, а не наоборот. Поэтому будем уповать на его дружественность, полезность и безусловную эффективность при проведении наших уроков. И попробуем посмотреть и порассуждать, как именно он может быть нам полезен и что сейчас происходит в области разработки специальных компакт-дисков для проведения занятий.
Разработчики обучающих компакт-дисков для школы рисуют нам такую картинку: сейчас мы в своем Республиканском Мультимедиа Центре (базовая организация секции учебных электронных изданий Минобразования России) делаем, но еще пока не сделали, говорят они, электронные учебные издания модульной архитектуры. Это значит, что в электронном издании курс, например, математики за 6-й класс будет разбит на малые модули, каждый из которых состоит из теоретический части, практикума и аттестации по данной теме.
В принципе тот диск, что выпущен по курсу «История древнего мира, 5-й класс», походит по своей структуре на сооружение модульной архитектуры, но в нем пока нет того, что обещают нам творцы новых дисков – вариативности, позволяющей ученику выбрать способы учебной работы, уровень сложности, глубину проникновения в учебный материал, составить индивидуальную образовательную траекторию.
По существу желание разработчиков таких компакт-дисков – дать в руки ребенку неограниченное количество «кирпичиков» для построения своей собственной системы знаний по математике или другому школьному предмету, можно только приветствовать. Работать ученику с таким диском можно будет в активно-деятельностной форме, самому выбирать предметную тему и вариант ее усвоения. Учительская же работа в такой среде мало похожа на привычную сегодня. Но все-таки попробуем этого не опасаться.
Симбиоз «книга + диск» тоже подвержен эволюции. Сегодня книга доминирует как средство передачи информации молодому поколению. Разработчики школьных учебных дисков делают акцент для младшей школы на практикум и аттестацию с помощью дисков, а для средней и старшей – на поиск и радость нахождения информации, увлекательно обустроенной в пространстве диска. Диск все больше будет заменять работу с книгой на уроке, говорят они.
Так и учитель сначала электронное издание использует в практикумах и при аттестации учеников, а увлекшись, вполне возможно, перейдет и к представлению информации, то есть лекцию читать будет в эффектном аудиовизуальном интерактивном формате.
Но всегда любовный треугольник «учитель + ученик + учебные материалы» будет деформироваться в сторону возрастания роли самостоятельной работы ученика за счет электронных ресурсов, то есть компакт-дисков и Интернета, говорят разработчики, и тем самым, надеются они, места для любви в этом треугольнике будет больше, чем сейчас.
Происходить это будет не революционным, а эволюционным путем. Постепенно, совмещая электронный ресурс с книжным ресурсом и традиционным наглядным пособием, учитель и ученик освоятся в электронном образовательном пространстве и уже ни за что не променяют его на рутинное чтение и ответы на вопросы в конце параграфа.
Но если идти от учителя, то в качестве первого шага нужно дать возможность ему самостоятельно выбирать содержимое электронного сопровождения урока, а для этого обеспечить электронными наглядными пособиями на компакт-дисках. Такие предметные комплекты, каждый из которых содержит более тысячи иллюстративных объектов, дающих совершенно новые возможности, представляя обычно не наблюдаемые объекты и процессы в микро- и макромире в сверхкороткие или, напротив, сверхдлинные интервалы времени, сейчас разрабатываются. Использовать такое электронное издание легко можно в традиционном уроке, там более что для работы с ним требуется только включить компьютер, установить диск в дисковод, а затем щелкнуть кнопкой «мыши» и положить его в «папку к уроку».
И еще одно преимущество компакт-диска перед книгой выделяют его авторы. Если книга описывает окружающий мир в символико-абстрактной форме, то диск представляет этот мир в виде виртуальной реальности, которую ученик и учитель могут самостоятельно исследовать. Получается, что грань между двумя компонентами образования – информацией и практикумом – стирается. Тогда и работа педагога меняется в направлении творческого, интерактивного взаимодействия с учеником. Беседа с преподавателем с точки зрения ученика будет представлять собой в большей мере практикум.
Понятно, что нам, учителям, очень непросто перестроиться, привыкнуть к мысли, что урок – это совсем не обязательно устная передача информации от одного источника – преподавателя, организованная им же беседа, игра, контрольная работа или письменный зачет по теме. Можно попробовать создать формы для реализации невиданных ранее новых возможностей самостоятельной учебной работы школьника на уроке, для чего, собственно, и пишутся авторами идей и разработчиками компакт-диски, предназначенные для работы учителей-предметников в школе.
Евгения СОКОЛОВА
По материалам сайта www.rnmc.ru
|