Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2005

Опыт

Как делается частная карьера?

В начале постперестроечного периода свалившаяся на нас словно манна небесная безудержная свобода временами больше напоминала вседозволенность. Эти тенденции не обошли стороной и сферу образования. Воспитательную лирику в основном предали анафеме, и трансляция знаний стала единственной функцией педагога. К ребенку тогда все чаще стали относиться как к компьютеру, в который надо загружать информацию. Слава богу, здравый смысл восторжествовал и функцию воспитания вернули школе. В частности, в негосударственной столичной школе «Карьера», которой руководит Карина Александровна ЧЕРНЯКОВА, на воспитание не жалеют ни сил, ни времени.

C чего начинается карьера?


Карьера начинается с чистого листа
в кабинете директора

 

«Карьера» – это городская экспериментальная площадка в инновационном поле по развитию школьных образовательных систем. Под руководством профессора Витольда Альбертовича Ясвина педагогический коллектив школы проектирует модель карьерно-творческой среды школы. Направление выбрано основателями школы совершенно сознательно. По их мнению, это оптимальное сочетание для развития личности современного человека.

Именно поэтому вхождение каждого ребенка в школу начинается с составления его психолого-педагогического портрета. В ходе тестирования всплывают на поверхность те проблемы, которые были у ребенка в предыдущей школе. Заключительное собеседование у директора также проходит в присутствии будущего ученика. По мнению психологов школы, ребенок изначально имеет такое же право на данные собственного тестирования, как его родители или учителя. Более того, в зависимости от возраста детей психологи стараются перевести специальные термины на понятный им язык, помогая разобраться в том, какими достоинствами и недостатками они обладают. Ведь ребенок не сможет измениться к лучшему и начать свою карьеру заново, если не поймет своих проблем и не узнает, что надо сделать, чтобы их преодолеть.

– Человек, попадая в новый коллектив, получает отличный шанс начать свою жизнь с чистого листа, – считает Карина Александровна и продолжает: – По-моему, воспитание – это не рецепт приготовления какого-то блюда, а среда, в которую попадает человек. Для меня вообще никогда не стоял вопрос о разделении образовательного процесса на воспитание и обучение. Я никогда не разводила эти понятия.

– Как вы знаете, – подхватывает беседу школьный психолог Татьяна Павловна ЛЕОНОВИЧ, – специфика полнодневной школы состоит в том, что дети проводят здесь большую часть своей жизни. Школа для них становится настоящей второй семьей.

– К тому же, – добавляет другой психолог школы, Елена Владимировна КУНАКОВА, – сложность еще и в том, что дети вливаются в коллектив в разное время года и в разном возрасте. Это процесс перманентный. Все они приходят с опытом прошлой школы. А на перевод ребенка в другую школу родители, как правило, идут не от хорошей жизни. Так что приходится работать с детьми, которые уже никому не доверяют, потеряли интерес к знаниям. А при накладке на все это возрастного падения мотивации и статуса новичка в незнакомом коллективе ситуация только усугубляется.

От родовой общины – к соседской

Уже в начале нашей беседы стало ясно, что в «Карьере» директор и психологи работают, что называется, в одной упряжке. Как же развиваются здесь эти отношения?

 


Яркие представители
соседской общины

Вот что говорит сама Карина Александровна:

– Мое отношение к психологической службе в школе всегда было основано на уверенности в ее необходимости. Правда, педагоги долгое время не могли понять, для чего нужен школе психолог. Их ожидания от деятельности психолога были примерно такими же, как от работы зубного врача: пришел к нему, он там что-то поковырял, подмазал-закрасил – и боль прошла.

Ситуация поменялась только тогда, когда мы изменили воспитательную систему школы. При переезде в новое здание у нас выросло количество учащихся (с 86 до 130). Это вынудило нас перейти от камерных, семейных отношений к производственным. Образно говоря, от родовой общины к соседской. Тогда же и возникло желание обратиться к системе воспитания с освобожденными классными руководителями. Путь оказался не простым, так как все, что мы хотели получить от воспитательной деятельности педагога, на практике было невозможно сочетать с преподавательской работой в классе. Найти людей, которые готовы были бы отказаться от своего предмета, оказалось очень сложно. И мы пошли на компромиссный вариант: семь часов в неделю предметной нагрузки плюс классное руководство. Все-таки это позволяет педагогу не терять квалификацию. Но сейчас у нас есть и специалисты, занимающиеся исключительно воспитанием.

По мере того как педагоги погружались в работу с классом, они открывали все новые и новые проблемы. Оказалось, что дети отличаются не только способностью к обучению, но и темпераментом, отношением к жизни, коммуникабельностью. На этом фоне учебные проблемы детей, адаптация новичков и многое другое наконец-то заставили классных руководителей обратиться к нашим психологам. Поначалу вопрос ставился прямо: «У меня проблема. Сделайте что-нибудь, чтобы ее решить».

Конечно, заниматься воспитательной работой гораздо сложнее, чем учить. И хотя в школе есть и завуч по воспитательной работе, и методист, отвечающий за научно-методическую работу в этой сфере, мы решили организовать обучающие семинары для классных руководителей. Нам помогла кандидат психологических наук, профессор МГППУ Марина Ростиславовна Битянова.

Разумеется, к этому процессу подключились и наши школьные психологи. В результате возникла необходимость закрепления за каждым школьным психологом кураторства над конкретными классами. И процесс бессистемного обращения классных руководителей за разовыми консультациями к психологам на этом прекратился. Таким образом, ответственность за воспитательную работу в каждом конкретном классе была поделена между классным руководителем и психологом соответственно необходимому объему их профессионального вклада в данную деятельность.

Психолого-педагогический тандем

– После того как возник тандем «классный руководитель – психолог», – говорит Елена Владимировна, – появилась возможность оценивать каждую конкретную ситуацию с разных сторон. Это и привело нас к более глубокому и систематическому сотрудничеству.

– Такое сотрудничество, – продолжает тему Карина Александровна, – позволяет нам реализовать управленческую модель с развитыми горизонтальными связями. Создав институт освобожденных классных руководителей, мы наделили их колоссальными полномочиями. Фактически теперь они самостоятельно выстраивают образовательное пространство своего класса. Именно поэтому впоследствии мы назвали их младшими менеджерами. Ведь в их функциональные обязанности входит привлечение всех необходимых специалистов для работы с классом и создание психолого-педагогической команды.

Для более качественной организации работы тандема «психолог–менеджер» мы также занялись разработкой образовательных программ классов. Менеджер с психологом обобщили весь тот материал, который был получен ими от учителей-предметников. После этого они обсудили намеченные задачи с каждым учителем-предметником в отдельности. Учителя внесли свои коррективы. И когда задачи этих образовательных программ были приняты, стало понятно, в каком направлении двигаться дальше.

– После этого у психологов серьезно изменились взаимоотношения с классными руководителями, – с удовлетворением замечает Татьяна Павловна и продолжает: – Мы начали проводить совместные тренинги и семинары, приглашая психологов извне. Эти мероприятия помогали паре «менеджер–психолог» стать сильнее. Тем более что на тренингах вырабатывались навыки решения конкретных проблем того или иного классного коллектива. А при подготовке к семинарам мы всегда сначала обсуждаем, как его провести, а потом анализируем, что произошло и почему, что удалось и что нет, что было интересно детям, а что не вызвало у них ожидаемой мотивации.

– В начале каждого года, – обобщает Карина Александровна, – анализируя и учитывая итоги предыдущего, мы совместно с Мариной Ростиславовной разрабатываем стратегию совместной работы менеджеров и психологов, вносим соответствующие коррективы в планы развития нашей дальнейшей систематической работы.

Начинали же с того, что в первые годы, например, мы ставили задачи по освоению классными руководителями элементарных знаний теории воспитательной работы, возрастных особенностей, умению проводить классные собрания с родителями, с детьми, организации с ними деятельностных игр. Постепенно мы также работали над портретом выпускника, проводили психолого-педагогические консилиумы. Сейчас нашими психологами разработаны собственные формы консилиумов, которые, по моему мнению, вполне претендуют на своего рода ноу-хау.

Нестандартные консилиумы

Я попросил Елену Владимировну и Татьяну Павловну поделиться своими секретами. Они переглядываются и улыбаются.


Каждый делает карьеру
по-своему

 

– Да нет никаких секретов, – считает Елена Владимировна. – Проводимые нами консилиумы на сегодняшний день имеют как минимум три разные формы, которые меняются в зависимости от задач и условий их решения. Например, в этом году, в связи с массовым наплывом в нашу школу новичков, из них было сформировано несколько новых классов, для которых наиболее уместной оказалась традиционная форма консилиума. Психолог и классный руководитель знакомились с детьми, затем обменивались мнениями и ставили задачи на будущее.

При подготовке к консилиуму составляется анкета. Как правило, используется уже апробированная, готовая форма. В некоторых случаях мы ее изменяем, делая более сжатой или, наоборот, расширенной дополнительными вопросами. На ее основе формулируется обобщенное мнение учителей. Это дает экономию времени при достаточно полной картине учета учительского мнения о классе. Получается своеобразная педагогическая характеристика класса. Затем дети, получив анкеты, предназначенные специально для них, сами оценивают собственную деятельностную активность. А уже после этого им дается возможность сравнить две обобщенные картинки, где их собственное видение себя в школе сопоставляется с учительским. Интересно, что зачастую дети оценивают себя более строго, чем педагоги.

С классами, которые выросли в школе и изучены вдоль и поперек, ситуация несколько иная. Здесь прежде всего вносятся соответствующие коррективы в задачи, которые не могут разрешиться из года в год и которые откладывать уже нельзя, так как дети должны вскоре окончить школу и выйти в самостоятельную жизнь.

Татьяна Павловна замечает:

– Очень популярны консилиумы в форме деловой игры. Здесь не обсуждается в подробностях каждый ребенок, а в процессе игры выясняется общее впечатление от конкретного класса у разных учителей. По этому впечатлению выделяются сильные и слабые стороны класса. Сильные стороны рассматриваются как потенциал в работе, а слабые формулируются в проблемы. При этом они тут же решаются самими учителями, которые, разбившись на мини-группы, вырабатывают шаги по решению данных конкретных проблем. Все это проходит, естественно, без детей.

Портрет выпускника

 


Неделовое письмо любимой...
учительнице

Возвращаясь к упомянутому Кариной Александровной портрету выпускника, я попросил рассказать об этом подробнее. Оказалось, что в прошлом году в школе проходил отчетный консилиум, в конце которого составлялся портрет выпускника. Для этого собиралась информация, проводилась психологическая диагностика, социологические опросы детей и учителей. На специально приготовленных бланках «Портрет выпускника» были отражены некие параметры готовности старшеклассника к взрослой жизни. Они включали умение сотрудничать, критически относиться к себе и многое другое. С этими бланками работало несколько групп. Каждая из них состояла из трех-четырех педагогов и одного-двух выпускников. Портреты составлялись на основе информации к размышлению, которая была дана этим группам психологами, собравшими и обобщившими ее за все время нахождения ребенка в стенах школы. И тем не менее окончательный портрет составлялся учителями и ребятами из класса, которые лично знали портретируемого. В результате такого мини-тренинга возникала обратная связь портретируемого с учителями и однокашниками. Благодаря такой работе выпускник получал возможность посмотреть на себя со стороны.

Трехдневное исключение «нестарайки»


Мы – «карьеристы»
и гордимся этим

 

Завершился наш разговор в школе «Карьера» обсуждением вопроса взаимоотношений между школой и родителями.

– Взаимоотношения с родителями мы стараемся с самого начала строить на принципах открытости и честности, – говорит Карина Александровна. – Я сразу предупреждаю их о том, что мы не ставим оценки за деньги. Напротив, позиция педагогического коллектива такова, что ребенок, за обучение которого платят, просто обязан учиться, стараться, трудиться. Если ребенок не старается – пусть идет в обычную школу, где ему нарисуют бесплатно «тройку». И, исходя именно из такой позиции, мы отчисляем детей из школы «за нестарание».

Статистика? Из школы в течение года обязательно отчисляется какой-нибудь «нестарающийся». Но при этом мы все равно до последнего момента боремся за него и переживаем. Дается это не легко. Но мы нашли замечательный психолого-педагогический прием, который помогает вывести ситуацию из тупика.

Директор с плюсом

Еще одна форма психолого-педагогического консилиума в «Карьере» подразумевает работу непосредственно с детьми и проводится со старшеклассниками. Когда дети готовятся к консилиуму, они пишут учителям краткие послания о своем видении плюсов и минусов класса в целом, собственных проблем или проблем учителей с ученической точки зрения.

Во время одного из таких консилиумов Карине Александровне, преподающей историю, дети, например, написали вот такие трогательные слова:

1. Интересно проводит уроки. Идет навстречу ученику (Антон)
2. Умная, активная, жизнерадостная, веселая (без подписи)
3. Плюсы – терпеливая, остроумная. Минусов нет (Оля)
4. Способный человек, пробивной, способный к умственному анализу, пониманию людей, их мыслей, много знающий (без подписи)
5. Вы очень интересный человек. Неординарный, хороший. У нас с вами совсем разная логика, и иногда я вас практически совсем не понимаю. Но это круто. Спасибо. Удачи (без подписи)
6. Вы справедливая, умная, веселая и жизнерадостная. Ваши уроки я никогда не забуду. Например, я навсегда запомнила определение цивилизации. Это когда чтобы узнать погоду, мы, вместо того чтобы выглянуть в окно, включаем TV (без подписи)

Каждую пятницу на большой перемене мы проводим линейку. Во время последней линейки третьей четверти раздаем детям приглашения родителям на перезаключение договоров на следующий учебный год. При этом на линейке во всеуслышание озвучивается, за какие «заслуги» пока что не получают приглашений те или иные дети. Это своего рода предупреждение. Таким образом, ребенку дается целая четверть на исправление ситуации. До оглашения на линейке это решение принимается на малом педсовете в присутствии ребенка, который слышит, что ему предлагается сделать, дабы исправить свое положение.

Процесс прилюдного оглашения сплачивает детей вокруг «отставшего», над которым нависла угроза исключения. Все стараются ему помочь кто чем может. И срабатывает это почти всегда безотказно.

Есть и еще одно супер-средство против «нестарания». Оно заключается в том, что ребенка за какие-то серьезные проступки могут на три дня исключить из школы. Разумеется, прежде чем это сделать, необходимо поговорить с родителями. И они, надо отдать им должное, ведут себя с ребенком именно так, как их просит руководство школы. Поэтому смоделированная психолого-педагогическая ситуация достигает нужного эффекта.

Владимир ЖУЛЁВ

Рейтинг@Mail.ru