Не толкователь, а
соучастник.
Из опыта организации проектной
деятельности в школе
К важнейшим задачам современного общего образования в школах РФ можно отнести:
4 научить организовать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
4 научить объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;
4 научить ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формировать и обосновывать собственную позицию;
4 научить решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т.д.), сформировать способность анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям;
4 сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности), имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, – навыки решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества;
4 подготовиться к профессиональному выбору, то есть научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
К таким методам и приемам могут быть отнесены проектные технологии, которые используют учителя-предметники – как на уроке, так и во внеурочной и внеклассной работе.
Однако внедрение в школу проектных технологий вызывает у большинства учителей неприятие и даже некоторый страх перед принципиально новой формой педагогического процесса. Учитель выступает не как толкователь готовых знаний и их транслятор в оптимальном виде и оптимальной логике, а как равноправный соучастник процесса добывания, обработки, анализа и представления знаний школьниками. Понятно, что это намного сложнее. Очевидно, что это требует добавочного времени как для ученика, так и для учителя, а также дополнительных усилий со стороны обоих. Более того, у учителя возникают вполне обоснованные опасения о возможности выполнения государственного заказа (в виде «Федерального компонента государственного стандарта общего образования») за установленное в базисном учебном плане время и нежелание попадать под пресс вышестоящего руководства и общества за создание перегрузки школьников.
Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения, чем они лично для него значимы и для чего они ему нужны. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. А перегрузка имеет место тогда, когда человек вынужден заниматься делом, не понимая зачем и почему он им занимается. Если же дело, которым занят человек, ему лично интересно и личностно значимо, то перегрузка практически отсутствует. Вспомните ответ С. Лема на вопрос о причинах его успешности в различных делах: «Когда я начинаю чем-либо заниматься, то я настраиваю себя на то, что ничего интереснее этого в жизни нет».
Все вышесказанное и легло в основу создания модели «контекстной школы», разрабатываемой совместно с профессором В.Н. Касаткиным. Эта модель – одна из перспективных организационных форм школ, содействующих поддержанию здоровья школьников.
Немаловажное место в этой модели занимает проектная деятельность школьников. Ее реализация в нашей школе была начата с создания методической службы, помогающей учителю и школьнику войти в пространство новых образовательных взаимоотношений. На первом этапе ее работы были сформулированы задачи, которые к настоящему времени успешно выполнены.
Во-первых, были организованы общешкольные теоретические семинары для учителей по ознакомлению с инновационными образовательными технологиями организации педагогического процесса (один раз в четверть). В частности, рассматривались технологии по организации проектной деятельности. Практические навыки по организации проектной деятельности, учитывающие специфику учебных предметов, учителя-предметники получали на предметных методических объединениях (два раза в месяц). По итогам занятий учителям предоставлялись документы в помощь руководителям проектов: «Этапы проведения проекта», «К руководителю (организатору) проекта»; «Общие правила для руководителя проекта»; «Диагностики учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)»; «Аптека для учащихся»; «Отчет о текущей работе проектной группы № ...» (см. приложение 1).
Во-вторых, была разработана система требований к итоговому представлению проекта, которая одновременно помогает учителям и учащимся выстраивать свою работу (см. приложение 2).
В-третьих, решалась задача мониторинга квалификации учителя – организатора проекта, а также мониторинга квалификации учителя-предметника и методиста (только для руководителей методических секций). Результаты индивидуального мониторинга позволили целенаправленно обеспечить методическую помощь каждому учителю-предметнику.
В-четвертых, была создана система защиты и экспертной оценки проектов как итог всей деятельности.
Во многом проектная деятельность в школе была инициирована проводимым в Юго-Западном округе с 2003 года окружным конкурсом проектных работ «Ярмарка идей на Юго-Западе». И многое из того, что легло в основу системы организации проектной деятельности в рамках модели «Контекстной школы», разрабатывалось как предложения по организации проектной работы в рамках подготовки к этому конкурсу. Однако массовый характер конкурса не позволил использовать весь объем представленных материалов в масштабах округа, что в первую очередь связано с большим объемом обрабатываемых и анализируемых материалов.
Мы хотели бы поделиться с коллегами некоторыми разработанными материалами, надеясь, что они помогут в реальной деятельности как руководителям школ, так и учителям с учениками.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В папку руководителя проекта
Как уже было сказано, нужно помочь учителю. Поэтому были разработаны документы, которые мы называем «документы в папку руководителя проекта». Ясно, что в школе есть учителя, которые многое знают и умеют сами, но при этом есть учителя, которые не знают, как решить новую методическую и профессиональную задачу, но никогда не признаются в этом. Поэтому и создаются эти документы. В работе над ними происходит осмысление технологии организации проектной деятельности в школе. Они постоянно совершенствуются, дорабатываются, добавляются. Мы представили только некоторые из них.
Этапы проведения проекта
- Подготовительный или вводный (погружение в проект).
1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
- Поисково-исследовательский этап.
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планированию.
2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
- Трансляционно-оформительский этап.
3.1. «Предзащита проекта».
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.3.1. определение даты и места;
3.3.2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);
3.3.3. стендовая информация о проекте.
- Заключительный этап.
4.1. Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
К руководителю (организатору) проекта
- Предложите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т.п.). Обоснуйте их актуальность. Укажите возраст школьников, на который рассчитано данное проектное задание.
- Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (по результатам обсуждения в группе слушателей курсов).
- Укажите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.
- Продумайте практическую/ теоретическую значимость проекта.
- Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).
- Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.
- Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.
- Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.
- Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.
- Предложите критерии оценки успешности проекта.
- Продумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников).
- Продумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.
Общие правила для руководителя проекта
- Подходите к проведению этой работы творчески.
- Не сдерживайте инициативу учащихся.
- Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.
- Помните о главном «педагогическом» результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
- Не спешите с вынесением оценочных суждений.
- Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.
- Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:
– учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
– старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
– старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию.
- В процессе работы не забывайте о воспитании.
Диагностики учащихся
(выявление склонности к исследовательской
и общественной деятельности)
- Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?
- Какой школьный предмет вам наиболее интересен?
- По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?
- Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.
- Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?
- Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?
- Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?
- Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?
- Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.
- Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантом, советчиком при организации и проведении проекта?
- Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (Да/ Нет).
Анкета для учащихся
- Расположите следующие источники учебной информации по уменьшению их значимости для вас:
учителя, учебники, родители, друзья, телевидение, радио, книги, газеты, журналы, Интернет
- Напишите названия пяти ваших любимых газет и журналов по уменьшению их значимости для вас.
- Как часто вы пользуетесь школьным учебником для подготовки домашних заданий по ...?
- Оцените по пятибалльной шкале ваши школьные учебники по...
- При несовпадении информации, полученной вами от учителя или из учебника и других источников, какой вариант вызывает у вас больше доверия?
Учебник |
Учитель |
Другой источник |
- У вас есть дома компьютер?
- Где вы можете пользоваться компьютером?
Дом |
|
|
|
|
Школа |
|
|
Другое (вписать) |
- Есть ли у вас доступ к сети Интернет?
- Как часто вы пользуетесь информацией сети Интернет для подготовки домашних заданий?
По каким учебным предметам?
(указать каким ____________)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Представление проекта предполагает подготовку следующих документов, которые составляются совместно учащимся – автором проекта и учителем – руководителем проекта.
Перечень документов, представляемых к защите проектных и учебно-исследовательских работ учащихся
- Паспорт проектной или учебно-исследовательской работы учащихся (см. таблицу).
- Отзыв руководителя на представленную проектную или учебно-исследовательскую работу.
- Рецензия на представленную проектную или учебно-исследовательскую работу.
- Анализ проектной или учебно-исследовательской работы на предмет выявления дидактических единиц, используемых учащимися в процессе создания образовательного продукта.
- Список оборудования (учебного, научного, изготовленного самостоятельно), использовавшегося в реализации целей и задач проекта. (Требуется только для исследовательских проектов.)
- Перечень педагогических целей (задач), поставленных научным руководителем в рамках конкретного учебного проекта.
- Перечень методов, использованных школьниками в работе над проектом.
- Перечень статей, публикаций, монографий, научных и научно-популярных книг (из представленного библиографического списка), на которые в процессе работы были написаны рефераты, рецензии, аннотации, составлены конспекты. (К списку приложить по одному примеру составленного реферата, рецензии, аннотации, конспекта.)
- Краткая аннотация содержания проекта (цель проекта, обоснование актуальности, гипотеза проекта, краткое содержание проекта, полученные результаты или достижимость планируемых результатов).
Эти документы позволяют отследить формирование необходимых учебных умений и навыков, определить, как выполняемая работа помогает учащемуся осваивать основной материал.
1. Паспорт исследовательского проекта
(Заполняется авторами и научным руководителем проекта. Представляется в экспертную комиссию вместе с проектом)
- Название проекта.
- Цели проекта.
- Авторы проекта (школа, класс, количество участников).
- Научный руководитель(и) проекта (специальность, педагогический стаж, звание, ученая степень)
- Консультант(ы) (специальность, звание, ученая степень).
- Тип проекта.
6.1. По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый, практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четко ориентируется на результат).
6.2. По предметно-содержательной области: культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический), естественно-научный, экологический, спортивный, географический, исторический.
6.3. По характеру координации проекта: с открытой координацией (жесткий), со скрытой координацией (гибкий).
6.4. По количеству участников проекта: личностный, парный, групповой.
6.5. По широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный, внепредметный.
6.6. По времени проведения: непродолжительный, продолжительный.
6.7. По характеру контактов (степени охвата): в рамках класса, в рамках школы, в рамках района, в масштабе города, в масштабе региона, в масштабе страны.
- Образовательная область, в рамках которой выполнен учебный проект: филология, обществознание, математика, информатика, естествознание, искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.
- Учебный предмет, в рамках которого выполнен учебный проект: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и ИКТ, история, обществознание, география, экономика, право, физика, химия, биология, естествознание, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.
- Методы, использованные в работе над проектом.
- Форма представления проекта: постер, альбом, видеофильм, буклет, реферат, макет, другое (вписать).
- Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: база школы, библиотека(и), музей(и), высшее учебное заведение (кафедра), научно-исследовательский институт (лаборатория), зоопарк, планетарий, технический центр, другое (указать).
- Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярные журналы, академические журналы,, бюллетени, учебники и учебные пособия, научно-популярные книги, научные издания, монографии, диссертации, авторефераты, депонированные рукописи, словари, справочники, энциклопедии, иностранные книги (английский, немецкий, французский, испанский язык), Интернет (сайт).
- Словарь исследователя (понятийный аппарат).
2. Паспорт социального проекта (Заполняется авторами и научным руководителем проекта. Представляется в экспертную комиссию вместе с проектом)
- Название проекта.
- Цели проекта.
- Авторы проекта (школа, класс, количество участников).
- руководитель(и) проекта (специальность, педагогический стаж, звание, ученая степень).
- Консультант(ы) (специальность, звание, ученая степень).
- Тип проекта.
6.1. По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый, практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четко ориентируется на результат).
6.2. По предметно-содержательной области: культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический), естественно-научный, экологический, спортивный, географический, исторический.
6.3. По характеру координации проекта: с открытой координацией (жесткий), со скрытой координацией (гибкий).
6.4. По количеству участников проекта: личностный, парный, групповой.
6.5. По широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный, внепредметный.
6.6. По времени проведения: непродолжительный, продолжительный.
6.7. По характеру контактов (степени охвата): в рамках класса, в рамках школы, в рамках района, в масштабе города, в масштабе региона, в масштабе страны.
- Область социального исследования.
- Образовательная область, с которой связано содержание проекта: филология, обществознание, математика, информатика, естествознание, искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.
- Методы, использованные в работе над проектом.
- Форма представления проекта: постер, альбом, видеофильм, буклет, реферат, макет, другое (вписать).
- Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: база школы, библиотека(и), музей(и), высшее учебное заведение (кафедра), научно-исследовательский институт (лаборатория), зоопарк, планетарий, технический центр, другое (указать).
- Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярные журналы, академические журналы,, бюллетени, учебники и учебные пособия, научно-популярные книги, научные издания, монографии, диссертации, авторефераты, депонированные рукописи, словари, справочники, энциклопедии, иностранные книги (английский, немецкий, французский, испанский язык).
- Словарь исследователя (понятийный аппарат).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Экспертиза проектных работ позволяет организовать работу в виде внутришкольного конкурса, в виде направления работы ученического научного общества с итоговой конференцией и т.п. Но при этом надо понимать, что четкая система экспертизы проектов позволяет не только объективно определить победителя (если организован конкурс проектных работ), но и объективно оценить качество работы автора проекта и его руководителя с возможностью мониторинга удачных и неудачных элементов работы над проектом.
Для экспертной оценки формируется экспертная комиссия. В эту комиссию желательно привлечь родителей, обладающих необходимой квалификацией. Возможно привлечение преподавателей и аспирантов вузов, с которыми школа работает по договору. Также возможно привлечение учителей других школ района.
Экспертиза проводится в два этапа: сначала проводится экспертиза представленных документов, а затем проводится экспертиза непосредственно при презентации проекта. Экспертиза представленных документов осуществляется не менее чем двумя экспертами, компетентными в данной образовательной области (еще раз повторимся, что желательно привлечение специалистов из высших учебных заведений, компетентных в указанных областях знаний). Результаты экспертизы доводятся председателем экспертной комиссии до сведения всех ее членов заблаговременно.
Общая оценка в баллах по проекту складывается из оценки представленных на комиссию материалов и их независимого анализа экспертами, а также самой презентации.
Если проектов представлено много, то целесообразно проводить презентацию проектов не в виде конференции, а в виде стендовых докладов. В последнем случае каждому эксперту формируется перечень проектов для обязательной оценки.
ТАБЛИЦА 1
Оценка презентации исследовательского проекта № _______________
За каждую позицию в графе «имеется» начисляется 1 балл, тем самым оценивается наличие того или иного элемента, по которому идет оценка. Затем оценивается качество выполнения присутствующегоa элемента по трехбалльной шкале. Оценка отражается в соответствующей колонке. Эксперт, заполняя таблицу, ставит только знаки «+» в соответствующих графах – графах «высокое», «среднее», «удовлетворительное», «неудовлетворительное».
ТАБЛИЦА 2
Оценка презентации социального проекта №_________________________
За каждую позицию в графе «имеется» начисляется 1 балл, тем самым оценивается наличие того или иного элемента, по которому идет оценка. Затем оценивается качество выполнения присутствующего элемента по трехбалльной шкале. Оценка отражается в соответствующей колонке. Эксперт, заполняя таблицу, ставит только знаки «+» в соответствующих графах – графах «высокое», «среднее», «удовлетворительное», «неудовлетворительное».
Николай МАНСУРОВ, директор ГОУ СОШ № 46, Татьяна ГЕРАСИМОВА, заместитель директора
ГОУ СОШ № 46, Валерьян РОХЛОВ, доцент МИОО,
г. Москва
|