Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2005

Школьный уклад

Кипящая гимназия

Случалось ли вам, читатель, испытывать едва уловимое волнение, идя в театр на спектакль известного постановщика? Или же в легком нетерпении сидеть в кресле кинотеатра перед огромным экраном в ожидании начала фильма прославленного режиссера с не менее популярным, талантливым актером? Гамма чувств, одолевающих вас в это время, разнообразна. Вы одновременно ожидаете чего-то необычного, боитесь разочарования, надеетесь на увлекательность повествования, готовы к сопереживанию...

Открытие мультимедийного кабинета в «Корифее»
превращается в праздник

Схожие чувства я испытываю, когда иду в гости в так сказать прославленные школы. Или, говоря более официально, в статусные. С одной стороны, они занимают определенное положение в педагогической среде и, следовательно, довольно известны, о них часто можно найти информацию заранее либо вспомнить, как кто-то из коллег-журналистов, находящихся «в теме», делился своими впечатлениями о визите. С другой стороны, от обилия подобной информации в сознании складывается определенный образ, отказаться от которого не так-то просто. Оригинал начинаешь оценивать, подгоняя под заранее сформированную картинку: тут не так, это не соответствует, а вот об этом как раз именно так и рассказывали…

Словом, идя в екатеринбургскую гимназию №210 «Корифей», я постаралась выбросить из головы не только то, что когда-либо читала или слышала о ней, но и «забыть» про последнюю публикацию, подготовленную гимназией для нашей газеты («УШ», № 47/2004). Настроившись на свежее восприятие, перешагиваю порог...

Пытаясь не затеряться в лабиринте узких коридоров (гимназия расположена в здании бывшего детсада), спешу за своим «гидом» – замдиректора по науке Марией Калужской. На ходу она поясняет: «Вот идут наши старшеклассники, это наш первый компьютерный класс, здесь выделена часть класса под музейную экспозицию, в соседнем классе – коллекция уральских самоцветов, а это наша кафедра художественно-эстетических дисциплин». Мини-марафон окончен, и мы достигаем той части здания, где расположилась школьная администрация: собственно кабинет директора и комната его заместителей. Здесь выясняется, что жизнь в «Корифее» буквально кипит. За те три дня, что я была в Екатеринбурге, событий в гимназии случилось столько, сколько в иной школе и за месяц не происходит.

Например, школа открыла два новых мультимедиакабинета, оборудованных при поддержке Попечительского совета гимназии (компьютерный класс) и двух депутатов Госдумы РФ Е.Г.Зяблицева и А.А.Бакова (лингафонный кабинет). Оба класса по сути оборудованы одинаково и являются многофункциональными. В них, в частности, можно устраивать соревнования между разными классами и группами, которые будут работать синхронно. Другое мероприятие – методический семинар для преподавателей французского языка школ города, организованный под эгидой «Корифея», на котором выступил Jacque Baran, педагогический советник французского издательства «Hachette», которое занимается выпуском учебных методических комплексов по специальности «французский язык как иностранный». Здесь же успели договориться и о долгосрочных партнерских отношениях с «Hachette».

Еще одно событие в те дни состоялось в дошкольном отделении гимназии «Филипок». Это был психологический семинар-практикум «Арт-терапия: многообразие подходов. Опыт работы психологической службы гимназии». Особое внимание собравшиеся уделили песочной терапии, известной в Европе почти уже 100 лет и ставшей популярной у нас в последние годы. Здесь же, в здании «Филипка», мне показали новый кабинет песочной терапии, сделанный усилиями психологов и недавно распахнувший свои двери. Уютная комната, разделенная на две зоны с помощью нежно переливающихся воздушных штор из разноцветной органзы (при необходимости из них можно устроить шатер для той или иной работы с детьми), вмещает и «комнату страха», устроенную в шкафу-купе, и удобную мягкую мебель, и набор необходимых игрушек и других предметов, необходимых для психологической работы с детьми разных возрастов.

Знакомство с этой комнатой, а также с консультативным кабинетом психологов (не менее уютным), вылилось в беседу с руководителем психологической службы «Корифея» Ириной Глазуновой, которая трудится здесь пока полгода.

– Ирина Дмитриевна, вы недавно работаете в гимназии. В чем, на ваш взгляд психолога, ее отличие от других школ?

– Чтобы ответить на вопрос, сошлюсь на только что прошедший семинар по арт-терапии для психологов города. Меня очень удивила и обрадовала в связи с его организацией и проведением поддержка совета гимназистов. Я попросила ребят из старшей школы помочь накануне проведения мероприятия. В других школах, где я до этого работала, обязательно все нужно было лично проконтролировать, проследить, ту ли аппаратуру установили, правильно ли подключили и т.д. Здесь же я только сказала, что мне нужно для проведения семинара и в каком порядке я собираюсь показывать слайды на проекторе. А придя на следующий день к началу семинара, обнаружила, что все подготовлено безупречно: техника работает, все налажено и готово к работе. Задав ребятам вопрос: «Как быть с техникой, когда семинар окончится?», услышала в ответ: «Да вы не волнуйтесь, мы все разберем и отвезем, это не ваши проблемы». Вот это здорово!

               Ирина Глазунова

На мой взгляд, едва ли не самое ценное, что есть в гимназии, – это корпоративный дух, чувство ответственности за всю команду, движение всего коллектива (и педагогов, и учащихся, и родителей) в одном направлении.

Еще один важный момент: в кабинет психолога ни один ребенок не придет во время уроков. На моем предыдущем месте работы (где я вполне успешно трудилась много лет) дети стремились сбежать ко мне с уроков. Здесь ни с одного занятия никто не уходит, потому что им ин-те-рес-но! И это меня очень радует. Я вижу и чувствую: дети понимают, что психологи занимаются внутренней работой, что они готовы с ними разговаривать, серьезно относясь к их проблемам, но что делать это можно и нужно только в свободное от уроков время.

– Что нового появилось в гимназии с вашим приходом?

– Мы организовали группу из старшеклассников, желающих обучиться навыкам психической саморегуляции. Это специальный аутотренинг «Ресурс». Мы занимаемся этим потому, что весной и летом дети вступают в весьма напряженный ритм жизни – сдачу выпускных и вступительных экзаменов. Тренинг этот идет первым уроком, занимает 45 минут, в то время как уроки в школе длятся 40. Так вот, ребята сами пришли ко мне и попросили приходить утром на 15 минут раньше, с тем чтобы спокойно настроиться на продуктивную деятельность в занятиях всего учебного дня.

А еще мы начали проводить тренинги, применяя арт-терапевтические техники, с педагогами, обслуживающим персоналом, родителями. Их инициатором выступил сам директор, заинтересованный в возможности применения нестандартных форм работы – особенно с родителями учащихся. Для нас, специалистов психологической службы, важно еще и то, что, контактируя с родителями на тренингах в неформальной обстановке, мы можем практически представить наши методы психологической работы с их детьми, погружая их самих в поиск личных ресурсов. Например, родители с удовольствием приняли участие в творческом проекте по арт-терапии: создавали визитную карточку «Кто мы?», используя приемы изотерапии, коллажа. Получились очень интересные работы, а их названия говорят сами за себя: «Вальс цветов», «Нет хора без отдельных голосов»... Родители на себе прочувствовали, как меняются цветовые предпочтения в зависимости от цели проекта, как цвет влияет на эмоциональное настроение. Они были в восторге от работы и «на ура» приняли это как направление работы с их детьми.

Горящие глаза детей сопровождают все,
что происходит на каждом празднике в гимназии

...Чуть позже, в школьном кафе (или баре, как любят называть его сами гимназисты), за чашкой чая, продолжаю узнавать о все новых проектах, происходящих в стенах гимназии. Среди последних – идея раз в месяц устраивать в школе неделю той или иной национальной кухни. «Наше кафе – это нечто большее, чем просто место, куда приходят перекусить, – поясняет Мария Калужская. – И взрослые, и дети устраивают здесь мини-совещания, ведут горячие споры. А проект недели национальной кухни призван объединить и педагогов, и детей, и родителей, и, разумеется, работников нашего кафе, которые разрабатывают меню на неделю в соответствии с кулинарными традициями того или иного народа. Родители тоже не отстают. Многие мамы с огромным удовольствием готовили и несли в школу национальные блюда. Начиная с осени мы уже отведали украинскую, татарскую, белорусскую, английскую и узбекскую кухню. В феврале была французская еда ко Дню Святого Валентина, а в марте – русская кухня к Масленице. Благодаря таким акциям ребята знакомятся с основными принципами приготовления еды у разных народов, сами пробуют что-то приготовить дома с родителями».

Спустя еще полчаса в одном из коридоров гимназии нас останавливает процессия: учащиеся начальной школы колядуют. Вслед за стихами на нас сыплются рис, семечки, еще какие-то зерновые. Стряхивая с волос остатки риса, окончательно прихожу к выводу о том, что жизнь в гимназии постоянно кипит и в самом этом кипении уже заключен праздник. Мою мысль продолжает замдиректора по воспитательной работе Лариса Шавкунова:




















Лариса Шавкунова

– У нас к праздникам действительно особое отношение, потому что мы убеждены: они сплачивают коллектив. Вот тот же проект с национальной кухней. В нем все принимают участие: первоклассники, десятиклассники, учителя, родители. Мы не ставили цель всех их вовлечь в это, но всем было интересно – и все делали одно общее интересное дело.

– А какие праздники особо любимы в гимназии?

– Один из самых замечательных – День рождения «Корифея» с традиционной церемонией Посвящения в гимназисты, который мы проводим 19 октября. Его празднует вся гимназия. Причем, пока у нас было немного учеников, мы умещались в школе, а сейчас у нас договоренность с Уральской Академией государственной службы, которая предоставляет свой актовый зал. О значимости события свидетельствует и то, что в этом году мы наконец сделали свой, «корифейский» флаг. В этот день к определенному часу собираются все родители, все второклассники, посвящаемые в гимназисты. Открывается праздник торжественным полонезом и приветствием основателей гимназии. Наш директор Алексей Бабетов всегда напоминает нам о наших достижениях, переменах, произошедших за год в жизни гимназии. Педагоги с учащимися готовят литературный монтаж из пушкинских произведений. И только потом начинается собственно церемония посвящения. Ко второклассникам на сцене присоединяются старшеклассники, и маленькие ребята дают клятву. Звучит гимн «Корифея». В целом это потрясающее, трогательное до слез зрелище. После этого бывает еще, как правило, мюзикл на тему года, например: «Баллада о кризисе» в год дефолта, «Чертова дюжина» в год тринадцатилетия школы. Готовят это представление учителя совместно с учениками, а сейчас подключились и выпускники. В заключение праздника – непременный фуршет для всех.

Конечно, мы обязательно отмечаем и День учителя, и 1 апреля, и Масленицу. Их организуют наши старшеклассники с младшими ребятами. Нас это бесконечно радует, так как мы видим, что маленькие дети не боятся обратиться за помощью к старшим, не боятся общаться с ними. Такая взаимоподдержка для общего климата в школе чрезвычайно важна.

– Лариса Львовна, как вам кажется, в чем причина такой сплоченности?

– Я думаю, все это нам удается потому, что в нашей гимназии нет равнодушных. Для любого проекта мы создаем творческую группу, ведем разработки сценариев, придумываем реплики, костюмы. Причем начинается все со взрослых, с педагогов, с администрации, а дети, видя все это, автоматически подключаются, заражаясь нашим вдохновением.

А еще одна причина – в директоре. Знаете, как раньше говорили? «Каков поп, таков и приход». Так вот наш директор – исключительно творческий, думающий, прогрессивный человек. Он всегда поддерживает наши идеи и сам принимает участие в наших спектаклях; он неравнодушен к выставкам, которые мы организуем в стенах школы.

Я бы сказала, что он на шаг идет впереди паровоза, со вниманием выслушивая каждую нашу инициативу. И если ты сумеешь аргументированно представить свою задумку, защитить свою идею, то понимание и помощь с его стороны обеспечены. Например, в начале учебного года я представила ему около 30 направлений работы нашей системы дополнительного образования, и каждое такое направление надо было обосновать, доказать, защитить. После совместного обсуждения, конечно, выяснилось, что не все предложенное школе необходимо.

Такие отношения позволяют каждому сотруднику учиться анализировать свою деятельность, каждый день узнавать что-то новое и постоянно двигаться вперед и вверх. Поскольку эта гимназия не первое мое место работы, я знаю, что создать такую атмосферу удается очень немногим руководителям.

...Двери «Корифея» с его непрерывно кипящей жизнью закрылись за мной, оставив один на один с буднями массовой школы, ибо пока еще она составляет абсолютное большинство, и с попыткой (вот уже в который раз!) выразить природу очарования тех немногих школ, которые подобны «Корифею». Очарование это неуловимо, уклончиво, боится резких движений; оно соединяет, казалось бы, несоединимое – отсутствие достаточного количества помещений для занятий и высочайшее качество образования, простоту и какую-то милую домашность общения со строго выстроенной и отлаженной системой управления педагогическим коллективом. Может быть, создание школы – это все-таки очень личностный жанр? Может быть, личность директора всерьез накладывает отпечаток на школу? Может быть, это все-таки исключительно тонкое искусство – управление школой?..

Яна САРТАН,
Москва – Екатеринбург – Москва

Рейтинг@Mail.ru