От мотивации учителя — к
мотивации ученика
Современная школа испытывает острую потребность в развитии новых форм работы, которые повысили бы мотивацию обучения, вовлекли ребят в активное самостоятельное познание. В Москве учебно-методический центр Северо-Восточного округа и средняя общеобразовательная школа № 308 (с гимназическими классами) провели семинар для заместителей директоров по УВР на тему «Внедрение новых педагогических технологий в практику работы школы».
Заместитель директора по научно-
методической работе Людмила Стогниенко в своем докладе рассказала об организации работы школы, направленной на инновационную деятельность. Она отметила, что залогом успешной организации служит сплоченность и единая направленность коллектива на развитие школы. Например, интегративные уроки, подразумевающие плотное сотрудничество предметников – историка и литератора, математика и физика, биолога, географа и химика, – невозможны без объединения.
Для того чтобы сформировать потребность учителей в такой деятельности, организованы ежемесячные методические семинары, где учителя обучаются методам сотрудничества и практически, на себе «испытывают» эффективность тех уроков, которые разрабатываются для учащихся. В результате такой подготовки к проведению уроков повышается эффективность учебных занятий – в частности, в таких показателях, как повышение уровня самостоятельности учащихся в изучении предложенной темы. Для повышения эффективности работы учителей администрация школы ежегодно дает показательные обучающие уроки.
Доклад был дополнен и проиллюстрирован примерами использования проективных методов на уроках истории. Организация самостоятельной исследовательской деятельности ребят начинается с установочной лекции, затем происходит деление учеников на подгруппы, отвечающие за разработку одного блока подтемы. Промежуточные результаты работы отражаются на школьных стендах: все учащиеся школы могут получить дополнительную информацию, развивающую интерес к предмету. На завершающих этапах проводятся «круглые столы», проходят предзащиты проделанной работы, что формирует навык публичного выступления, дает чувство уверенности в своих знаниях.
Другой не менее интересный пример продемонстрировали сотрудничающие учитель математики Надежда Аза, преподаватель физики Ольга Асланова и педагог по информатике Елена Кузнецова. Их интегративный урок позволяет формировать целостность и системность знаний учащихся. Ребята самостоятельно работают в командах, выполняя поставленные перед ними задачи. Роль учителей на таком уроке – правильно направить учеников и организовать продуктивное сотрудничество.
Сотрудничают учителя информатики, математики и психолог. Они применяют в работе методы дальтон-технологии. Основные принципы этой технологии – свобода, самостоятельность, сотрудничество, что порой вызывает затруднение у ребят, привыкших к контролю. Работа осуществляется в четыре этапа: классный (урочный); коллективный (поисковый, исследовательский); лабораторный, когда учащиеся в послеурочное время могут самостоятельно работать с информацией в компьютерном классе, обращаясь по мере необходимости за помощью к учителям этой творческой группы. Итогом такой работы становится конференция, на которой ребята индивидуально отчитываются о результатах.
В арсенале работы школы есть и другие формы творческой работы с учащимися начальной и средней школы: технологии формирования критического мышления, уроки-зачеты и т. д.
Среди участников семинара было проведено экспресс-исследование, которое выявило, что пока редкие школы используют в полном объеме современные педагогические технологии. А ведь каждая школа уже сегодня имеет возможность строить свою работу в подобном режиме за счет часов школьного компонента. Требуется лишь творческая активность и правильная организация целенаправленной деятельности учителя, результатом которой могут быть очень интересные проекты детей.
|