Время, в течение которого Виктор АЛЕКСЕЕВ
занимает пост начальника отдела образования
Ленинского района города Чебоксар, исчисляется
неделями. А опыт Алексеева в роли директора школы
– годами. У Виктора Валерьевича есть все шансы
стать чиновником особенным. Будучи директором,
он сполна преодолел административные барьеры,
мешающие его работе, и выработал план борьбы с
ними. Но теперь – помимо идей – недавний глава
школы обладает важными рычагами в управлении,
которые, будем надеяться, он сумеет употребить на
пользу своим недавним коллегам–директорам.
На сегодняшний день образовательные
учреждения находятся в центре комплекса
различных правоотношений.
С одной стороны, государство
закрепляет автономность школ и обеспечивает их
правами юридического лица. В соответствии с
действующим законодательством они имеют
самостоятельный баланс, обособленное имущество
и сами несут ответственность по своим
обязательствам. Школы ведут собственную
бухгалтерскую документацию, управляют
персоналом, взаимодействуют с органами
государственного контроля – СЭС, пожарными и т.
д.
С другой стороны, государство – как
основной заказчик образовательных услуг –
оставляет за собой функции надзора и контроля. И,
кроме того, образовательные учреждения
ограничены в своей деятельности полномочиями,
предоставленными ему учредителем. Выходит, что
полной самостоятельности школы не имеют.
Бесспорно, против самого факта
контроля никто не возражает. Директорам
досаждает масса других административных препон.
Школу наделяют такими обязанностями, которые
затрудняют ей выполнение главной функции –
ведение учебно-воспитательного процесса: от
обучения отвлекает решение многих социальных
вопросов.
Так, образовательное учреждение –
этот элемент системы образования – одновременно
рассматривается как элемент местной
инфраструктуры. С этой точки зрения школу часто
используют различные организации и учреждения
для несвойственных школе мероприятий –
проведение выборов, концертов, переписи
населения и др., – что, по мнению Виктора
Алексеева, непременно сказывается на
образовательных результатах, поскольку ресурсы
школы идут не на выполнение основной задачи.
Видят в лице школы и поставщика
дополнительных услуг.
– Мы выполняем работу
паспортного стола, собираем документы,
торжественно вручаем паспорта, – рассказывает
Алексеев-завроно о тяготах Алексеева-директора.
– Используют наши ресурсы районные военкоматы,
осуществляют медосмотр медицинские учреждения…
В его «классификации барьеров» особое
место отводится случаям, которых, как считает
Виктор Алексеев, «в деятельности руководителя
образовательного учреждения полным-полно»:
– Приходят работники пожарной службы:
«Все запасные выходы должны быть открыты, чтобы в
случае пожара ученики могли беспрепятственно
покинуть здание». Следом за ними приходят
работники милиции с постановлением об усилении
ответственности за сохранность имущества. Но
если мы усилим работу в этом направлении, то тем
самым перечеркнем указания пожарных.
Взаимоисключающих распоряжений множество.
Естественно, они отвлекают.
К сожалению, список административных
барьеров пополняется и за счет эпизодов, не
оговоренных в документах, однако
предусмотренных «традициями». К примеру, принято
в случае необходимости заполнить трибуны
стадиона учениками. Время уроков? Тем лучше – все
будут на месте…
Виктор Алексеев составил целый список
способов борьбы с преградами, лишающими
школьников полноценной учебы, учителей –
бесперебойной работы, администрацию – выдержки.
Характерно, что революционные методы не
предлагаются: реальная жизнь не даст директору
совсем обособить школу, защитить ее от
неоправданных вторжений.
– Я допускаю, в полной мере не удастся
преодолеть межведомственные административные
барьеры, – признается Виктор Валерьевич.
А вот разработка «защитного
механизма» – небесполезна: препятствия можно
обойти, а в некоторых случаях даже извлечь из них
выгоду.
1. Повышение правовой грамотности
школьных администраторов.
– Чтобы правильно реагировать на
любую проверку, нужно хорошо знать свои права и
обязанности, – считает Алексеев. – Будучи
директором, я завел тетрадь, в которой отмечал,
сколько проверяющих ко мне приходило, указывал
цель проверки и записывал, на основании какого
документа они приходили. Вот на этом моменте –
основании для проверки – многие с заминкой
отвечают: «Мне сказали вас проверить…» Я
спрашиваю: «Скажите, был ли приказ,
распоряжение?» И часто слышу: «Хорошо, я в
следующий раз приду...» И вообще я солидарен с
мнением, что проверяющих не надо бояться. Когда
ты ставишь себе установку: проверяющий – такой
же человек, с ним можно найти общий язык, – то
становится достаточно просто.
2. PR-кампания, которая поможет
руководителям школьных учреждений реализовать
свои права: буклеты, брошюры, тематические сайты,
горячие линии юристов.
3. Создание ассоциированных
объединений школьных администраторов (клуб
директоров, их заместителей и т. д.).
Впрочем, возможен риск, что
представители власти – обладатели
административного ресурса – попытаются
оказывать давление на деятельность
ассоциированных объединений.
4. Школа сможет нормально
функционировать, если все контракты и процессы с
внешним миром сделать выгодными, нормативными,
рационально организованными.
Казалось бы, все отношения с
начальством уже оговорены в соответствующих
документах – взять хотя бы учредительный
договор. О чем с ним можно договариваться, кроме
того что оно должно выполнять инструкции,
управляя вами? И с этим не поспоришь.
Соответственно не предлагается аннулировать или
реорганизовать те контракты, выполнение которых
общественно необходимо и данная общественная
функция не может быть реализована иначе.
Здесь имеются в виду отношения (с тем
же отделом образования), не предусмотренные
уставом или каким-либо другим документом, но
школе навязываемые. Есть предложение эти точки
соприкосновения прописывать в документе – так
называемом социальном контракте – и
договариваться о партнерских отношениях.
5. Структурирование полученных
административных барьеров и выявление методов
их снижения, их предотвращение, разработка
рекомендаций по оптимизации контрактов и
процессов.
Данный пункт – прямое продолжение
предыдущего. Социальные контракты в образовании
– дело новое, и их разработкой нужно заниматься
вплотную.
К слову, словосочетание «социальный
контракт» (или «общественный договор») впервые
появилось в трудах философов Томаса Гоббса и
Жан-Жака Руссо. Именно после книги Руссо «Об
общественном договоре» (1762) понятие стало
популярным в европейской политике и социальной
науке. Правда, к нынешнему времени от той
концепции осталось лишь ее ядро: для достижения
социального порядка, устраивающего всех или хотя
бы большинство, нужны эффективные механизмы
согласования интересов отдельных людей и
общественных институтов.
В России функционирует Институт
национального проекта (ИНП) «Общественный
договор». В частности, его создали для того, чтобы
выработать стабильные и справедливые правила
игры для членов общества, а также их
организованных групп, между собой и властью. До
сих пор ИНП был известен действиями по
дебюрократизации в предпринимательстве.
Институт оказался для большого числа
предпринимателей «спасательным кругом»: им
помогают так строить свою деятельность, чтобы
никто не мешал.
В Институте национального проекта
очередь дошла и до проблем образования. Виктор
Алексеев в новом проекте выступает в качестве
регионального эксперта. Он обеими руками
голосует за миссию ИНП – через переговоры прийти
к формированию альянса школы и власти.
Инна АЛЕЙНИКОВА