Обучалки для началки,
или Размышления дилетанта о том, впускать ли в школу виртуальный мир обучалок и догонялок
Споры вокруг компьютерных игр, наверное, похожи на те, что велись во времена изобретения печатника Гуттенберга. Ведь как до него печатали книги: брали пальму, распиливали ее на доски, потом целиком вырезали тексты страниц и на них печатали, а этот немец-выдумщик в середине XV века соорудил такие славные литеры-буковки!..
Таким образом, за шестьдесят лет, к началу века XVI, Европа уже читала 30 тысяч различных наименований книг, далеко не всегда божественного содержания. Так типографщики создали параллельный земному, «земляному» миру – мир печатный, книжный, полувиртуальный.
– Подарите нам хотя бы старенький компьютер, – говорит учительница первоклассников на родительском собрании, – и мы будем работать с компьютерными дисками. Есть очень интересные обучающие игры!
Родители дарят. Одни действительно собирают с миру по нитке –кто монитор, кто серенькую мышку, другие берут деньгами и привозят новенький ПК из магазина. Так в классе появляется новое образовательное пространство, которого не было в начальной школе ни у родителей первачков, ни тем более у дедушек с бабушками.
Виртуальный мир любопытен всем. Дети проникают в него под всякими предлогами со спросом и без спроса, по учительскому и родительскому заданию и без него.
Опытным глазом учитель сразу определит, на какое развитие ребенка направлен игровой диск: где авторы работают на память, где на внимание, логическое мышление, эстетический вкус. Красивые, доброжелательные к ребенку диски даже в ситуации очень медленного движения пользователя к успеху его поддерживают и одобряют.
На детских компьютерных играх не стоит гриф Минобразования «рекомендовано для работы в младших классах», как на учебниках начальной школы. Игры, таким образом, попадают в разряд «книг для внеклассного чтения», дополнительной литературы, дополнительного образования. Хочу «читаю» диск «Клиффорд учит английский», не хочу или не имею возможности – не читаю и не выполняю его задания.
Нужно ли в начальной школе создавать специальное пространство для этого своеобразного внеклассного чтения, развивающего младшеклассников? Обучалки, развивалки, стрелялки, догонялки… На этой строчке они поставлены в ряд. Смотрят учителя и, наверное, говорят: неверно поставили, не могут они стоять в одном ряду. Да мне и самой хочется разделить игры на феодальные сословия: игровой бомонд – это обучалки с развивалками, а презренные парии – стрелялки и догонялки. Почему учителю хочется разделить, почему обучалка – это хорошо, а догонялка – плохо? Хорошо выстроенная дружелюбная догонялка, тренирующая внимание, быстроту реакции, может быть тоже из игрового бомонда – и отлично, если медлительный, невнимательный ученик увлекся ею?
На дисках игра и учеба не противопоставляются друг дружке. В сознании у ребенка тоже. Только вот нет на дисках рефлексивного окончания урока: так чему же ты, дружок, научился сегодня, выполняя это задание? Ах, ты, оказывается, теперь умеешь складывать двузначные числа?! Пусть тебя это потрясет.
На дисках обязательно есть нечто завлекательно-зовущее младшеклассника. Хочешь попробовать себя: построить дом, город, посадить огород, найти нужные слова, буквы, цифры, попасть, а потом выбраться из лабиринта, спасти друга, принять нестандартное решение – действуй смелее. Учеба-действие упакована в увлекательную игру. Остается решить: школа – это то место, где младшеклассникам можно, а может быть, даже нужно играть в компьютерные игры в классной комнате, медиатеке, или это занятие сугубо домашнее, компьютероклубное, так сказать «внеклассное чтение», которое в школу впускать не стоит? А то как бы чего не вышло!
Евгения СОКОЛОВА
Фото А.СТЕПАНОВА
|