Как поддержать новичков
Джон КОНЬЕРС, известный консультант по вопросам образования и бывший руководитель школьного округа, делится своим опытом подготовки новых директоров школ.
Кому довериться?
На вершине всегда одиноко. Несмотря на всю свою банальность, этот афоризм точно отражает истину, которую мы зачастую не можем понять. Новым руководителям в нашей системе образования нередко не удается раскрыть свой потенциал, хотя они обладают очевидными талантами, способностями и энтузиазмом. Отчасти это происходит потому, что у них нет никого, с кем бы они могли обсудить свои проблемы, нет человека, которому они могли бы довериться.
В некоторых школьных округах существуют менторские программы для новых администраторов и директоров. В рамках таких программ к новичку обычно прикрепляется опытный, компетентный коллега. Однако не всегда такой человек может стать настоящим «наперсником».
В других округах роль ментора обычно возлагается на вышестоящих начальников. Эти люди, безусловно, обладают богатым опытом и могут обеспечить соответствующее руководство и поддержку, однако новички часто не готовы делиться своими тревогами и переживаниями с ними из-за боязни показаться слабыми или некомпетентными. Они могут притворяться, что все идет отлично, даже несмотря на существование серьезных проблем – профессионального или личного плана, которые мешают им адаптироваться к новым обязанностям.
Директор в роли «протеже»
К 2003 году, когда я вышел в отставку с поста суперинтендента 15-го школьного округа в Палатайне (штат Иллинойс), у нас уже четыре года работала инновационная программа менторства Protege Mentoring Program, которой удалось решить подобные проблемы. Эта программа помогает развить лидерские качества в сотрудниках, обеспечивая им круглосуточную поддержку опытного наставника на абсолютно конфиденциальной основе.
Программа выводит менторство за традиционные рамки. Более того: она добавляет к ним новый аспект, поскольку исходит из того, что, для того чтобы помочь кому-то достичь профессионального успеха, нужно поддерживать его как человека, а не просто развивать его профессиональные навыки. Это не обычная система, но она работает.
В группу «протеже» могут входить как люди, пришедшие в округ со стороны, так и те, кто и раньше работал у нас, например бывшие замы, доросшие до должности директора. Просто быть новичком на своем посту недостаточно для того, чтобы стать «протеже». Суперинтендент лично отбирает людей для участия в программе после консультаций с другими руководителями округа.
Каждый «протеже» встречается один на один со своим ментором раз в 4–6 недель в течение по меньшей мере двух лет. На этих встречах наставник должен помочь подопечному «раскрыться» – проанализировать свои достижения, цели, задачи и, конечно же, препятствия, которые встречаются на его пути.
В этих беседах упор делается на творческое решение проблем. Ментор может сам предложить альтернативные пути или вместе с подопечным устроить мозговой штурм для поиска новых идей. «У него хорошо получается очертить проблему, перечислив все важные моменты, – отозвался один из участников программы о своем менторе. – В общении с ним ты убеждаешься в правильности сделанного выбора. Он помогает понять, как я пришел к тому или иному решению, какие мотивы за ним стояли и было ли оно верным». Этому мнению вторит и другой директор-новичок. Она стала «протеже», еще будучи заместителем директора, и работала с ментором в течение двух лет. «Если мне требовалось услышать мнение о моей идее, он предлагал несколько альтернатив, задавал вопросы и помогал найти правильный ответ. Обычно это был ответ, который я уже знала, но его поддержка укрепляла меня в моем решении».
Уважительные отношения
Существенный аспект нашей программы – гарантированная конфиденциальность. Основополагающее правило: без разрешения «протеже» никакая информация не может быть передана третьему лицу, даже суперинтенденту. Единственным исключением может стать ситуация, когда ментору становится известно об опасности, угрожающей ученикам, преподавателям или самому «протеже». Но даже в этом случае он имеет право передать эти сведения только специально оговоренному лицу.
Исследования показывают, что отношения между ментором и «протеже» могут быть успешными и продуктивными, только если подопечный уважает своего наставника. Нашему округу посчастливилось работать с Джеромом Шапиро, который подошел к своим обязанностям со всей ответственностью.
Сам Шапиро характеризует себя как защитника людей, с которыми он имеет дело. «Я стараюсь заслужить их доверие и уважение. К каждому пытаюсь найти особый подход, поскольку они очень разные и у них разные потребности. К тому же каждый находится на разных ступенях своей жизни или карьеры».
Вспоминает один из выпускников программы: «Во время наших первых встреч я приглядывался к нему и убедился, что он действительно пытается понять меня. Он заслужил мое уважение и доверие, и мне было комфортно общаться с ним. Я действительно чувствую, что он помог мне стать директором».
Не прекращающаяся поддержка
«Протеже» особенно хвалят саморефлексию как важный аспект этих встреч. «Для меня самой важной была возможность отрешиться от всех забот и посвятить некоторое время беседе и размышлениям о моих успехах», – говорит директор, который около года участвовал в программе. Его коллега добавляет, что он тоже оценил шанс оторваться от повседневной рутины и задуматься о своей деятельности. «Иногда ты настолько занят, что у тебя просто нет времени на размышления», – сетует он.
В дополнение к личным встречам, проходящим по расписанию, «протеже» могут в любое время связаться с наставником по телефону или электронной почте. Со своей стороны, ментор тоже может войти в контакт с любым подопечным. Нередко он посылает им копии статей из профессиональных журналов и других изданий, которые, по его мнению, имеют отношение к их проблеме или могут натолкнуть на ценные соображения. Некоторые «протеже» перенимают эту полезную привычку и используют ее в своей работе директора.
«Помимо наших регулярных встреч я общался с ним всего лишь раз или два, но было приятно знать, что я всегда могу обратиться к нему, если это будет необходимо, – отзывается один из «протеже» о своем наставнике. – Это очень помогает – поговорить с кем-то, кому ты не безразличен. Просто здорово знать, что у тебя есть такая поддержка».
Смягчить горечь расставания
Увольнение сотрудников – одна из самых тяжких обязанностей руководителя, но иногда это просто необходимо делать – ради блага округа и в интересах людей. Особенно нелегко пойти на это, если человек, которого предстоит уволить, занимает пост директора или заместителя директора школы.
У нас был случай, когда мы попросили нашего ментора принять участие в сложном «бракоразводном» процессе. Это оказалось весьма полезным для всех сторон. По нашей просьбе наставник присутствовал на решающем совещании, а также встретился с кандидатом на увольнение лично. Его участие и советы помогли убедить этого человека, что его карьера не заканчивается, скорее это шанс начать все сначала, учтя опыт предыдущих ошибок. Описанная ситуация была не самой приятной, однако помощь ментора сыграла свою положительную роль.
Позитивные
результаты
Программа, которую мы разработали, исходит из того, что важно не только поддерживать профессиональный рост школьных управленцев, но и помогать им решать личные проблемы. Даже на рабочем месте люди не всегда могут забыть о неурядицах в семье или других личных сложностях. Кроме того, у каждого из них свои представления о морали, склад характера, религиозные убеждения. Все это потенциально влияет на решения, которые они принимают, и на их способность эффективно работать.
Я также понимаю, что далеко не каждый нуждается в наставнике. Однако администраторы, которые участвовали в программе в качестве «протеже», показали себя более успешными в решении проблем.
Обеспечивая персональную поддержку новым руководителям, Protege Mentoring Program существенно сократила период «притирки» этих ценных – и высокооплачиваемых – сотрудников, сэкономив таким образом средства округа. Она значительно укрепила дух и снизила стресс среди участников. Подавляющему большинству «протеже» программа помогла поверить, что они могут добиться успеха. Их отзывы о программе – самые положительные:
- «Это было здорово! Не могу представить, что бы я делал последние три года без этой поддержки».
- «Для меня было честью познакомиться с этим ментором. Он помог мне совершить нелегкий переход от должности зама к должности директора школы в середине учебного года. Мне это было просто необходимо!»
- «Ментор многому научил меня во время наших бесед. Обладатель богатого опыта, он и мне показал иную перспективу, которую я сам не мог увидеть».
По материалам журнала
The School Administrator подготовила Юлия МИФАЕВА
|