М.: Министерство образования РФ,
Национальный фонд подготовки кадров, 2004
Название книги точно отражает ее содержание – речь идет об относительно новом явлении отечественного образования, получившем название профильного обучения (при этом четко разводятся два понятия «профильное обучение» и «профильная школа» как одна из возможных форм реализации профильного обучения). Книга не нуждается в критической оценке, так как она не содержит материалов, подлежащих обсуждению.
Прежде чем говорить о сильных и слабых сторонах профильного обучения, необходимо разобраться, что оно собой представляет, чем отличается от обучения в школах с углубленным изучением различных предметов. Именно этому и посвящено данное издание. В книге собраны материалы об элективных курсах, иначе говоря – курсах по выбору, которые и составляют ядро профильного обучения. Что такое «место, свободное от стандарта», на решение каких задач направлено введение элективных курсов, как может выглядеть программа, как подбирать учебные книги – обо всем этом рассказывает в своей статье А.Г.Каспржак. Автор убедительно показывает, что педагогический эффект от элективных курсов не в последнюю очередь зависит от их места в образовательном пространстве школы.
Достаточно большой объем занимают нормативные документы, и прежде всего «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования», утвержденная Министерством образования РФ. Практический интерес представляют рекомендации педагогам и руководителям школ, которые уже начали осуществлять профильное обучение.
Очевидно, что данное издание предназначено для представителей администрации образовательных учреждений. Однако оно может быть полезно и педагогам-предметникам и даже школьным психологам в той части, где дается общая характеристика профильного образования и элективных курсов. По мнению авторов, введение в учебный план элективных курсов предоставляет старшеклассникам возможность осуществления выбора образовательного пути. Как известно, обязательные предметы и единые программы не оставляли места для такого выбора. Значительно более свободными оказываются и педагоги, так как любой элективный курс – авторский. Правда, трудно не согласиться с А.Г.Каспржаком, что эти благие намерения могут и не сбыться.
Эта книга – первая из семи брошюр серии «Элективные курсы в профильном обучении». Последующие содержат программы элективных курсов по отдельным учебным предметам.
Наивно утверждать, что мы имеем дело с законченной программой профильного образования. Это лишь начало разговора о профильном обучении. Однако оно дает серьезный повод задуматься о возможностях профильного обучения, его очевидных положительных сторонах и самое главное – о перспективах его развития в собственном учебном учреждении.
Рецензию подготовила Марина СТЕПАНОВА