М.: НИИ школьных технологий, 2004
Еще лет 15–20 назад большинство детей учились по одинаковым учебным программам и читали одни и те же учебники, а учителя пользовались переиздававшимися из года в год в слегка переработанном виде методическими пособиями. В наше время учителю нелегко остановить свой выбор на том или ином учебнике. В еще более трудном положении оказываются руководители образовательных учреждений: им необходимо иметь хотя бы самое общее представление о существующих образовательных технологиях и о возможностях их использования при преподавании не какого-то одного, а всех учебных предметов. Книга В.В.Гузеева в данном случае окажется весьма полезной. Следует отметить, что ее можно рекомендовать не только директору школы, но и его заместителям, заинтересованным в умелом построении учебного процесса в своей школе.
Как отмечает сам автор, книга дает представление об образовательной технологии, а также о том, что от нее можно ожидать, а на что рассчитывать вовсе не следует. В частности, дается объяснение, что такое образовательная технология, приводится классификация существующих в настоящее время в педагогической практике технологий. Наверняка многое из того, о чем пишет автор, покажется читателям хорошо знакомым, однако хочется обратить внимание не столько на новизну содержащейся в книге информации, сколько на системность ее представления. Например, вряд ли найдется педагог, который бы не слышал о проектном обучении, но нелишним будет знать, каково его место в образовательных технологиях. Автор особо отмечает влияние разных образовательных технологий на познавательную самостоятельность учеников и посвящает данной проблеме целую главу. Это, пожалуй, самая трудная для понимания часть книги, так как не совсем ясно, зачем автору потребовалось вводить этот термин. Причем для обоснования своей точки зрения автор обращается к толковому словарю русского языка и ставит своей задачей определить различия между активностью, инициативой и самостоятельностью. Представляется, что, когда речь идет о влиянии обучения на умственное развитие детей, на их познавательную активность, целесообразнее обратиться к результатам психологических исследований. А психологам есть что сказать и о развивающем, и о личностно ориентированном обучении. Такой совместный психолого-педагогический проект оказался бы интересным значительно более широкому кругу читателей – всем занятым в образовании.
Что касается собственно книги, то, несмотря на относительно небольшой объем (около 100 страниц основного текста, а остальное – приложение и примечания), ее вряд ли можно рассматривать в качестве настольной для руководителей образовательных учреждений. Даже сам автор замечает, что она не относится к разряду легкого чтения. Однако не хотелось бы запугивать потенциального читателя, готового к серьезному разговору на серьезную тему.
Рецензию подготовила Марина СТЕПАНОВА