В школу всегда было принято приходить за
знаниями. Им в жертву приносилось здоровье глаз,
позвоночника, желудка и нервной системы… Даже
как-то привычно стало, что одно исключает другое.
Но попытки прекратить это опасное соперничество
велись.
В настоящее время – все настойчивее. И если
раньше, как правило, через физкультуру и спорт, то
теперь атака на «нездоровую» школу идет по
многим направлениям.
…В московской средней общеобразовательной
школе № 1061 забота о здоровье учеников признана
делом первостепенной важности, в связи с чем
администрация хочет мобилизовать как можно
больше ресурсов. Сама школа их предложить почти
не могла. Однако директор Маргарита ПЫЛЬНОВА не
довольствовалась принципом «чем богаты – тем и
рады».
– Маргарита Петровна, какие
причины заставили вас пересмотреть школьный
уклад и начать переход к нововведениям?
– Наша школа находится в столичном
районе Кунцево, который считается экологически
чистым. Но хорошая экология не решает всех
проблем со здоровьем. Пятнадцать лет назад школу
построили «под разгрузку», то есть к нам перешли
дети из соседних учебных заведений. При этом сами
загрузились очень сильно: сразу открылось 40
классов. На сегодняшний день у нас 30 классов, 754
ученика. Достаточно большая школа.
Мы вывели средний
социальный статус семей учащихся: нет очень
богатых родителей, как нет и слишком нуждающихся.
Основная «прослойка» – дети, которые нуждаются в
дополнительном питании, дополнительной
медицинской, социальной помощи.
Решать этот вопрос мы начали с
обсуждения на педсовете. Написали
образовательную программу и с просьбой включить
нас в эксперимент вышли в правление образования.
Хочу подчеркнуть, что мы не являемся «школой
здоровья». Это особый тип школ. А нам Департамент
образования Москвы дал официальный статус
«школа содействия и укрепления здоровья». Так
работаем второй год.
При каждой такой школе созданы центры
содействия и укрепления здоровья. Это
самостоятельные органы внутри школьного
образования. В них входят медицинские работники,
которые изначально были при школе (медсестра и
врач), а также заместитель директора по
социальной защите детей, психологи, в том числе
социальный психолог, родители, специалисты ЛФК,
массажа, замдиректора по науке и
учителя-предметники. Главная задача центра –
мониторинговые исследования: отслеживание
результативности нашей работы в направлении
«школа содействия и укрепления здоровья» и ее
корректировка.
Все это наши сотрудники, они находятся
на бюджетной заработной плате. А дополнительные
ставки мы получаем в управлении образования как
школа такого статуса. Другими словами, оплата
сотрудников центра не требует от школы
финансовых вливаний.
– Учителям требовалась помощь,
чтобы изменить подходы к работе?
– Мы «спотыкались» в кадровом плане.
Заниматься вопросами здоровья должны
профессионалы. Нам удалось «отучить» часть
учителей-предметников на кафедре валеологии в
Московском институте открытого образования. На
следующий год я буду выискивать возможность
«отучить» других. Но обеспечить стопроцентную
подготовку коллектива нереально. Помогает то,
что в Западном округе Москвы хорошо работает
система семинаров. Мы посещаем все из них, так или
иначе связанные с опытом «школ здоровья». Также
окружное управление образования обеспечивает
нас литературой, раздаточными пособиями. До нас
доносятся все новые достижения.
Есть и другой аспект кадрового
вопроса. Когда мы начали работать по этой теме,
только 30 процентов учителей поддержали идею.
Другие присматривались: пойдет–не пойдет.
Сегодня их около 50-ти.
Правильно отмечают: историки считают
свой предмет самым главным, математики – свой:
«Почему я должен с кем-то считаться?» Надо было
перестроить учителя. И сегодня мы сравниваем
количество домашних заданий по разным предметам,
чтобы педагоги распределяли нагрузку. Стараемся
под ребятишек сделать расписание, организуем
подвижные переменки. За десять минут до начала
урока – зарядка. Не все, но большая часть людей,
которые понимают ее значимость, зарядку
проводят. Есть паузы на уроках. Очень хорошо в
этом направлении работают учителя начальной
школы, где дети знают, что через двадцать минут
нужно встать, попрыгать, похлопать.
Возможно, кто-то в душе
и не приемлет эти новшества. Но мы на всех
педсоветах, совещаниях при директоре ставим один
и тот же вопрос – нравственное, физическое и
психическое здоровье ребенка. Я ни на кого не
давлю, но надеюсь переубедить опытом,
накопленным в коллективе.
– Какие еще общие требования
существуют к «школам содействия и укрепления
здоровья»?
– Двухразовое бесплатное питание
детей. И я могу заявить, что вопрос о голодных
обмороках отсутствует. До этого были случаи…
Дети получают очень хорошую, сбалансированную
пищу, причем с учетом их вкусов.
Кстати, недавно социальные психологи
провели тестирование родителей о
сбалансированном питании дома. И оказалось, что 25
процентов учеников не получают на обед и первое,
и второе, и третье. В лучшем случае – первое. И
очень жалко, что родители не интересуются
вкусовыми пристрастиями своих детей.
В школе три урока физкультуры в неделю.
Но кадры отсутствуют. И чтобы компенсировать
двигательную активность детей, проводим «дни
здоровья», спортивные праздники, работают
секции.
– Наверное, разговор о
проблемах придется выделить отдельно…
– Проблема с материально-технической
базой. У школ, которые уже «с рождения»
определены как «школы здоровья», таких проблем
нет. А мы пытаемся свои решать. Например, добились
того, чтобы в пищеблоке количество жарочных и
варочных площадей соответствовало нормам. Это
бюджетные деньги. Мне не понадобилось это
«выбивать» – у нас понимающее руководство, –
однако держать проблему в голове пришлось.
Как хорошо было бы детям иметь по два
комплекта учебников (один дома, другой – в школе)!
Эта проблема финансовая. Решать ее –
государству…
Но главная проблема у школ – с
отсутствием медиков. Врач приходит два раза в
неделю, а медсестра вообще только на прививки!
Сегодня мы блестяще сотрудничаем со
своим физкультурным диспансером. Они бесплатно
делают массаж, ЛФК – тоже бесплатно. Часть
массажистов я приняла на свои ставки
специалистов, а все остальное организуют они. Во
время уроков (мы договорились с учителями, что
здоровье – в первую очередь) ребенок в течение
десяти дней проходит курс массажа. И таких
ребятишек уже много.
В районе появился центр Валентина
Дикуля. Там бесплатно протестировали на
современном оборудовании всех наших детей 8–11-х
классов. Договор был осуществлен силами
муниципалитета. Я прекрасно понимаю, что это была
рекламная акция. Но и мы выиграли! Детям
поставлен диагноз, и родители знают, что ребенка
надо лечить.
Есть идея открывать в школах
физиотерапевтические кабинеты. Я выступала с ней
во многих местах у нас в районе. Вы представляете,
ребенок, который месяц дома отболел, в школе во
время и после уроков проходит
физиотерапевтические процедуры. Его в
поликлинику вести не надо: сколько бы родители
сэкономили времени, а в будущем – не взяли
больничных листов!
Медицинское обслуживание – самый
больной для меня вопрос. Когда я слушаю, как
хорошо в некоторых российских школах оно
осуществляется, то кажется, что нахожусь в
сказке. А у нас сказка пишется трудно. Я являюсь
депутатом Районного собрания и вижу ту
межведомственную разобщенность, которая
существует между здравоохранением и
образованием. Здравоохранение думает, что мы
хотим взять его инициативу в лечении детей. Лично
я этого не делаю. И даже не ставлю перед собой
подобных планов. Моя задача – организовать такой
учебно-воспитательный процесс, чтобы ребенок
чувствовал себя в школе комфортно.
Беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА