Приказ – не лекарь
Широкий ли размах примет решение школьного руководителя взять за основу работы лозунг «Здоровые дети – здоровое будущее» или борьба за здоровье учеников будет носить локальный характер –
в любом случае директору предстоит в той или иной мере перейти
в новый режим: режим инновационного функционирования.
Победы и ошибки на этом пути собираются и обобщаются. Аналитической информацией делится Лариса ЧАУСОВА – региональный координатор проекта «Обучение здоровью
в образовательных учреждениях РФ» в Ростовской области.
Уруководителей школы, участвовавших в проекте, произошли изменения в представлении об иерархии ценностей. Они коснулись как личностных, так и управленческих стратегий.
Руководители ОУ поняли, что невозможно только приказами и распоряжениями повлиять на улучшение здоровья учащихся. А в связи с этим потребовались изменения в стиле их руководства. Директора стали привлекать к со-руководству учителей, чаще и регулярнее проводить обсуждения проблем жизнедеятельности учреждения. Учителя и учащиеся больше вовлекались руководителем в разработку и принятие организационных решений; ряд управленческих полномочий делегировался учителям; создавались структуры, наделенные правом самостоятельных решений.
Руководители стали уделять особое внимание атмосфере образовательного учреждения, созданию здоровьесберегающей среды, что в свою очередь сказывается положительным образом на самочувствии учителей и учащихся.
Участие руководителей образовательных учреждений в обучающих тренингах повлияло на изменение их отношения к проекту – от формального участия, направленного на локальные изменения в образовательном процессе, к позиции «идейного» лидера (особенно это наглядно в учреждениях, где директор совмещал позицию руководителя и тренера проекта).
Изменилось представление о проведении работы по улучшению здоровья в школе – возникло понимание необходимости создания комплексной общешкольной программы здоровья и формирования команды единомышленников для ее реализации.
У директоров поменялось отношение к учителю и его роли: руководители увидели новые творческие возможности учителей, осознали необходимость стимулирования их профессиональной компетентности. Акцент в управлении школой сместился на формирование психологически безопасной атмосферы, позволяющей учителям и учащимся получать удовольствие от совместной работы в процессе обучения (так, например, урок перестал быть процессом передачи знаний от учителя к ученику, а превратился в процесс совместного творчества).
Необходимо все-таки обратить внимание и на ряд проблем, возникавших у руководителей образовательных учреждений.
Несмотря на положительную динамику, происходящую в деятельности образовательных учреждений, требования органов управления образованием остаются прежними и ориентированы «на результат». В этом случае руководитель находится в состоянии противоречия, так как происходили изменения на уровне ценностей и смещался акцент в целях и задачах образовательного учреждения, но не изменялись формальные требования к результатам деятельности школы. Это проблема, тормозящая инновационные моменты и негативно влияющая на мотивацию учителей к изменению своей роли и позиции в вопросах результата своей деятельности.
Еще одной трудностью для директора является то, что в школе остается часть педагогического коллектива, для которой идеи проекта не стали личностно значимыми. Это, безусловно, осложняет управление коллективом.
|