Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2005

Опыт

Часть II
Объекты управления образовательным учреждением,
или Беспокойное хозяйство-2

Начало см. № 2–9, 13–21, 23, 33–37, 39, 42–46/2004; № 1–3/2005

§ 3. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Значит, первый вывод, который напрашивается сам собой: повышение квалификации — это неотъемлемая часть образования педагогических кадров. И, решая эти вопросы, мы исходим из того, что основу профессионального образования педагоги получают в высших педагогических учебных заведениях, а затем (приходя или продолжая работу) в образовательном учреждении, постоянно развиваясь, повышают свое мастерство в выбранной ими профессии:

И вновь перед руководителем встают смысловые, целевые и оперативные проблемы, теперь уже связанные с такими наиважнейшими вопросами жизнеобеспечения образовательного учреждения, как уровень профессионального мастерства педагогической команды.

Очень жизненный слоган: Какие учителя — такая и школа!

Лермонтов писал о «герое нашего времени», а мы решаем не менее серьезную философскую проблему «Учитель нашего времени». Как сделать так, чтобы учитель никогда не был «лишним человеком», «маленьким человеком», «человеком в футляре» и т.д.? И речь идет не только о заработной плате. Речь идет о высоком престиже профессии, который в немалой степени зависит от самих педагогов. Если учитель получил блестящее образование, широко образован и педагогически одарен, если его пытливый ум всегда находится в движении и поиске новых и интересных идей, если он владеет всеми «магиями педагогического чародейства и учительского волшебства» под скромным названием «образовательные технологии», то это будет означать, что педагог состоялся в своей профессии.

И тогда вопросы профессионального карьерного роста становятся задачей не только самого педагога, но и руководителя, который обязан создать в учреждении систему, обеспечивающую продвижение учителя по карьерной лестнице. Но речь идет не о той лестнице, каждая ступенька которой представляет собой иерархически более высокую должность, хотя и это явление тоже рассматривается в вопросах подготовки управленческих кадров системы образования. Речь идет о карьерной лестнице «внутри» профессии, отражающей «великий путь» от молодого специалиста до учителя экстра класса.

Как автомобилист — автомобилисту! Как-то на дороге впереди себя я увидела учебный автомобиль, как обычно обозначенный буквами «У» и наклейками «Учебный». Сам знаешь, как водители реагируют на появление такой «помехи» впереди себя. А тут на этом учебном автомобиле во весь низ заднего стекла была приклеена надпись, сделанная аршинными буквами: «ВСПОМНИ, ТЫ САМ БЫЛ ТАКИМ!». Какая же умница этот инструктор, который работает на такой машине! Он воззвал к душе и сокровенным воспоминаниям каждого на дороге и добился уважения к обучающемуся вождению молодому коллеге.

Именно этот лозунг — «Вспомни, ты сам был таким» — мы и возьмем за базовое отношение к проблеме организации условий для профессионального роста педагога. И, вернув себя в прошлое, попробуем представить в общих чертах те этапы, которые проходил каждый из нас. От момента трепетного чувства начала своего первого в жизни урока — до, казалось бы, повторяющегося теперь из раза в раз, но все равно чего-то нового и неизведанного, с чем встречаемся мы каждый день и каждый учебный час нашей учительской жизни. И воспоминания об этих этапах представим в виде лесенки, самая нижняя ступенька которой и будет представлять собой тот день и час, когда мы решили, что пойдем работать в школу, и, сделав этот непростой во всех смыслах выбор, окунулись в педагогиче¬скую «пучину», которая символически изображена на схеме.

Итак, как видишь, процесс обучения педагогов дело не шуточное, требующее четкого осознания руководителем следующих важных позиций:

И тогда на вопрос, «ради кого и ради чего нам жизненно необходимо продумать и осуществить не формальную, а жизненно потребную систему обучения педагогов?», ответ напрашивается сам собой: конечно же, ради детей. Ибо не может научить ребенка педагог непрофессиональный, не владеющий современными образовательными технологиями. Но для руководителя очень важен и другой смысл, которым должна быть озарена эта работа: учить педагогов необходимо ради них самих, ради их собственного уважения к себе и своей профессии, ради их собственного осознания зоны своего ближайшего развития, т.е. ради жизни на перспективу.

Наступивший XXI век привнес в нашу систему образования еще одну проблему, с которой сталкиваемся мы, учителя, все больше и больше: дети опережают нас, взрослых, в знаниях и овладении тем, что так неправильно называется в системе повышения квалификации — компьютерной грамотностью, а на самом деле, в технологиях овладения современными информационными коммуникациями. Этот новый для большинства учителей мир, ощетинивший на нас свои дисплеи, грозит разрушить то, чего с таким трудом достигает учитель — понимания и контакта с ребенком. И выглядим мы перед нашими детьми как «бронтозавры» уходящей эпохи, поскольку часто не понимаем их языка, образованного из смеси английского терминологического и русских окончаний существительных и глаголов, не понимаем их интересов и погруженности, поэтому находимся в разных мирах, все более отдаляющихся друг от друга со скоростью времени. Прогресс не остановить, как не остановить и развитие интересов наших детей. Поэтому нам, учителям, остается одно — семимильными шагами догонять. А догоняющему всегда трудно. Тем более, что веками педагогическая система выстраивалась в четкой схеме — учитель знает больше, его авторитет всегда зависел от знаний и умений эти знания передать. И теперь в этой отлаженной системе произошел разрыв. Конечно, у нас еще есть государственные программы и требования, экзамены и тесты. Нам пока есть чем удержать ситуацию. Но это пока.

А вопрос «Для чего?» достаточно четко поставит образовательные цели перед каждым конкретным учителем, начинать формулирование которых можно со слов: «для того, чтобы достичь…», «для того, чтобы узнать...», «для того, чтобы научиться…», «для того, чтобы увидеть…», «для того, чтобы разобраться в…» и т.д. И когда станет понятной цель, т.е. для чего нам необходимо это сделать, мы разрабатываем операциональные действия, отвечающие на вопрос: «Как это сделать, чтобы достичь определенных нами перспектив?». А поскольку цели мы поставили для каждого педагога, то и раскрывать операциональные позиции надо отвечая на такой вопрос с учетом конкретной ситуации:

Сериал «Гримасы директорских будней»:

Мы так долго говорим о том, что повышение квалификации — вещь нужная и необходимая, что вполне себя в этом уже убедили. Остается убедить в этом работников. И для придания остроты сюжета приведу возможные примеры, которые могут возникнуть у тебя в суровых буднях твоей управленческой практики:

Готовясь к вопросу о направлении педагогов на обучение в Институте повышения квалификации, ты определил группу, состоящую из заместителя директора, учителей и воспитателей. И по окончании учебного года, говоря о перспективе на следующий год, сообщаешь им свое решение. А в ответ слышишь:

  • Пример 1. У меня и так большая нагрузка, что я в свой единственный методический день (!) буду на другой конец города ездить? Нет, я отказываюсь.
  • Пример 2. Я уже на пенсии. Куда мне еще учиться? Уволь, милый, меня от этого.
  • Пример 3. Я уже проходила год на какие-то курсы. Толку от них никакого нет. Зачем я еще буду время тратить. Лучше я к учителю в соседнюю школу буду ходить. И толку больше, и ближе.
  • Пример 4. А где это сказано, что я обязана пройти курсы повышения квалификации? У меня есть квалификация в дипломе о высшем образовании!
  • Пример 5. Ну, если ВАМ это нужно для ВАШИХ формальных вещей, я, конечно, пойду на эти курсы. Но тогда освободите меня хотя бы от посещения педсоветов (!) …
  • Пример 6. А можно не на эти курсы, а на другие. Только они платные, и стоит обучение … рублей.
  • Пример 7. Да, пойду, ведь у меня скоро аттестация на высшую категорию.
  • Пример n. …продолжение следует.
Ну, как? Лихо тебе? И ведь каждому надо в ответ сказать свое «царское слово»!

Но прежде, чем отвечать, задай себе следующие вопросы: Откуда идет это негативное отношение к вопросам повышения квалификации? От нежелания учителей учиться? От уверенности в уровне своего мастерства? От замотанности жизнью? От печального опыта предыдущей учебы? От незнания правовых основ этого вида деятельности образовательного учреждения? От отсутствия строгой дисциплины в ОУ? В чем же причина? Ответ один: От отсутствия порядка в головах.

Поэтому, чтобы быть во всеоружии к этим и другим n и n + 1 примерам, давай разберемся в сути организации данной деятельности в образовательном учреждении. И начнем, как всегда с нормативно-правового регулирования вопросов повышения квалификации кадров. А для этого вернемся к истокам темы, к вопросу «Подбор, прием и расстановка кадров».

Типовое Положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196):

П. 62 …На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.

П. 65 ...Педагогические работники имеют право: …б) на повышение квалификации. В этих целях администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.

На первый взгляд создается впечатление, что повышение квалификации для работника, имеющего соответствующую квалификацию по диплому об образовании, — это его право, а не обязанность, а для администрации ОУ — это ее обязанность (а не право!!!) реализовать данное право работника. На самом деле это не так.

Теперь понятно, что кто прав, тот и ЛЕВ!

А лев (он же начальник, руководитель, директор и т.д.), как известно, всегда будет прав!

И чтобы окончательно наступил порядок в головах, давай разберемся в соотношении двух понятий: квалификация и повышение квалификации.

Квалификация — от лат. qualification: quails (какой) + facere (делать):

  • профессия, специальность;
  • степень и уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда.

В дипломе о высшем образовании действительно отражается та квалификация и специальность, теоретические знания по основам которой мы получали, обучаясь в высшем учебном заведении. И это дает нам право в строгом соответствии с Трудовым кодексом заниматься педагогической деятельностью.

Трудовой кодекс, ст. 331:

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ.

Ценз — от лат. census:

  • ограничительные условия допущения лица к пользованию какими-либо правами

Но жизнь не стоит на месте, и любая специальность и квалификация требуют «подпитки» новыми знаниями, открытиями, сведениями о достижениях науки и практики, тем более, что педагогика как синтетическое направление, впитывающее в себя все современные направления психологии, социологии, психогигиены, возрастной физиологии, дидактики и т.д., постоянно обновляет свой арсенал знаний и методов их реализации. Поэтому повышение квалификации становится неотъемлемой частью жизни любого специалиста, и безусловно, педагогического работника в их числе:

Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов (утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 213):

ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации — это только часть глубоко продуманной системы, которая в соответствии с Законом об образовании (ст. 26) называется дополнительным профессиональным образованием и реализуется согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования в трех направлениях.

Итак, работник обязан и имеет право повышать свою квалификацию. Когда же он реализует эти права и выполняет эту обязанность?

Из Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования (повышения квалификации) специалистов:

Следовательно, в обязанности руководителя помимо создания для работников условий, необходимых для их успешного обучения, входит еще и установление периодичности повышения квалификации работниками ОУ.

Прими СОВЕТ: сделай (конечно, с помощью и включенностью в эту работу заместителя директора по УВР) себе еще одну шпаргалку под названием «Периодичность прохождения руководящими и педагогическими работниками ОУ №… повышения квалификации в 199_–200_ гг.», в которой фиксируй сроки обучения и содержание программы повышения квалификации, и обновляй эту шпаргалку по мере накопления информации и быстротечного хода времени:

Такая шпаргалка даст возможность:

  • во-первых, определить по времени и не упустить возможность для работника своевременно пройти повышение квалификации перед грядущей аттестацией на квалификационную категорию;
  • во-вторых, наметить перспективу этой работы по каждому сотруднику;
  • в-третьих, определить для каждого наиболее приемлемый и нужный вариант повышения квалификации.


Прогнозируя таким образом периодичность повышения квалификации, ты, как руководитель, сможешь заранее быть готовым и к вопросам расстановки: чтобы знать, в какой год загруженность педагога не была бы помехой для осуществления необходимого ему варианта повышения квалификации.

Вот теперь ты нормативно подкован и готов вступить в диалог с педагогами, чье негативное отношение к повышению квалификации послужило нам отправной точкой для изучения вопроса. Конечно, проблем будет возникать много, но основной их круг мы уже очертили. Осталось выяснить две позиции:

1. Когда этой работой занимается администрация ОУ?

Если устанавливается периодичность повышения квалификации для каждого педагогического работника, то, безусловно, эта деятельность занимает определенное время в управленческом водовороте жизни, т.е. в ЦИКЛОГРАММЕ образовательного учреждения:

2. И теперь вопрос второй, последний в этом параграфе и главный по сути проблемы:

ЧЕМУ учить каждого конкретного педагога?

И для ответа на него вновь вернемся к определению квалификации:

Квалификация — это степень и уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда.

Поэтому сформулируем насущный для нас вопрос так:

Повышать степень и уровень профессиональной подготовленности В ЧЕМ?

Но прежде, чем повышать степень и уровень, очевидно, надо понять, что они собой представляют, т.е. определить эту степень и этот уровень профессиональной подготовленности педагога:

И чем точнее мы определим этот уровень, тем более корректно поставим цели в области повышения квалификации работника, а тем самым добьемся главного: понимания педагогом необходимости и целесообразности повышения своей квалификации, поскольку именно индивидуальный подход к определению профессиональных проблем каждого работника даст тот результат, ради которого эта деятельность в учреждении существует.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru